Антимонопольная служба выявила признаки картельного сговора между клининговыми компаниями, мэрией Уфы и подведомственными ей образовательными учреждениями. Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается уже полгода, и, очевидно, близится к завершению. Пока ведомство не вынесло свой вердикт, уборка в уфимских школах и детсадах ведется в рамках заключенных контрактов, однако довольно скоро 212 детских образовательных учреждений могут остаться без поломойщиков. Обвинение против клининговых компаний, вполне вероятно, является ничем иным как продолжением передела рынка, ведь одним антимонопольным делом не ограничилось. В распоряжение Пруфы.рф попал документ об итогах проверки качества уборки, а кроме того, редакции удалось довольно детально пообщаться с одним из участников так называемого «картеля». Подробности — в нашем материале ниже.Сбой системы Аутсорсинг в школах и детских садах в Башкирии начали внедрять в 2017 году. Тогда предполагалось, что контракты с поставщиками услуг (питание, охрана и уборка помещений) будут заключать сразу на два года. Вероятно, поначалу так оно и было, но свелось к тому, что работа с госзакупками пошла в буквальном смысле бесперебойно — срок действия контрактов на клининг ограничивался несколькими месяцами, в лучшем случае первым или вторым полугодием учебного года, а зачастую и вовсе одним месяцем. То есть каждый месяц множество трудолюбивых сотрудников школ и детсадов готовили пакеты документов для объявления закупки, потенциальные исполнители собирали пакеты документов для участия, а члены комиссии эти пакеты документов изучали и оценивали, чтобы выбрать соответствующего исполнителя. Проблема проявилась в острой форме еще в пандемийном 2020 году. В то время как по всему миру ужесточали требования к санитарным нормам и из каждого утюга напоминали о необходимости блюсти гигиену с особым тщанием, уборщицы нескольких уфимских школ обходились обычной водой из-под крана и ветошью. Дело дошло до коллективных обращений к президенту Путину. Причиной же отсутствия инвентаря и дезинфицирующих средств, как тогда сообщала наша редакция, была очередная смена подрядчиков. Вероятно, осознав наконец масштабы бессмысленного расходования трудовых ресурсов, в этом году мэрия решила подписать контракты на клининг сразу на два года вперед (как собственно и задумывалось с самого начала). Объединенные госзакупки (всего их было 57) были объявлены в начале текущего года со сроками исполнения контрактов до конца 2024-го.Победителей судят В результате 57 конкурсных процедур контракты на уборку 212 школ и детских садов на общую сумму 972,4 миллиона рублей получили 6 индивидуальных предпринимателей (Элина Бурнадзе, Ринат Зямилов, Артур Камалтдинов, Роза Камалтдинова, Артур Минигалиев и Дмитрий Корытов) и 2 общества с ограниченной ответственностью (ООО «Блесксервис Плюс» и ООО «Городской Сервис»). Общая сумма всех контрактов выглядит весьма внушительной, но и объектов немало, да и сами контракты, напомним, двухгодичные. Выходит, что в среднем на уборку одного учреждения заложено порядка 200 тысяч рублей в месяц. Подразумевается, что за эти деньги поставщик услуг обеспечит детские учреждения уборщиками (в иных случаях не только внутри помещений, но и на улице) со средствами индивидуальной защиты, инвентарем и моющими средствами, а при необходимости еще подлатает инженерные системы. Практически на все закупки было подано лишь по одной заявке, что и показалось УФАС подозрительным — якобы предприниматели сговорились, чтобы не конкурировать между собой, а это в свою очередь, по мнению антимонопольщиков, привело к заключению контрактов по начальной цене без снижения. В пользу выводов УФАС говорит использование участниками одних и тех же IP-адресов (то есть документы в систему отправлялись с одного компьютера), да и сами документы оказались слишком похожими. Почему так получилось, Пруфы.рф выяснил еще в мае, когда антимонопольное дело только начинали рассматривать. – Есть человек, который занимается тендерами. Его порекомендовали. Он сам подавал все заявки и, насколько я понимаю, использовал одну почту. Я думаю, к нему должны быть вопросы. Не знаю, как связали этих людей. Единственный момент, который может быть, – это специалист, работавший с тендерными закупками, – рассказал тогда изданию Артур Минигалиев.Два специалиста Как оказалось, с документами всех 8 клининговых компаний, выигравших закупки, работали 2 тендерных специалиста. По ним УФАС и «вычислило» два так называемых картеля. Нам удалось пообщаться с представителем одного из «участников сговора», который согласился рассказать некоторые детали происходящего, но попросил сохранить анонимность (почему — станет ясно чуть ниже). — Ничего удивительного, что разные компании обратились к одним и тем же специалистам. Когда мы искали человека, способного оперативно и безошибочно сформировать пакет, нам сразу назвали конкретное имя того, кто не подведет. Мы связались, обозначили свои предпочтения. У нас ведь ресурсы не безграничны, мы не хотели рисковать и заявляться на все тендеры подряд, — объяснил собеседник редакции. — Далее почти всю работу делал нанятый нами специалист. Очевидно, что и наши конкуренты поступили также. Если я не ошибаюсь, кто-то из них уже работал с одним из двух привлеченных тендерных специалистов и выигрывал, так что выбор был очевиден. Странным УФАС показался и тот факт, что на подготовку конкурсных заявок заказчики отвели лишь один день, а претенденты при этом умудрились вовремя собрать все необходимые документы. — Требования к исполнителям каждый раз одни и те же: медицинские книжки, различные справки сотрудников, сертификаты, договоры — мы такие документы уже собирали для участия в предыдущих закупках и знали, что нас ждет, поэтому готовились заранее. Прежние контракты на клининг истекали, и школы торопились найти новых исполнителей, а мы мониторили электронную площадку в режиме нон-стоп, опасаясь пропустить свой шанс, — прокомментировал наш источник.И причем тут Мавлиев? УФАС не ограничился обвинениями в адрес предпринимателей. По мнению антимонопольщиков так называемый сговор был реализован при «непосредственном взаимодействии с заказчиками и организаторами торгов, а также администрацией Уфы». При этом УФАС указывает на изменения, внесенные Типовое положение о закупках муниципалитета. Соответствующее постановление за подписью мэра Уфы Ратмира Мавлиева было утверждено 23 января и опубликовано на следующий день. А уже 26 января примерно половина детских образовательных учреждений объявила закупки по новым правилам. И теперь им вменяют в вину то, что они оказались чересчур (по мнению антимонопольщиков) оперативными. Указанные изменения в числе прочего касаются условий закупок по принципу «электронного магазина» (допускается, когда контракт предполагают заключить с субъектом малого или среднего предпринимательства на сумму до 20 миллионов рублей). Если в прежней редакции Типового положения поставщик отбирался исходя исключительно из ценового предложения, то изменения позволили заказчику опираться и на другие критерии оценки. Например, опыт аналогичных работ и репутация фирмы на рынке. — Вы же понимаете, что уборщицы — это особый контингент. Любому директору школы важно, чтобы полы мылись вовремя и качественно, иначе проблем с родителями не оберешься. Но далеко не всегда фирма, предлагающая самую низкую цену, может гарантировать, что уборщица хотя бы появится на своем рабочем месте, — отметил представитель клининговой компании. — Понятно же, что постановления не появляются спонтанно, для изменений правовых актов есть весомая причина. И нет ничего особенного в том, что руководители образовательных учреждений были готовы к этим изменениям. Но смешно предполагать, будто в приемной мэра Уфы сидит отряд девочек, обзванивающих десятки директоров, чтобы объяснить им, как и с кем заключить контракт. Отметим, что УФАС привлекло к рассмотрению антимонопольного дела более 200 школ и детских садиков, подозревая их руководство в участии в сговоре. Масштабы «заговора» в рамках одного города, пусть даже миллионника, действительно впечатляют.Санитарная проверка Антимонопольное дело возбудили в апреле, первое заседание УФАС состоялось 15 мая, и с того времени рассмотрение откладывалось не менее трех раз. Очередной сбор участников состоялся сегодня, 9 ноября. Однако одним антимонопольным делом история не ограничилась. Еще летом в школы и детсады, заключившие контракты на клининг в начале этого года, нагрянула санитарная проверка. Комиссию интересовало наличие сертификатов, инструкций, инвентаря, допусков, справок и СИЗ для сотрудников, заполнение журналов — в общем, весь документооборот и снабжение. Меньше всего претензий у комиссии было к учреждениям в Калининском районе Уфы, где клининговые услуги оказывают ИП Бурнадзе и ИП Зямилов. Нарушение выявили лишь в одной из 22 школ, да и то незначительное — там уборщицы забывают заполнять журналы уборки и разведения дезинфицирующих средств (обслуживается ИП Бурнадзе). В целом неплохо и в Демском районе (ИП Камалтдинов), где проверили 8 школ. В одной из них также забывают заполнять журнал учета уборок, однако в 4 из 8 учреждений еще и отсутствуют предупреждающие знаки. Больше всего нареканий получили клининговые компании, обслуживающие школы в Октябрьском районе Уфы (ИП Минигалиев, ИП Корытов и ИП Камалтдинова; проверили 24 школы, из которых 5 — образовательные центры). Тут комиссия нашла нарушения по всем пунктам, в том числе отсутствие медицинских книжек у персонала и сертификатов, техпаспортов и санитарно-эпидемиологических заключений на расходные материалы, оборудование и инвентарь. — У всех аутсорсинговых компаний имеется сертификат соответствия применения системы контроля качества за выполненными работами в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015, с подтверждением соответствующих документов, — констатировала комиссия, тем не менее. Вместо вывода К какому выводу придет УФАС, прогнозировать сложно. Если решение вынесут против предпринимателей, то по закону они обязаны будут вернуть в бюджет все деньги, уже полученные в рамках заключенных контрактов. И «скидок» на расходы (зарплаты сотрудникам, инвентарь, расходные материалы) для таких случаев не предусмотрено. Собеседник нашей редакции предположил, что эта вся история — лишь продолжение передела рынка, где уничтожают неугодных ради продвижения «правильных» компаний. — Думаю, кому-то не дает покоя сумма всех контрактов, — предположил собеседник редакции, иронизируя. — Подумать только, это же почти целый миллиард! Но чтобы заработать лишь часть этих денег, мы (я говорю конкретно о нашей компании) реально потратили немало труда, репутация для нас не пустой звук, без хорошей репутации развивать бизнес невозможно. Конечно, решение антимонопольной службы можно попытаться опротестовать в судебном порядке. Но кто будет следить за качеством уборки в школах и детсадах, пока клининговые компании заняты тяжбами?