Платные дороги – история давняя. В Европе они существовали ещё в 15 веке. В настоящее время платные автомагистрали с разной степенью успешности интегрированы в транспортные системы большинства стран мира. В современной России такие дороги появились в 90-х – и в последнее время их протяжённость растёт опережающими темпами. Как правило, для их строительства и эксплуатации используются концессионные соглашения. В большинстве случаев для государства они убыточны, зато для концессионеров (частного бизнеса) – стабильно прибыльны. Однако 58% россиян ускоренное строительство платных дорог не поддерживает. Ибо важно, чтобы плата за проезд соответствовала доходам населения и рыночным реалиям. Но происходящее подорожание тарифов в этом году не соответствует финансовым возможностям многих жителей страны. Потому вероятно, что число пользователей таких дорог будет сокращаться. Хотя на доходах концессионеров это особо не отразится. По концессионным соглашениям государство им все равно обеспечивает минимальный гарантированный доход. А если доходы от эксплуатации дороги меньше гарантированного дохода, казна выплачивает разницу, при любом раскладе обеспечивая концессионеру материальное благополучие. При этом затраты на строительство платных автомагистралей в значительной мере – за счет бюджетных ассигнований. Так, стоимость строительства трассы М-11 составила 520 млрд рублей, и 370 млрд из них (71%) – бюджетные средства. При всех недостатках платные дороги часто выполняют значимую роль в развитии транспортной инфраструктуры России, формируя конкурентные преимущества нашей страны на международном рынке. В частности – платные скоростные автомагистрали М-11 (Москва – Санкт-Петербург) и М-12 (Москва – Казань) являются частью международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, проходящего по территории Китая, Казахстана и России, общая протяжённость которого – более 8,4 тыс. км. Востребованность указанной автомагистрали обусловлена тем, что в настоящее время основная доля грузоперевозок между Китаем и ЕС осуществляется по морскому пути протяжённостью 24 тыс. км. Время доставки грузов – 40-50 суток. Новая автомагистраль сокращает время в пути до 10 суток. При этом значительная часть грузов – это товары с высокой добавленной стоимостью, объективно тяготеющие к перевозкам автомобильным транспортом. Российская часть международного транспортного коридора проходит от Санкт-Петербурга по трассе М-11, далее по Центральной кольцевой автомобильной дороге, а затем – по М-12. Далее через Тольятти, Самару, Оренбург – и к выходу на границу с Казахстаном. С учётом происходящих геополитических изменений трассу М-12 решили продлить – до Екатеринбурга, Тюмени и Челябинска. Данное решение значительно улучшает транспортную связь территорий России и Китая, так как формирует многовариантность путей автоперевозок, часть из которых не будет проходить через Казахстан. Потребность в развитии альтернативных транспортных коридоров сформировалась во многом из-за санкций – ограничения нарушают существующую логистику и требуют переориентации транспортных потоков. К сожалению, Башкортостан не является активным участником проекта – лишь незначительная часть автомагистрали М-12 будет проходить по нашей территории, и то только через северо-запад республики, не затрагивая главные экономические центры Башкирии. Основной выгодополучатель реализации проекта – Казань. В этом году движение по маршруту Москва – Казань будет полностью открыто. В результате время в пути сократится почти в два раза – до 6,5 часов. Транспортный коридор улучшит транспортную доступность Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана, формируя условия для ускоренного развития четырёх крупнейших агломераций России, в которых проживает около 60 млн человек – Московской, Самаро-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской. Предполагается, что в 2024 году автомагистраль М-12 дойдет до Екатеринбурга, а в дальнейшем – до Тюмени и Челябинска. Особенностью магистралей М-11 и М-12 является и обеспечение их инфраструктурой для движения беспилотного автотранспорта. Первые беспилотные автомобили в июне этого года в экспериментальном режиме начали перевозки коммерческих грузов по трассе М-11 из Санкт-Петербурга в Москву. В этом году по трассе М-11 беспилотниками будет осуществлено 2,5 тысячи рейсов. А с 2025 года будут запущены полностью автоматизированные беспилотные грузовики, перевозящие грузы без участия водителя. Следующей автомагистралью с беспилотным движением транспортным средств станет автомагистраль М-12. Перевозка грузов на беспилотниках за счёт повышения интенсивности использования транспорта, скорости перевозки и отсутствия затрат на оплату труда водителей снизят стоимость перевозки грузов на 25-30% – и повысят скорость их доставки. Поэтому платежи за проезд грузоперевозчиков, использующих беспилотный транспорт, в полной мере окупятся за счёт экономии по другим статьям затрат. Это сформирует новые конкурентные преимущества для Санкт-Петербурга, Москвы, Казани и Екатеринбурга, так как там будут создаваться новые логистические центры, осуществляющие автоматизированную обработку и транспортировку грузов. В Башкирии строится своя платная дорога – «Восточный выезд» в Уфе. Её длина составит 14 км, а стоимость – около 50 млрд рублей – два годовых бюджета дорожного фонда республики. Строится два уникальных сооружения: тоннель, который уходит под землю на глубину более 60 м, и мостовой переход, ширина одного из пролётов которого составляет более 100 м. Проект также реализуется в рамках концессионного соглашения. Однако, несмотря на всю свою сложность, уникальность и высокую стоимость для бюджета, «Восточный выезд» значительного влияния на развитие транспортно-логистической системы Уфы не окажет. Почему? Потому что Восточный выезд фактически является дублёром автодороги, проходящей через Пугачёвский мост. Интенсивность транспортного движения не превышает её пропускной способности. Главная проблема – развязка на монументе Дружбы, которая не справляется с транспортной нагрузкой. Но «Восточный выезд» повлияет на указанную ситуацию мало. Кроме того, стоимость проезда легкового автомобиля платной автомагистрали будет около 100 рублей, грузовика – около 350 рублей. А данное обстоятельство в значительной мере отсекает жителей Зауфимья – мало найдётся желающих ежедневно платить по 200 рублей за проезд по платной дороге, так как большинство жителей из прилегающей территории «Восточного выезда» ездят на работу и учёбу в южную часть Уфы, а значимых преимуществ платная трасса не создаёт. Время в пути значимо не уменьшится, да и уже существующая дорога после проведённой реконструкции будет вполне себе комфортной и удобной. Кроме того, не предусмотрены и съезды с «Восточного выезда» для тех же дачников в Дудкино. Будет всего две развязки: «Федоровка-Шакша» и уже на трассе М-5 «Урал». Соответственно, для садоводов Дудкино или жителей Елкибаево эта дорога будет попросту неудобной – да ещё и платной. Выходит, что главными выгодополучателями платной дороги «Восточный выезд» будут подрядчики Группа ВТБ «Лимакмаращавтодороги», которые заработают десятки миллиардов рублей, да «Башкирская концессионная компания», которая получит стабильные доходы, полностью окупающие расходы и приносящие хорошую прибыль. Ну и, конечно, наши чиновники. Которые креативно отчитаются. А вы ездили по платным трассам? Выгодны ли они для простых водителей? А "Восточным выездом" пользоваться планируете? Стало известно, когда станут взимать плату за проезд по М-12 Когда будет введен Восточный выезд Часть новой скоростной трассы из Москвы пройдет через Башкирию