За последние два года в СМИ и среди чиновников стал все чаще обсуждаться вопрос смертной казни. Одним из главных катализаторов таких обсуждений явилось заявление Дмитрия Медведева после выхода России из Совета Европы. Заместитель председателя Совета Безопасности РФ намекнул, что выход может снять все ограничения на исполнение высшей меры наказания.
Здесь же стоит вспомнить недавний призыв главы Башкирии Радия Хабирова на оперативном совещании 7 августа «расстреливать» чиновников за просроченные продукты в школьном питании. Конечно, речь шла не буквально о казни, а о наказании, но мы решили узнать мнение политологов по поводу маловероятного, но все же возможного снятия моратория на смертную казнь для чиновников за коррупцию.
История
Несмотря на то, что казнь не применяется с 1999 года, а Конституционный суд наложил на нее мораторий, порядок применения казни все же прописан в Уголовном кодексе РФ. То есть в России она существует и является исключительной мерой наказания.
Здесь стоит отметить, что к смертной казни со времен развала СССР было приговорено около тысячи человек – однако казнено было лишь 79. Остальные были помилованы. Последним был казнен маньяк Сергей Головкин в 1996 году.
В том же 1996 году Россия вступила в Совет Европы – тогда президент Борис Ельцин перестал рассматривать подобные уголовные дела. Через три года Конституционный суд РФ ввел мораторий по причине отсутствия судов присяжных. С 2010 года суды присяжных появились, но запрет не был снят. Как заявляет ряд чиновников, для снятия моратория придется принять новую Конституцию. Об этом заявлял, например, представитель Совета Федерации в Конституционном суде Андрей Клишас.
В 2022 году сервис по поиску работы SuperJob провел исследование, согласно которому применение смертной казни в России одобрили 43% россиян. К слову, в 2009 году за казнь выступали 56%. Против выступили 37%, а 20% затруднились ответить.
Стоит отметить, что в Беларуси в мае 2023 года Александр Лукашенко подписал закон, предусматривающий смертную казнь для чиновников и военнослужащих за государственную измену. Мы решили узнать у политологов, как они оценивают перспективу введения смертной казни в республике и ее целесообразность.
«Расстрел – перебор»
Профессор, заведующий кафедрой политологии, социологии и связей с общественностью УГНТУ Эдуард Гареев считает, что Лукашенко нам не пример.
– Если мы возьмем мировые примеры, то достаточно жестко с коррупцией боролись в Китае и в ряде сопредельных государств. Но до крайности, то есть до непосредственно казни – доходило только в Китае. Но это коррупцию не предотвратило.
Эксперт считает, что должны быть введены более жесткие наказания за коррупцию: конфискация всего имущества, в том числе переписанного на родственников, отстранение от всех занимаемых должностей и пожизненный запрет занимать какие-либо должности.
– То, что мы сейчас делаем – это щекотание нервов. Погрозили пальчиком, и все. Но расстрел – это перебор. От этого мы ушли, и возвращаться к этому не имеет смысла. Но конфискация и запрет – это необходимые меры. Другого пути у нас нет.
Эдуард Гареев считает, что причиной коррупции является собственность.
– Коррупция, если и была в советское время, то в незначительных масштабах. Ведь, если человек получал квартиру, то в порядке очереди. Работа у него всегда была, детский сад, санаторий – тоже по очереди. Некому и незачем было давать. Плюс было общественное осуждение: быть богатым – плохо.
«Часть общества поддерживает эту меру»
Политолог Николай Евдокимов рассказал, что на региональном уровне такие меры принять просто невозможно, так как мы подчиняемся федеральному законодательству.
– Если вопрос смертной казни и будет обсуждаться, то уже на федеральном уровне. Вопрос о смертной казни – это всегда вопрос эмоциональный, который делит общество на два лагеря. Исследования, которые проводятся, даже в европейских странах показывают, что значительная часть общества поддерживает эту меру. Понятно, что в России все меняется быстро, но, тем не менее, вопрос о введении смертной казни не стоит. А слова Радия Хабирова я бы не воспринимал буквально. Это просто фигура речи.
«В обществе все довольно лояльно»
Профессор БАГСУ, политолог Сергей Лаврентьев считает, что наказание должно быть неотвратимым и не должно быть терпимости в обществе.
– У нас же в обществе все довольно лояльно, никто никого не осуждает. Ни того, кто дает, ни того, кто берет. Если кого-то поймали за руку и посадили, то народ говорит: правильно. А сам наверняка знает много таких, кого еще не поймали.
Политолог считает, что ужесточением ничего не решишь и что, помимо неотвратимости наказания, не должно быть сроков давности.
– Чтобы даже если прошло 10 лет, он понимал, что не смоется. Неотвратимость и отсутствие срока давности должны быть. И наказан должен быть не только кто берет, но и тот, кто дает.
«Есть более жестокие и жесткие меры»
Доктор социологических наук Арсен Нуриджанов напомнил, что в России действует мораторий на смертную казнь, и введение ее в отдельно взятом субъекте невозможно, потому что в России выстроена единая законодательная система.
– Выступление с подобной инициативой, если вдруг надумает наш парламент, не будет поддержано в Кремле. Это связано с тем, что мы все это проходили – и сейчас такой жесткой необходимости в стране нет. Есть аналогичные меры, такие как пожизненное заключение, большие сроки, которые нивелируют смертную казнь, а по содержанию являются более жестокими и жесткими ответами государства на преступления.
По словам Арсена Нуриджанова, в последнее время по ряду дел даются значительные сроки за малозначительные проступки. Он считает, что такой перекос в наказаниях за серьезные преступления и незначительные проступки гораздо опасней.
– Наказание – это не месть государства, а мера, которая наказывает и является профилактической. Для юриспруденции важно профилактировать преступление. А та чехарда, которая происходит, никак не способствует их профилактике. Люди видят, что те, кто выходят на митинги, кстати, разрешенные Конституцией, получают огромные сроки, и их называют террористами, а другие могут ничего не получить. И чувство справедливости размывается, как и профилактика наказания. Люди понимают, что по блату можно все обойти. А это – самое неправильное.
-
После угрозы Хабирова «расстрелом», чиновник отчитался о горячем питании в школах.
-
«Жаль, что отменена смертная казнь». Уфимская пенсионерка высказалась о коррупционных скандалах в Башкирии.
-
Россияне хотели бы вернуть смертную казнь и ужесточить наказание за коррупцию.
Читайте также
- Нормальные люди, революция в археологии и башкирская лошадь: как прошла оперативка Хабирова- Владимир Путин подписал закон о пожизненном заключении за госизмену
- Депутат Курултая Башкирии выступила за возвращение смертной казни после расстрела детей в Казани