В школах Башкирии работает свыше 32 тыс. учителей, при этом 13,5 тысяч (41,4%) преподавателей – в возрасте 50 и старше, пенсионеры, или же в предпенсионном возрасте. В России средний возраст занятых в образовании 44 года, в Башкирии средний возраст учителей в школах – 55 лет. В среднем по России учителя в возрасте до 35 лет – 23,3%. В Башкортостане – менее 20%. Во многом это связана с тем, что заработная плата учителей в республике 79% от средней зарплаты в Башкирии. Кроме того, Башкортостан занимает 72 место по средней заработной плате школьных учителей школ среди российских регионов. При этом следует учитывать, что средняя нагрузка учителя – более 1,8 ставки. Учитель, работая за двоих, получает зарплату на 21% меньше, чем в среднем по республике. А если учитель будет работать на одну ставку, его зарплата будет менее 30 тысяч рублей. На уровне низкооплачиваемых рабочих. Сверхвысокая нагрузка приводит к выгоранию, ухудшению качества преподавания. По данным исследования Высшей школы экономики, 80 процентов учителей получают зарплату ниже 40 тысяч рублей, более 40 процентов учителей приходится ограничивать себя в любых тратах, кроме еды, около 20 процентов не хватает денег на одежду. Поэтому учителя увольняются, меняя сферу деятельности. Источник: Индикаторы образования: 2023, НИУ Высшая школа экономики По данным РАНХиГС, в стране не хватает 250 тысяч учителей, если учесть, что число учителей в российских школах составляет 1 млн 96 тысяч человек, то получается, что нехватка учителей – 23%. Хотя по официальным данным в школах не хватает всего 3,9% учителей. Бодрые заявления о увеличении числа студентов в педагогические вузы не должны нас обманывать. Вопрос не в том, сколько выпустят педагогов наши университеты, а в том, сколько из них идут в учителя. Проблемы учителей отражаются и на наших детях, на их возможностях получения высшего образования. Так число учащихся Башкирии получивших 81- 99 баллов на ЕГЭ по химии, литературе, обществознанию, математике (профиль), географии, русскому языку в этом году составило 1684 человека, что на 14% меньше числа учеников, получивших на ГИА 80 и более баллов в 2021 году. Ещё хуже ситуация со стобальниками, их число по основным предметам: химия, литература, обществознание, математика (профиль), география, русский язык, сократилось до 69 выпускников, по сравнению с 2020 годом падение 36%. Можно сказать, что учительские беды – это утраченные победы наших детей, нашего будущего.