Верховный суд подтвердил запрет завершать обгон через сплошную линию разметки, но не разъяснил, что в такой ситуации делать водителям, чтобы не стать нарушителями. А это самый большой страх российских автомобилистов. Зато Верховный Суд подтвердил, что обгонять «паровозиком» разрешено, и наказывают за это незаконно. Несмотря на это, некоторые инспекторы ДПС продолжают выписывать протоколы в суд. В ГИБДД тестируют новые камеры, установленные на обратной стороне дорожных знаков. Их ставят в местах, где водители чаще всего нарушают, а экипаж ждёт через несколько километров в засаде. Лишение прав за обгон на прерывистой линии, к сожалению, – тоже частая и законная практика, если неправильно выехать на «встречку». За неправильный обгон водителя теперь ждёт не только административная, но и уголовная ответственность: до двух лет лишения свободы с конфискацией транспортного средства. Обгон «паровозиком» разрешён. Это когда несколько машин пристраиваются друг за другом на «встречке» и обгоняют медленное транспортное средство, а то и несколько. По правилам, можно обгонять сразу несколько транспортных средств, и не нужно после каждого из них возвращаться на свою полосу. Инспекторы ДПС считают такой обгон запрещённым, так как пункт 112 ПДД запрещает выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. Поэтому полицейские выписывали пачками такие протоколы, и в суде водителей ждало наказание в виде штрафа в пять тысяч рублей либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. При повторном нарушении –безальтернативное лишение прав на 1 год. Если такое нарушение выявит камера, то выпишут только штраф – 5 тысяч рублей. Но из-за камер тоже бывают проблемы: если водителя за нарушение правил поймает инспектор, а у него уже был штраф с камерой, то это будет считаться повторным нарушением. Вот почему важно оспаривать штрафы, выписанные на собственника, когда за рулём был друг или родственник. Обгон «паровозиком» действительно опасен, ведь водитель, двигаясь за другим транспортным средством, может выезжать на встречную полосу вслепую. Соответственно, встречная машина может появиться абсолютно непредсказуемо, и всё это закончится страшным ДТП. Но, если запретить обгонять «паровозиком», то пробок станет только больше. Если машины начнут обгонять по одной и ждать, пока первый водитель завершит маневр, то пройдет слишком много времени, и вместо прерывистой линии начнётся сплошная. Водитель не успеет вернуться обратно, и вот вам новое нарушение. Но, если хорошо подумать, то любой обгон – это опасный манёвр, поскольку связан с риском лобовых столкновений. Но что же, теперь вообще обгоны запрещать? Конечно, нет. Если смотреть слепо в ПДД, то получается, что запрещено выполнять обгон в случаях, если транспортное средство движется впереди, производит обгон или объезд препятствия. Но где это впереди? А если это происходит через километр, то почему нельзя совершить обгон? В таком случае ведь водителю километра точно хватит. В 2019 году Верховный суд уточнил это правило и постановил, что не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, которое само в этот момент производит обгон или объезд препятствия. То есть обгонять «паровозиком» не запрещено, запрещён только так называемый «двойной обгон». Ещё одно важное правило – завершать обгон через сплошную линию разметки запрещено. В очередной раз это подтвердил Верховный Суд. Это самая большая проблема при обгоне, ведь появления сплошной разметки или запрещающего знака водитель на самом деле никак не может предугадать заранее. Особенно, когда легковушка обгоняет длинную фуру, которая этот знак просто закрывает. Издалека знак ещё можно было бы увидеть, а вот разметку – тяжело: она сливается с асфальтом, тем более, если это происходит ночью. За такой обгон также полагается штраф в пять тысяч рублей или от четырех до шести месяцев лишения прав, а при повторном нарушении – один год. Формально оказаться на встречной полосе слева от сплошной разметки запрещено. Это нарушение ПДД. Более того, правилами заботливо предусмотрено, что, прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения. Но это красиво звучит только на бумаге. «Обязан убедиться» – это просто перекладывание формальной ответственности на водителя, который в случае чего просто окажется виноватым. А то, что в жизни это заранее невыполнимое правило, чиновников, которые писали этот пункт правил, вообще не волнует. И вот представьте себе ситуацию – водитель, обгоняя фуру, видит, что скоро резко начнется сплошная. Что ему делать в этот момент, с учётом того, что на это решение у него всего лишь буквально одна или две секунды? Уйти вправо он не может, потому что там грузовик. Если резко дать по тормозам, то это опасное действие, которое может привести к потере управления. Уйти на встречную полосу – это тоже нарушение, за которое лишают прав. Получается, что водитель всегда виноват, и избежать наказания невозможно. Потому что есть только один безопасный вариант –завершить обгон даже через сплошную. Никакой общественной опасности нет в том, что водитель наедет на эту разметку на сантиметры или, может быть, даже на несколько метров. Гораздо хуже, если он начнёт вилять, нажимая на тормоз. Два важных лайфхака, которые могут помочь законно избежать наказания за завершение обгона через сплошную. В соответствии в ГОСТом, знак «Обгон запрещён» должен обязательно дублироваться с левой встречной обочины. Перед тем как начинается сплошная линия разметки, обязательно, на расстоянии не менее 50 метров для дорог с разрешённой скоростью 60 километров в час и не менее 100 метров при разрешённой скорости 90 километров в час, должна появиться предупреждающая об этом длинная прерывистая. Правда, даже 100 метров – это невероятно мало. Водитель преодолеет это расстояние всего за 4 секунды. Это тоже не поможет ему избежать наказания. Но дело в другом: если на дороге не окажется дублирующего знака на «встречке» или длинная прерывистая разметка будет менее 50 и 100 метров, то это нарушение требований ГОСТа. Значит, водителя нельзя наказывать, потому что, как подчёркивает Верховный Суд, одним из основных принципов обеспечения безопасности движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. То есть, если вы попали в такую ситуацию, вам в помощь запись видеорегистратора и рулетка. Поговорим о ловушках при обгоне. По правилам, обгон запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах (и, главное, под ними), а также в туннелях – в этих случаях обгон запрещён, за это можно лишиться прав. Но некоторые мосты, на которых по умолчанию обгон запрещён, реально тяжело заметить издалека. Тем более, если разметка прерывистая и запрещающих знаков нет. Фактически, это пережиток прошлого, и такое правило запрета на обгон можно было бы давно отменить, просто оставив знак «Обгон запрещён» только там, где это действительно опасно. При этом стоит напомнить, что обгон запрещён на пешеходных переходах, причём вне зависимости от наличия на нём пешеходов. Потому что до 2014 года можно было обгонять на переходах в случае отсутствия пешеходов. Также есть важные особенности обгона организованной колонны транспорта. Это когда друг за другом двигаются три и более транспортных средств, а в голове колонны находится машина сопровождения с цветографическими схемами и проблесковыми маяками. Такую колонну можно обогнать, но за раз – в неё встраиваться ни в коем случае нельзя. А если у головной машины включены проблесковые маячки синего и красного цветов, а также включён звуковой сигнал, то такую колонну вообще обгонять нельзя даже за один раз. Вопреки заблуждению многих, обгон на перекрёстках не запрещён. Разрешено обгонять на нерегулируемых перекрёстках по главной дороге. Часто водители забывают об этом и в результате попадают в такие ДТП: один автомобиль обгоняет, а второй начал поворачивать налево на перекрёстке, не посмотрев в зеркало. Или, когда при выезде со двора вам в лоб приезжает автомобиль, осуществляющий обгон. А вот обгон по второстепенной дороге, а также на равнозначных и регулируемых перекрёстках строго запрещён и наказывается лишением прав. Еще одно правило – никогда слепо не доверяйте разметке при обгоне. Вот пример: водитель начинает обгон через прерывистую разметку и завершает тоже через прерывистую. Вроде ничего не нарушил, но потом оказывается, что за километр до этого места стоит знак «Обгон запрещён», и ничего не подозревающего водителя, естественно, лишают прав. Дело в том, что знак «Обгон запрещён» может действовать десятки километров. Даже такие таблички с расстоянием иногда применяют, чтобы людям хоть как-то ориентироваться. Хотя, держать в голове и высчитывать эти километры невозможно. А люди на ровном месте попадают в ловушку, а ГИБДД тут как тут. Как и за другие нарушения правил обгона, такой манёвр обойдётся в пять тысяч рублей штрафа или лишением прав до одного года. Вы спросите: «А как такое вообще возможно, разметка же противоречит знаку?». Но в том-то и дело, что не противоречит, потому что знак запрещает только обгон, но ничто не мешает, например, поворачивать налево или разворачиваться, для чего и делается прерывистая разметка. То есть, формально, противоречия нет. Но, как правило, в местах с запретом обгона делают сплошную линию. Но это не всегда так, поэтому важно помнить, что дорожный знак 3.20 «Обгон запрещён» действует до ближайшего перекрёстка за ним, а в населённых пунктах – до конца населённого пункта либо до знаков, отменяющих ограничения. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих территорий и в местах пересечения с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. Это могут быть километры или даже десятки километров. Поэтому главное правило: «не уверен – не обгоняй». Раз уж заговорили про особенности действия знака «Обгон запрещён», то стоит напомнить, что у него есть исключение. Обгонять в зоне действия этого знака можно тихоходные транспортные средства с соответствующим знаком на них – гужевые повозки, велосипеды, мопеды и двухколёсные мотоциклы без бокового прицепа, но только если разметка прерывистая, при сплошной – все равно нельзя. Зона действия знака «Обгон грузовым автомобилем запрещён» такая же, но обгонять нельзя никого, здесь исключений нет. Эти же знаки, но на жёлтом фоне действуют точно так же, только они временные и имеют приоритет над знаками на обычном белом фоне. В последнее время на знаках стали иногда вешать время действия знаков «Обгон запрещён». То есть мало того, что надо считать расстояние, теперь ещё перед обгоном надо смотреть на часы. Главный совет: всегда внимательно следите за знаками и не доверяйте на 100% прерывистой разметке. Также два слова про обгон тихоходных и медленных транспортных средств. По правилам, вне населённых пунктов они обязаны смещаться как можно правее либо даже съезжать на обочину и пропускать машины, которые собрались вереницей за ними.