пришлите новость

WhatsApp Telegram

Браво, Амина! В Минкульте Башкирии годами использовались «мутные схемы»?

10:34, 18 июня 2024

В гипотезе – подведомственные учреждения могли брать в аренду технику у самих себя и тем самым использовать голимое «прогонялово»

Браво, Амина! В Минкульте Башкирии годами использовались «мутные схемы»?
Гульнара Юрина, Амина Шафикова // Фото: официальные страницы Амины Шафиковой и Гульнары Юриной в соцсетях / Вконтакте

Пианистка, народная артистка РБ и просто красавица – Амина Шафикова – возглавила Министерство культуры Башкирии еще в далеком 2012 году. Милая, добрая, талантливая министр – на публике всегда улыбчивая и невероятно стильная. Но это – лишь внешняя картинка. Ведь, вероятно, счастье Амине обеспечивает не менее обаятельная экс-режиссер Гульнара Юрина, которая владеет фирмами ИП Юрина и Дирекция культурных программ РБ. И у ее компаний невероятное количество госконтрактов через государственные киностудии, филармонию, концертные залы и другие подведомственные Минкульту организации. Общая сумма – под миллиард рублей. Это целые реки денег из бюджета, которые текли через организацию книжной ярмарки «Китап-байрам», фестов и флешмобов, Фольклориады, WorldSkills Russia и многого другого, что уфимцы запомнят из-за многочисленных пробок. Но и это не все. Есть гипотеза, что ИП Юрина, возможно, не имеет своего оборудования, а арендует его у самого Минкульта. А потом его же и сдает, но уже по госконтрактам, со значительным «приплодом». О том, почему Юрину называют «кошельком» Амины Шафиковой – в нашем расследовании.

«Как делать миллионы на нуле»

Юрина сегодня – организатор и главный режиссер международных, всероссийских и республиканских мероприятий, которые проходят в Башкирии.

– Практически все самые интересные и масштабные события Гульнара создает вместе со своей командой «Дирекции культурных программ РБ», – говорится о ней в одном из интервью.

Мать четверых детей активно участвовала в различных конкурсах, брала даже «семью года» в конкурсе «Молодая семья – 2014». А в 2016 году предложила Путину отжаться на акции к 71-летию Победы. Сейчас на женщине два предприятия, которые получают, пожалуй, самые жирные контракты от Минкульта.

Так, согласно открытым источникам, ИП Юрина получила 22 контракта от ГКЗ «Башкортостан» на 89 млн рублей, 4 контракта от Национального литературного музея на 55 млн рублей, 30 контрактов от Ансамбля имени Ф. Гаскарова на 33 млн рублей, 7 контрактов от Республиканского Центра народного творчества на 25 млн рублей и 22 контракта от Филармонии имени Ахметова на 4,5 млн рублей.

А у фирмы Юриной, Дирекции культурных программ РБ, еще 8 контрактов от ГКЗ «Башкортостан» на 46 млн рублей, 37 контрактов от Ансамбля имени Ф. Гаскарова на 34 млн рублей и 1 контракт от Государственного симфонического оркестра на 13 млн рублей.

При этом (о чудо!) у Дирекции 0 (ноль) внеоборотных активов. Скажем так, эти активы – это основные средства, оборудование и тому подобное. Их у компании, судя по бухгалтерским документам, нет?

Оборотных активов – 30 млн рублей, это деньги на счетах и в обороте. А еще у НКО есть прибыль. Почти 17 млн рублей – добавочный капитал, его как раз фирма могла бы пустить на закупку оборудования, но почему-то этого не делает. Если бы они приобрели оборудование – оно бы высветилось в графе «внеоборотные активы». Однако графа, как мы уже сказали, остается пустой.

1.jpg

«Косяки»

Вообще, надо сказать, госконтракты по услугам, особенно по организации концертной деятельности и праздников – это очень сложные в плане проверки мероприятия. Однако здесь даже мы беглым взглядом замечаем, насколько творческие люди «аляписто» составляли документы и сколько оставили, на наш взгляд, «небрежностей».

Например, в 2021 году на Финал IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по 44-ФЗ был заключен контракт на 9 млн рублей. Закупка, естественно, у единственного поставщика. А заказчиком тогда выступал Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова, то есть подведомственная Минкульту организация.

Вообще, в топ подведомств министерства, через которые, возможно, и «идут прогоны», входят киностудия «Башкортостан» имени Абдразакова, Башгосфилармония им. Ахметова, ГКЗ «Башкортостан», Государственный академический симфонический оркестр РБ и даже Национальный литературный музей РБ. То есть, эти организации выступают в качестве заказчиков, а Минкульт, словно мама, заботливо дает им деньги, посему можно сказать, что это траты внутри «семьи». И далее мы увидим, как это может выводиться вовне «семьи».

Если же задать вопрос: а почему закупка была сделана у единственного поставщика, то нас с высокой долей вероятности отправят к пункту 17 статьи 93 того же Федерального закона № 44. Мол, концертная деятельность, вы все понимаете, идет: «Заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом <> на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом, на исполнение, либо поставки <> декораций реквизита, музыкальных инструментов, бутафории». Получается, это лазейка, которой можно пользоваться, либо Юрина действительно единственная, кто мог оказать услугу?

Но продолжим разбирать услуги, которые Юрина оказывала ансамблю народного танца имени Файзи Гаскарова во время WorldSkills Russia. Вот договор, который подписан просто: «697 Артисты Топ100.pdf». То есть Юрина приглашает артистов за 30 тысяч рублей. Каких?

2.jpg

Одного ведущего, наградную группу в 2 человека и кураиста. Вы не ослышались! Получается, что у Ансамбля нет даже своего кураиста и артиста, который может быть ведущим? Смотрим официальный сайт Ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Первый же пресс-релиз. Для фото, о чудо, нашелся кураист:

3.jpg

Да и вообще, на сайте Ансамбля есть целая плеяда кураистов, здесь их представлено двое:

4.jpg

Если поддаться эмоциям, то этот контракт можно назвать просто – голимое «прогонялово». Но мы пока не будем.

Если артистов приглашали всего за 30 тысяч рублей, то аренда оборудования, которое Юрина якобы поставила туда же, стоила все 30 млн рублей. Правда, закупки дробятся. И, как мы полагаем, понятно, почему. Ведь так никто даже не захочет ничего искать.

Вот, например, мелкая закупка – проектор для показа фильма. Его ансамбль берет у Юриной в аренду, но мог бы взять у киностудии «Башкортостан». И киностудия «Башкортостан», и ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова – оба подведомственны Минкульту республики — и могли бы сдать друг другу оборудование. Но почему они предпочитают прогнать его через ИП-посредника? Смотрим сайт киностудии, а там целый список оборудования, которое сдается в аренду, в том числе различные осветительные приборы и даже проекторы. Не исключено, что Юрина могла арендовать это оборудование у них, а затем пересдать его в аренду ансамблю. Во всяком случае, в документации нет запретов на пересдачу техники в субаренду.

5.jpg

Но постойте, откуда вообще у Юриной проектор, если, согласно документам, как мы помним, у нее нет основных средств. В графе «внеоборотные активы» стоит прочерк в 2021 году, в 2022 и даже в 2023. Пустота.

Скрипачи – не рвачи

Проверить обоснованность закупки в ситуации с артистами, действительно, очень сложно. Например, открытым остается анализ по поводу обоснованности проведения конкурса имени Владимира Спивакова, который организовал ГБУ Национальный симфонический оркестр. Проводила его Гульнара Юрина за 13 млн рублей, а сам контракт был заключен в декабре 2021 года. Конкурс проводился в ГКЗ «Башкортостан», где симфонический оркестр выступает всегда – и проходил несколько дней.

Совершенно неочевидно, что именно Юрина делала там и какие услуги посредника оказывала за 13 млн рублей, ведь в договоре обтекаемо указана «координация между участниками конкурсного процесса». При этом отмечено, что план порядка и проведения конкурса международных скрипачей утвержден председателем оргкомитета конкурса скрипачей Спиваковым. Входил ли в эти 13 млн рублей съем гостиниц для высокопоставленных гостей – неизвестно, данные не публикуются.

У самого ГКЗ «Башкортостан», которое фигурирует тут просто как место проведения конкурса, а не заказчик, в видах деятельности указано: лизинг и аренда оборудования, предоставление помещения в аренду и даже деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания. То есть — организацией встречи гостей могли бы заняться и они сами. Но зачем, ведь есть Юрина.

Основной вид деятельности ОКВЭД 

Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества (90.04.3). 

6.jpg

И не будем забывать, что директор ГКЗ «Башкортостан» Вильдан Яруллин, вероятно, больше занят золотодобычей в Зауралье.

А сколько всего?

Услуги Юрина и ее компания предоставляли самые разные. Здесь и аренда проектора, и изготовление декораций для мероприятий, и услуги хореографов для ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова, и разработка единого фирменного стиля для улицы и этнодеревни, и поставка футболок, и даже закупка канцелярских товаров.

Согласно порталу «ГосЗатраты», выясняется, что на счету у ИП Юриной Г. Р. 272 контракта на общую сумму в 540,8 млн рублей, а на счету АНОК «ДКП РБ» (АНОК «Дирекция культурных программ РБ») — 54 контракта на общую сумму в 165,4 млн рублей, то есть в совокупности предприниматель получила 326 договоров на различные услуги общей суммой в 706,2 млн рублей. Если объединить ее с соучредительницей и бенефициаром Двойниной и другими возможными бенефициарами – может набежать сумма до миллиарда рублей.

Уведет ли этот год от нечисти?

В личной жизни Шафиковой, видимо, все сложно, в соцсетях нигде нет информации ни о супруге, ни о детях. Что касается Юриной, которая, к слову, очень похожа на Шафикову внешне, то, в отличие от министра, она многодетная и ее семейственность публична. Кстати, недавно она выложила пост:

– Надеюсь, 2024 год уведет от нечисти…

Что именно подразумевала Юрина, узнать сложно, но нечисть из ее жизни может действительно уйти.

Мы будем следить за развитием ситуации.

Ищите женщину!

По поводу возможных нарушений по контрактам редакция Пруфы.рф направила запрос в Министерство культуры. Как только получим ответ, сразу его опубликуем.

Сама Гульнара Юрина отказалась разговаривать с журналистом, заявив по телефону, что не дает комментариев именно нашему изданию:

– Я с вами даже говорить не буду, – заявила она.

Просим считать публикацию обращением в правоохранительные органы.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное