За последние полгода стоимость проживания в российских гостиницах, отелях, санаториях, пансионатах и домах отдыха выросла в среднем почти на 17%. Эти данные приводит Росстат, указывая на наиболее значительное подорожание в гостиницах категории 4-5 звезд (17,29%). Дома отдыха подорожали на 15,91%, а санатории — на 13%. Далее следуют апартаменты категории 3 звезды (12,98%), гостиницы категории 2 звезды (11%), мотели (10%) и хостелы (4%). Цены стабилизировались в конце мая и до настоящего момента почти не менялись. Сезонное повышение спроса при этом не сыграло значительной роли, как указали в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Член президиума АТОР Сергей Ромашкин пояснил, что динамика цен в туризме обычно движется от зимнего минимума к летнему максимуму. Самым дорогим с точки зрения туризма периодом является конец июля – конец августа. Затем цены снижаются до 25 декабря, достигая минимума примерно 20-го числа. Далее наблюдается небольшой новогодний всплеск цен на неделю-две, а затем снова затишье до самого лета. Таким образом, рост цен на туристические услуги с наступлением теплого времени года — явление привычное и не являющееся чем-то из ряда вон выходящим, отметил он. Если сравнивать не декабрь с июнем, а соответствующие месяцы последних лет, то можно заметить общий рост. В июне 2023 года отдых стал дороже в среднем на 15%, и тенденция к повышению цен продолжается. По Краснодарскому краю ожидается дальнейшее подорожание на 15%, в то время как в Крыму и Севастополе цены выросли всего на 7-8%. Скорее всего, даже к пиковым числам ситуация сильно не изменится, отметил Ромашкин. В Дагестане после недавних тревожных событий туроператоры и отельеры рассматривают возможность снижения цен, хотя пока что туристический поток остается стабильным. Основные причины подорожания включают увеличение стоимости услуг персонала и продуктов питания, которые в сумме составляют примерно 50% общего прироста. В туриндустрии сейчас сложно с кадрами, особенно с поварами, горничными и официантами. Единственный способ привлечь и удержать их на местах – повышение зарплат. В противном случае гостиницы и рестораны рискуют получить негативные отзывы и упадок бизнеса из-за неудовлетворительного сервиса. Тем, кто еще не собрался в отпуск в теплые края, не стоит опасаться критичных расходов, но создание дополнительных накоплений в ближайшее время станет необходимым. Программа туристического кешбэка показала высокую эффективность, однако была свернута и не подлежит продлению. Возможно, в будущем введут подобную льготу для отдельных категорий, но пока подобных планов не озвучивалось.