С того момента, как против России ввели санкции, цены на продукты выросли примерно на 20%, рассказала Алена К. (имя изменено). Она продавец магазина на окраине села под Уфой, в котором живет около 30 тысяч человек. Торговая точка принадлежит местному предпринимателю, выручка – около 20 тысяч в день. Зарплата продавца – 18 тысяч, работа посменно – два через два дня по 12 часов.
Ежедневно через кассу магазина проходит около 200-250 человек. Случайных прохожих среди них мало – в основном это местные жители, работники промзоны окраины села. Поэтому здесь ведут так называемую «тетрадку долга». В ней, как правило, постоянно «минус 20-30 тысяч» – это стоимость всех продуктов, которые люди взяли, пообещав заплатить когда-нибудь потом.
Алена вынуждена знать о своих покупателях, если не все, то практически все. Мы поговорили о том, какими она видит людей сквозь призму кассового чека.
«Наши бабушки пьют пиво»
Санкции повлияли на рост цен? Стали ли люди меньше покупать?
Сразу после 24 февраля, когда началась СВО, все стало резко дорожать – раза в два. А потом в течение примерно трех месяцев цены стали снижаться, но остались на 20-30% дороже. Пачка чая подорожала в два раза: если раньше она стоила 100 рублей, то потом стала 200 рублей, а сейчас – где-то 120. Подсолнечное масло подорожало примерно на 30%. «Злато» у нас до санкций стоило 100 рублей, скакнуло до 160 рублей, потом опустилось до 127. Из-за этого и майонез тоже подорожал. Сейчас акции на него, видимо, много наделали, и никто не покупал тогда его. Кофе подорожал примерно на 20%.
Когда вторая партия продуктов за новую цену пришла, люди товар особо не брали, потом постепенно привыкли. В общем, ноют-ноют, но берут. Приходит женщина, видит, пакетированный чай вместо 150 рублей – 300 рублей, сначала возмущается: «Как теперь жить дальше», – и уходит. Потом чай понизился до 240 рублей, она пришла, стоит, думает, видно, что испереживалась вся, но берет сразу две: «Это окончательная цена?». Я говорю: «Не знаю, может, еще понизится». Она уходит, и через 5 минут приходит и берет еще две упаковки. Потом чай подешевел до 180 рублей, а она-то уже купила дорого и много. Вот такой он – панический спрос.
Какой контингент ходит в сельмаг?
У нас в основном пенсионеры. Берут крупы, консервы, чай, кофе, макароны, печенье – да все понемногу. Молодые заходят за пивом. У кого машины есть, предпочитают ездить в крупные магазины: «Светофор», «Находку», «Магнит». Не знаю, почему молодежь любит ходить в большие магазины. Наверно, это такой шопинг, событие, развлечение. Ходят туда семьями. Я сама так же езжу. Хотя я отлично понимаю, что чем больше в магазине находишься, тем больше набираешь.
В селе у каждого свое хозяйство. Зачем местным ходить в магазины?
Человек же не только овощами питается. Ну, картошка, морковка своя есть, и что? Мясо надо, хлеб надо, майонез, кетчуп, мука, чай, масло, спички, соль, сахар – все это приходится покупать.




Что могу еще сказать, пьющих много. Бабульки подсели на пиво. Да, вся улица практически пьет – это я про пенсионерок. Кто бутылку за несколько дней возьмет. Есть те, кто берет каждый день по баллону. Сейчас лето начнется, они каждый день будут это пиво брать, ну и зимой берут – тоже очень часто.
Может, они берут для мужей?
Нет, пьют бабули. Кто-то самогон ставит. Но это единицы. То есть, если берут дрожжи 2-3 пачки, 5 килограмм сахара, то сразу понятно, что на самогон. Наши бабушки в основном пиво все пьют. У нас тут ничего и не скроешь. У них же это как событие: картошку посадил – отметил, бройлеров зарезал 15 штук, щипать позвал всех – выпили. Мужчины уже не пьют так, как женщины. Да и мужиков не осталось почти, пересчитать тут их можно. Мне кажется, мужчины свое отпили: в 90-е годы они все в канавах лежали тут, а сейчас женщины, наверно, мстят им. Только у одной сын погиб в ДТП несколько лет назад – они в машине вместе были, теперь она каждый день берет по бутылке, у нее прямо стабильно. Все остальные пьют по разным причинам. Я даже думала, может, это у нас только на улице так. Но мы недавно ездили в деревню, 10 километров от нашего села, к родственникам свояченицы (жена брата мужа). Там за столом все тетки-пенсионерки собрались, и они как начали вспоминать: «Вчера пили, позавчера пили, два дня назад пили, неделю назад, помните, пили, я еле дошла, а вот еще тогда пили…». У меня уши в трубочку свернулись, когда их слушала. Они свой самогон пьют, сами его гонят. Может, не везде так. Но у нас точно.
«Тетрадка долга» – такая легенда сельских магазинов. Сколько долгов там хранится? И все ли возвращают?
Разные суммы берут люди в долг. Кто до пенсии берет, кто – до зарплаты. Один вернул, другой взял, поэтому сумма там почти всегда постоянна – это 20-30 тысяч. Во-первых, людям удобно – вместо кредитной карты взял в магазине под честное слово, потом вернул, проценты не платишь. Во-вторых, у людей может реально не хватать денег. Хотя и люди разные. Некоторые живут на полную катушку, ничего не считают. Например, получают пенсию или пособие, в этот же день все долги раздают, а на следующий день сразу по новой набирают. В основном это среднее поколение: кто работает, кто на пособии. Пенсионеры, видно, стараются жить по средствам, но им, видимо, просто пенсии не хватает. Думаю, пенсии такие, что хрен на них проживешь.
«Без кредитов никак»
Говорят, что в сельской местности, население «закредитованное». Видно ли это по покупателям?
У нас практически все в кредитах. Забор делать, крышу сделать – это все дорого, приходится брать кредит. Дома и квартиры покупать – только в ипотеку, хорошо, что была сельская ипотека. За наличку мало кто может взять даже микроволновку. Без кредитов – никак.
Молодежь сейчас в долгах, и пенсионеры в долгах. Не могу сказать, что некоторые. Все, кого знаю. Зарплаты – по 20 тысяч, а жить хочется сейчас. Прожиточный минимум у нас на человека около 12 тысяч, а надо и коммуналку оплатить, и поесть, туда же еще и одежда входит. А если зарплата 15 тысяч, и семья из 4 человек? Как выжить? На самом деле прожиточный минимум от реальности давно отстал раза в три. На человека или хотя бы на одного родителя в семье нужна зарплата в 30 тысяч, это «минималка» – это только на продукты. На семью надо 60 тысяч минимум, даже с учетом того, что у тебя своя картошка растет, и куриц ты держишь.
Семьи – все, кого знаю, в ипотеках, у меня у самой ипотека – по сельской мы успели взять недорого, платим 10 тысяч в месяц. Но я знаю тех, кто платит 20 и даже 28 тысяч. Не знаю, как они выживают, может, зарплаты неплохие. Но, скорее всего, родители помогают, на себя оформляют и работают на пенсии. Той, что 28 платит, только на 10 лет одобрили – она на пожилого отца оформила. Та, что 20 тысяч платит, взяла на 20 лет – она в сельсовете работает, может, у нее зарплата там хорошая.
Коммуналка у нас тоже недешевая – зимой только отопление обходится в 4 тысячи, а вместе с электричеством и газом выходит около 6-7 тысяч. Если считать ипотеку и коммуналку – это 15-17 тысяч, кредит в 5 тысяч за холодильник и телевизор. А еще надо купить продукты, одежду себе и детям. Дети хотят одеваться модно, вот дочке надо клетчатые штаны, младшему игрушки нужны – эти наборы недешевые тоже. У мужа зарплата 20 тысяч, у меня – 18 тысяч, и пособие 10 тысяч. Мы не можем сделать ремонт, съездить даже в Соль-Илецк, сделать забор – на него надо около 40 тысяч, денег нет.
Получается, в сельской местности просто низкий уровень жизни?
Тут надо понять, что такое нищета. Показуха – это ведь тоже нищета. Человек хорошо одевается, у него машина, дом, – а все это в долг у него. Но вот это и есть нищета. А снаружи-то не видно, что это нищета. Нет такой бабульки, которая зашла бы к нам в магазин в рваной одежде и в долг просила что-то. Все хорошо одеваются, никто не носит, как 200 лет назад, лохмотья. Нищий – это когда у тебя нет денег. А если ты в долг живешь, откуда у тебя деньги. Но никто не хочет жить в ущерб себе, ущемлять себя в чем-то. Все хотят жить, пусть не совсем шикарно, но хотя бы хорошо. Если людям дают кредит, то, конечно, они возьмут его.
А работы в селе с хорошей зарплатой просто нет. Все застыло в цифре – 20 тысяч, и уже не меняется ничего лет 10. Подруга моя устроилась на трассе в магазин, зарплата 25 тысяч, у мужа ее 20 тысяч. Плюс пособия у них – 15 тысяч на троих детей. 50-60 тысяч зарабатывают на семью. А много это? У них машина в кредит – 15 тысяч, отопление приличное – около 5-6 в месяц зимой, они даже его платить вовремя не могут. А еда – это минимум 20 тысяч в месяц, это совсем без излишков. А еще одежда нужна детям, троим. А себе, а мужу одежда? Скидки на коммуналку не дают, я вот тоже пыталась субсидию в 50% оформить – у меня не вышло, не дали. Если с пособием, то выжить, наверно, можно. Но автомобиль, машину, дом, ремонт – за свои деньги не купить никак, это все только в кредит.
- Экономист рассказал, как власти Башкирии прячут за красивыми рейтингами экономический упадок
- «Мы вынуждены лезть в кабалу». Башкирия оказалась в лидерах рейтинга по долгам за кредиты в России
- В России хотят запретить продавать алкоголь по ночам в жилых домах