пришлите новость

WhatsApp Telegram

Оскорбление чувств верующих, экстремизм и законы ислама: что нарушили те, кто сломал поклонный крест в Башкирии?

12:39, 30 октября 2023

Ломать нельзя, заявляют эксперты, как и ставить без разрешения

Оскорбление чувств верующих, экстремизм и законы ислама: что нарушили те, кто сломал поклонный крест в Башкирии?
Фото из telegram-каналов

В середине октября в Караидельском районе Башкирии на Павловском водохранилище неизвестными был уничтожен поклонный крест. Фото оскверненной святыни тут же вызвало бурную реакцию в соцсетях, местная администрация поспешила восстановить крест – и вдруг выяснилось, что культовый объект был установлен незаконно. Некоторые посчитали, что это автоматически означает, что вандалы имели право уничтожить христианскую святыню. Но так ли это на самом деле? Мы опросили активистов, юристов и чиновников.

Да, не по мирскому закону, но…

Стало известно, что крест был установлен в 2011 году православным семейным лагерем «Сретение на Павловке» – по благословению митрополита Никона. По какому-то недоразумению он не был вовремя официально узаконен, тем более, как расскажут ниже эксперты, для этого не требуется больших юридических усилий.

Вскоре в сомнительных группах в соцсетях появилось сообщение от неизвестных, которые взяли вину на себя, объяснив поступок целями, которые явно подпадают под санкции 282 статьи УК РФ. И пригрозив также надругаться над изображением Николая Чудотворца на скале возле села Кага Белорецкого района. Иными словами, действовали совсем не местные – им и неважно, где уничтожать святыни.

Получается, что установка не согласованных предусмотренными законом процедурами культовых объектов дает провокаторам и вандалам повод разжигать в республике конфликты и сеять вражду?

«Крест узакониваем»

В администрацию Караидельского района подтвердили, что крест и в настоящее время проходит процедуру узаконивания его установки.

– Да, мы проверили законность установки креста. Земля под крестом принадлежит Гослесфонду, и представитель нашей религиозной организации, главный иерей по Караидельскому району обратился в лесхоз, чтобы эту землю на договорных отношениях, по 47 статье лесного фонда, передали в аренду, – сообщили в информационном отделе администрации. – А в ближайшие дни пройдет комиссия по конфессиональным отношениям при главе района, где мы собственно и будем включать этот религиозный символ в реестр. Согласно принятому порядку, объект будет включаться в реестр района.

В Башкортостанской митрополии РПЦ почему-то не стали комментировать данную ситуацию. Тогда мы спросили, как видят ситуацию у представителя мусульманства, имама, Мурата хазрата Лукманова. Он был более открытым и пояснил, что любое осквернение – кощунство.

– Вандализм в любой религии оценивается отрицательно. Исламом порицаются такие действия, – говорит хазрат. – Сейчас в Палестине один священнослужитель, христианин, сказал – «если мусульманам запретят читать азан в мечетях, мы будем читать азан в церкви». У нас всегда так – солидарность. В любой мусульманской стране есть кресты и церкви – и никогда церкви не трогали. Наоборот, мусульмане их же и охраняли. У нас в исламе нет такого, чтобы вера разрешала такие действия, ислам запрещает это. Даже если у нас в махалле вокруг мечети есть церкви, мы берем их под защиту. Об этом случае я не знал, но сейчас посмотрю. Вандализм – везде вандализм, будь то крест, или какой-то мусульманский символ. Но для их установки надо спрашивать разрешения местной власти. Если мы что-то делаем в мечети, или недалеко от мечети, то мы спрашиваем у местной власти, у местных жителей, чтобы никому не мешать.

Зачем вообще нужно разрешение?

Мы обратились также к экспертам в области права. Юрист Артем Юмагулов объяснил, что, исходя из ряда положений российского законодательства, на установку культовых объектов все-таки потребуется разрешение муниципалитета. Причем дать его власти могут лишь с учетом интересов местных жителей.

– Вопрос об установке религиозного символа или знака недостаточно регламентирован на уровне федерального и регионального законодательства, – рассказал юрист. – По сути, все отдано на откуп местным властям, которые на основании своих нормативных актов должны урегулировать этот вопрос. Как следует из пункта 5 части 1 статьи 15.1, а также пункта 6.2 части 1 статьи 15 ФЗ от 6 октября 2003 года, №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также из части 3 статьи 72 Земельного кодекса РФ, по вопросу установки религиозного знака муниципальным районом должно быть вынесено соответствующее решение, основанное на принципах свободы совести и свободы вероисповедания. Это достаточно сложный вопрос, решение по которому необходимо принимать, учитывая интересы жителей района, в том числе в части соблюдения их религиозных прав и свобод. Полагаю, что по таким вопросам необходимо создавать комиссию с участием представителей традиционных конфессий, либо же проводить публичное слушание. Но в отсутствие муниципальных нормативных актов такая установка религиозного знака будет незаконной. И нести ответственность должны местные власти. Здесь нужно учитывать реакцию общества не столько на сам факт установки креста, сколько на факт отсутствия согласования такой установки без каких-либо правовых процессуальных решений. Это и может возмущать определенную (возможно, даже радикальную) часть общества.

Узаконят «задним числом»?

Другой юрист, Александр Войцех, обратил внимание на тот факт, что администрация района знала о том, что крест был установлен незаконно. Им следовало обратиться в суд и узаконить его, либо потребовать снести, ибо незаконные объекты должны сноситься – тут действует общее правило.

– В любом случае – незаконно возведенные объекты полагается сносить. Они подлежат процедуре сноса по судебному решению, – говорит Александр Войцех. – Если объект возведен незаконно, то администрация должна подавать иск о сносе незаконно возведенной постройки. И то же самое касается этого креста – тут есть общее правило. Для установки объектов нужно разрешение администрации. И крест сносить должны были приставы. Помните историю с отелем «Лидо» в Уфе? Администрация обращается с иском, получает решение и исполнительный лист, отдает его приставам и приставы сносят.

Но и узаконить объект можно было легко.

– Бывает, что объекты узаконивают «задним числом» – например, получают разрешение на строительство, когда строительство уже идет. Но, опять же, это должно делаться через суд. А вот так – «задним числом» узаконить постройку администрация не может. Это если бы никто не знал, что там построено, разрешение «в тихую» дали бы постфактум. А тут история уже известная, на вентилятор накинутая. Никакими своими актами, или там, переводом земли, объекты на ней узаконить нельзя – только иском в суд. И тогда, если собственник не возражает, постройка не нарушает никаких норм, законодательства, не ущемляет права третьих лиц, она может быть узаконена.

Оскорбляет чувства верующих

В свою очередь, адвокат и эксперт нашего издания Роман Петров замечает, что уничтожение поклонного креста, по факту которого полиция возбудила уголовное дело по статье о вандализме, подпадает и под действие статьи о защите чувств верующих. Снести крест можно лишь в судебном порядке, даже незаконно установленный.

– Конечно, надо получать разрешение администрации. <…> Вопрос в том, что объект уже стоит и ломать его нельзя. Крест установлен самовольно, но это – религиозный символ. Их в нашей стране ломать нельзя, даже незаконно установленные, потому что нельзя забывать о том, что в нашей стране есть закон об оскорблении чувств верующих. Сломанный в данном случае знак христианской религии оскорбляет чувства многих людей. Лица, которые недовольны тем, что там что-то поставили, должны написать заявление в прокуратуру и администрацию – либо объект должен быть оформлен, либо должны быть какие-то меры прокурорского реагирования. Но ломать такие объекты нельзя. Это, во-первых, вандализм, во-вторых – оскорбление чувств верующих. Уголовное или административное – это уже пусть разбираются органы внутренних дел.

Также, юрист сообщил, что проверку на наличие состава преступления, предусмотренного статьями УК РФ об экстремизме и оскорблении чувств верующих, должны провести Следком и Прокуратура. Причем безо всяких заявлений от потерпевших.

– Насчет оскорбления чувств верующих и экстремизма – Прокуратура и Следком обязаны вести мониторинг, в том числе в соцсетях и СМИ. И, если они видят факты совершенных противоправных действий – проводить проверку самостоятельно по данным нарушениям. Если надо – возбуждать дела. Но никаких заявлений от граждан для проведения проверки в данном случае не требуется. Все видели фото со сломанным крестом, и оно, естественно, оскорбляет чувства верующих. Факт экстремизма может установить только следствие, если у виновников была цель подорвать устои общества, а в случае оскорбления чувств – тут налицо фактическое деяние.

«Кто-нибудь спросил местных?»

Эксперт нашего издания, экономист Рустем Шайахметов также заметил, что установка креста должна быть согласована с мнением местных жителей. Чтобы не давать излишних преференций одной стороне, а другой – поводов для недовольства.

– Я думаю, все это как-то искусственно. Если крест был установлен законно, то вопросов нет – он должен быть возвращен на место, а виновные должны быть наказаны, – говорит эксперт. – Но я не увидел законности установки. Возникает много вопросов к тем, кто его устанавливал. Во-первых, должно быть согласование установки культового объекта с властями. Во-вторых, согласование не только с властями, но и с местными жителями – как они относятся к установке креста в этом месте. Надо уважать любую веру, но верующие люди должны соблюдать закон, и надо понимать, насколько это было законно изначально. Уничтожение символов веры – это неправильно, но, если они находятся вне правового поля, то как привлечь человека к ответственности? Вот если я незаконно построю мечеть, что будет? Ее потребуют снести, правильно? Надо исходить из этого. Другое дело – насколько важен этот крест для людей.

Также экономист напомнил о том, что именно местные власти должны первыми проверять законность установки культовых объектов, в первую очередь – во избежание конфликтов среди населения.

– Властям, чтобы избежать обострения межнациональных и межконфессиональных разногласий, надо четко контролировать ситуацию. Если кто-то хочет что-то установить, он должен это согласовать. Вот и все. Если этого нет, власти должны потребовать от них либо узаконить объект, либо его снести. Я другого не вижу. Закон обязателен для всех, вне зависимости от вероисповедания – христианства, буддизма, ислама. У каждого – свое отношение к вере, своя культура, но все должно быть в рамках законодательства, – высказался эксперт.

Также он рассказал об угрозе халатного отношения властей к такой щепетильной области, как религия, где любое неправильное решение может привести к росту недовольства и конфликтам.

– Как относятся к этой ситуации, поддерживают ли установку креста люди, которые там живут? Это их земля, и, если мы будем им указывать, что делать, то мы же и породим этот ненужный конфликт. Он может быть межконфессиональным, а потом станет межнациональным, и так далее. Есть и башкиры-христиане, и русские-мусульмане, жизнь – сложная штука, и каждый выбирает свою позицию. И для нас важно, чтобы эта позиция была в согласии с законом и не провоцировала конфликт. Если жители против установки поклонного креста, и мы им навязываем это – мы формируем конфликт, который потом очень негативно отразится на взаимоотношениях в обществе. Если у какой-то национальности или конфессии будут какие-то преференции, другие скажут «а почему им можно, а нам нельзя?»

«Нужно знать историю»

Политолог Сергей Лаврентьев отмечает, что в Башкирии давно нет острых национальных или религиозных противоречий. И, чтобы избежать их и в дальнейшем, необходимо четко соблюдать закон и предусмотренные законом требования и процедуры, в том числе – при установке культовых объектов. А обеспечивать соблюдение закона, и, как следствие – сохранять межнациональный мир в нашем регионе должны власти, от местных до главы республики.

– Чтобы найти тех, кто это сделал, не обязательно искать представителей какой-то иной конфессии или иной национальности. Но то, что это люди неверующие – это сто процентов, и они могли быть хоть русскими, хоть кем угодно. И таких полно, кому на все наплевать – и на черта, и на Бога. Я думаю, здесь должна быть законность и справедливость. И тогда все будет нормально, и никаких проблем не будет, ни национальных, ни конфессиональных, их исторически нет уже давно. А если они есть – ну, это выродки, люди за пределами нашего общества, по культуре и ментальности.

Также политолог напомнил о том, что при установке культовых объектов важно учитывать место и его историю. Так, скала, на которой установлен крест, у православных называется «12 апостолов», а у башкир – «Каhарман ҡая» («Скала героев»). И установка на ней религиозного символа может быть воспринята местными жителями как осквернение уже их святыни.

– Поэтому нужно разбираться и не делать поспешных выводов. И властям надо всегда прислушиваться к мнению народа, мнению местных жителей, и внимательно следить за происходящим. Если нет вовремя реакции, то ситуацию может погнать в любую сторону. Здесь, скорее всего, был недосмотр со стороны местной власти. В связи с чем этот крест был поставлен, кем он был поставлен, для чего именно он был поставлен – непонятно, – заключил эксперт.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное