К такому выводу пришли юристы, которые указали, что закон не содержит термина «опоздание», что может привести к различным толкованиям и трудностям на практике. Отношения между работодателем и работником регулируются не только Трудовым кодексом, но и трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, согласно которым определяется начало и конец рабочего времени и требование нахождения сотрудника на рабочем месте. Сотрудники часто объясняют свои опоздания или прогулы пробками, посещением больницы и другими причинами. Однако в российском Трудовом кодексе не указаны критерии, по которым причины отсутствия на работе могут быть отнесены к уважительным или неуважительным. В случае, если работодатель пришел к выводу, что причина опоздания неуважительная, он имеет право выговорить сотрудника или даже уволить его. При этом работодатель также может не оплачивать время, когда сотрудник отсутствует на рабочем месте. Даже незначительное опоздание может стать основанием для замечания со стороны руководителя. Однако если из-за пятиминутного опоздания компания понесла убытки или возникли серьезные проблемы, работник может быть уволен по причине нарушения трудовых обязанностей. Тем не менее юристы отмечают, что уважительную причину опоздания определяет сам работодатель. Если сотрудник не согласен с его решением, он может обратиться в суд. В практике судов уважительными причинами опоздания признаются погодные условия (например, сильный снегопад), плохая дорожная ситуация, экстренные ситуации, связанные с заботой о больных родственниках, вызов в суд, посещение врача из-за болезни работника. Помимо уважительности причины, суды учитывают, предупреждал ли работник непосредственного руководителя о возможном опоздании.