Основополагающей задачей образования является получение практических навыков, применяемых в будущей профессиональной деятельности и жизненных ситуациях. Что предполагает комплексную систему обучения. И начинается всё со школьной скамьи. Базовым предметом школьного образования является русский язык, который должен формировать у школьников практические навыки анализа математических, физических явлений, что невозможно без владения предметным понятийным аппаратом. А что же в реалии? 91,6% выпускников не могут решить текстовую задачу прикладного характера по экономике в рамках экзамена по математике ЕГЭ; 85,9% выпускников не могут ответить своими словами на вопрос, требующий анализа исторического текста; 82% выпускников не могут развёрнуто объяснить биологическое явление. Результаты ЕГЭ подтверждают то, что обучение русскому языку в связке с предметами, которые на самом деле нужны школьнику, отсутствует. Получается, что существующие программы школьного обучения русскому языку не обеспечивают формирования знаний, обеспечивающих его использование в практической жизни и в профессиональной сфере. При этом, само проведение ЕГЭ стало скандальным событием в жизни выпускников, начиная с унижающего личное достоинство досмотра школьников, заканчивая самой системой формальной оценки знаний. Формализация государственной оценки знаний выпускников школ привела к тому, целью обучения стало получение высоких баллов ЕГЭ, а не выявление талантов учеников и их развитие. Главное негативное последствие сложившейся системы оценки знаний – это соответствовать только формальным показателем и нежелание учиться новому, отказ от нестандартного мышления. К примеру, выпускник, получивший 95 баллов по математике и физике, но 60 баллов по русскому, будет проигрывать школьнику, получившему 95 баллов по русскому и по 80 баллов по математике и физике, при поступлении на техническую специальность. Хотя для страны важнее, чтобы инженерами становились люди с явными математическими способностями. Но государственная система отбора в престижные технические вузы отсекает талантливых детей, не получивших высоких баллов по русскому. Действительно, надо чтобы выпускники школ владели русским языком в достаточной мере, но баллы по русскому языку не должны отсекать талантливых детей, если они поступают на технические специальности. К примеру, такие гении, как Альберт Эйнштейн, Александр Белл, Томас Эдисон, не могли бы пройти отбор при поступлении в наши университеты, так как страдали дисграфией (нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках), которое не связано с интеллектом, но этим нарушением страдают многие люди имеющие технические способности. Также следует отметить утрату смысла обучения в старших классах, в 10-11 классах подготовка к ЕГЭ превалирует над обучением, создающим знания, которые бы выпускники использовали в дальнейшем обучении и карьере. При этом, произошедшая деградация образования привела к тому, что без участия репетиров маловероятно получение высоких баллов ЕГЭ, что значительно ограничивает возможности школьников, родители не имеют финансовых возможностей на оплату репетиров. Для получения высоких баллов ЕГЭ, родителям, как правило, необходимо ежемесячно тратить на занятия детей не менее 20 тысяч месяц и начинаются траты ещё с 10 класса. Поэтому на бюджетных местах вузах больше учатся дети обеспеченных родителей. Образовательные достижения школьников в зависимости от финансового благополучия семьи трактуются по-разному. Если выпускник получает низкие баллы, семья с высоким уровнем достатка готовится к обучению на коммерческой основе, а для семьи с низкими доходами это становится сигналом для отказа от продолжения образования. В настоящее время около 4 млн человек являются студентами высших учебных заведений, из них больше половины обучаются на коммерческой основе. Средняя стоимость обучения в российских вузах составляет 186 тысяч рублей в год. Российская система высшего образования по качеству обучения сильно отличается. Есть топовые университеты, в которые трудно поступить, средний балл для бюджетников превышает 90, а стоимость коммерческого обучения, как правило, превышает 500 тысяч рублей в год. В такие вузы поступают, в основном, олимпиадники, абитуриенты из более образованных и обеспеченных семей. В большей степени специальности, по которым осуществляют обучение, высокодоходные и востребованы в экономике. Выпускники из бедных семей в большей степени делают выбор в пользу слабых вузов в связи с тем, что недостаточные финансовые ресурсы закрывают им путь к высококачественному образованию. Одним из факторов, влияющих на решение куда пойти учиться, является стоимость проживания за пределами родного города, из-за этого значительная часть выпускников школ отказываются от поступления в топовые вузы даже при наличии высоких баллов. Вследствие чего высшее образование для большинства из них не становится социальным лифтом. Существует потребность в создании механизмов социальной поддержки молодёжи, обучающихся в вузах, и я думаю, целесообразно начать с установления студенческих стипендий в размере минимального размера оплаты труда. Это позволит расширить возможности для сильных выпускников школы из малообеспеченных семей. Кроме того, необходимо изменить программы обучения в школах и систему итоговой аттестации. Потому что существующее образование не ориентировано на получение качественных знаний и практических навыков у школьников, которые бы они использовали в жизни, а система ЕГЭ не формирует справедливые и объективные критерии отбора школьников для поступления в вузы страны. А пока превалирует кассовый подход в образовании, потому что значительная часть преподавателей, руководителей образовательных учреждений заинтересована в этом, так как от этого зависят их личные доходы.