пришлите новость

WhatsApp Telegram

Коллективное бессознательное или состояние аффекта? Психотерапевт - о людях на митингах

17:05, 06 февраля 2024

Специалист рассказал, что заставляет людей участвовать в массовых протестах и как они меняются во время и после них.

Коллективное бессознательное или состояние аффекта? Психотерапевт - о людях на митингах
Пруфы.рф

В январе текущего года в Башкирии прошло сразу несколько масштабных несанкционированных митингов. Эти события, как кажется, не оставили никого равнодушным и вызвали широкий резонанс в обществе. Мы поговорили с главным врачом ГБУЗ МО Центральной клинической психиатрической больницы им Ф.А. Усольцева, профессором Ильгизом Тимербулатовым о том, что заставляет людей участвовать в массовых протестах и как они меняются во время и после них.

«Обострённое чувство справедливости»

– В минувшем месяце в Башкирии было сразу несколько достаточно масштабных несанкционированных митингов. Что, с психологической точки зрения, заставляет людей участвовать в подобных мероприятиях?

– У участников несанкционированных митингов, где бы они ни проходили и по какому поводу (страна, историческая эпоха, по сути, не имеет особого значения), обычно выделяют следующие особенности:

Во-первых, это так называемое протестное поведение, которое произрастает из объективных и субъективных социальных факторов. К числу объективных относятся возможные недоработки, упущения со стороны административно-управленческого персонала различных уровней или же просто социально непопулярные, но необходимые для экономики меры. Как банальные примеры, можно привести периодические митинги в Европе по поводу урезания социальных выплат или акции «зелёных» в их борьбе против глобального потепления.

Во-вторых, это мотивы людей, участвующих в такого рода мероприятиях. Ведь все взрослые люди прекрасно понимают, что участие в несанкционированных мероприятиях не останется без реакции властей и у участников могут быть серьёзные проблемы. Вы спросите, что же заставляет людей идти на это, ставя на карту очень многое? И вот здесь мы подходим с вами к человеческой психологии. Большинство людей, понимая всё это, стараются избегать подобных мероприятий, но есть и люди, по меткому выражению классика, «с обострённым чувством справедливости», которые легко втягиваются в подобные протестные события, особо не задумываясь над классическим вопросом романов Агаты Кристи и других детективов – а кому это выгодно? Есть среди участников и люди, которые жаждут новизны ощущений, драйва опасности, а такие активные действия дают их в полной мере, тем более что сотрудники силовых структур могут применить жёсткие меры по установлению правопорядка.

Ещё одна довольно большая группа представлена людьми, которые испытывают высокий уровень тревоги в своей личной жизни, находятся в актуальной кризисной ситуации, и такое участие помогает разрядить свой негативный эмоциональный потенциал в действия и перевести темы своего кризиса в «общий» накал страстей. Ну и, конечно, есть и те, которые хотят воздействовать на социальную ситуацию в обществе.

– О поведении людей на митингах. Правда ли, что в толпе один конкретный человек теряет свою личную идентичность, и эта самая толпа ведёт себя, как единый организм?

– Существует механизм психологического заражения, особенно его провоцирует толпа, большое скопление людей. Один человек, находясь в толпе, начинает скандировать то, что скандирует большинство вокруг него, начинает производить действия, которые демонстрируют окружающие его люди. Но назвать толпу единым организмом нельзя, потому что в каждой толпе есть «свидетели-наблюдатели», «провокаторы», «организаторы» и т. д. То есть у определённых людей в толпе есть чёткие роли, которые они играют. Простому человеку, принимающему участие «за компанию», это распознать крайне трудно, так как есть высокая вероятность подчинения толпе, о чём уже сказано выше.

– Нужен ли такой толпе лидер, или всё происходит на каком-то бессознательном уровне, и люди начинают выкрикивать лозунги за любым человеком, кто выкрикнул какую-либо фразу?

Я уже ответил на этот вопрос выше. Лидер или лидеры есть всегда. Это закон социальной психологии. Ведь существуют вопросы, которые нужно решить и распространить об этом информацию для других: дата, время, место, использование технических средств (громкоговорители, переносные микрофоны) – пути отхода в случае опасных ситуаций. Последнее уже для близкого к лидеру окружения.

Агрессивные отклики

– О насилии на митингах. Что заставляет людей применять насилие на подобных акциях? Неужели инстинкт самосохранения совсем отключается, что люди делают вещи, не характерные для них в обыденной жизни?

– Агрессивные отклики протестующих возникают лишь тогда, когда они провоцируются внешним воздействием, то есть когда разгневанный индивид видит перед собой объект, «достойный», по его мнению, атаки. Например, автомобиль полиции или богато украшенная витрина магазина, или личность, которую он ассоциирует с источником фрустрации. Фрустрация — это препятствие на пути целенаправленного поведения. Агрессия — это поведение, предназначенное для нанесения вреда — психически или иным образом — тому, на кого оно направлено. Всё это ещё может подкрепиться образцом поведения кого-то из толпы – агрессивного, разрушительного, асоциального.

– Постмитинговые состояния. Люди задаются вопросом, неужели я это делал, кричал, участвовал, возможно, даже применял физическое насилие, удивляются делам в отношении их. Не помнят себя некоторые. Что это, состояние аффекта? Как это объяснить?

– Есть ряд объяснений этому. Чаще всего это такой феномен, который называется «травма свидетеля». Её получают люди, которые сами не пережили тяжелое событие (чаще – насилие), но тем или иным образом стали его свидетелем, наблюдающей стороной. Так, свидетель насилия становится косвенной жертвой произошедшего и может переживать крайне болезненные долгосрочные симптомы. С развитием средств массовой информации проблема травмы свидетеля стала более глобальной. Сейчас люди получают из СМИ массированный поток шокирующих данных. Получить травму теперь как никогда просто – достаточно включить телевизор, почитать новостные каналы или просто зайти в ленту своих социальных сетей.

– Вдогонку к предыдущему вопросу. Даже у людей, не участвовавших в митингах (причем значительной части населения республики), было состояние участия в нем, неравнодушия, готовности действовать. Я сужу здесь по соцсетям и новостям в СМИ. Неужели этот порыв на каком-то уровне распространяется на большие расстояния и отдельных людей в большом количестве?

– Здесь срабатывают механизмы идентификации – самоотождествления себя с национальностью, полом, религиозной принадлежностью, возрастом, что и может спровоцировать описанные вами переживания у наблюдателей.

– Вообще, как политическая ситуация влияет на здоровье человека? Как «поймать адекватность» и успокоить расшатанные нервы?

– Есть замечательное выражение: «Семь раз отмерь, один отрежь». Прежде чем что-то делать или в чём-то участвовать, нужно подумать о последствиях и взять персональную ответственность за это. Совет очень прост – делать и контролировать то, на что ты можешь влиять, и не ввязываться в те сферы, на которые ты влиять не в состоянии. И иметь разум отличить одно от другого.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное