В связи с повышением влияния инновационного сектора на развитие экономики в мире возросла роль интеллектуального потенциала. Вследствие этого все страны уделяют особое внимание развитию одаренных детей. В России основным механизмом выявления и развития детских талантов стало олимпиадное движение. Самой значимой российской олимпиадой является Всероссийская олимпиада для школьников (ВсОШ), которая проводится по 24 предметам. Она проходит в 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. По результатам заключительного этапа определяют результативность работы регионов с одаренными детьми. ВсОШ для талантливых детей играет роль социального лифта, так как победители и призёры заключительного этапа могут поступить в любой российский университет без экзаменов на направления, которые соответствуют профилю выбранной олимпиады. В этом учебном году в ВсОШ приняло участие около 7 миллионов человек. Победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников стали 3079 учащихся: 542 победителя и 2537 призеров. Первая тройка лидеров – Москва, Московская область, Республика Татарстан. Доля победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников из этих регионов составляет 66% от общего числа дипломов. При этом Москва с большим отрывом лидирует по числу призеров и победителей в этом году – 1391 ученик, 45% от общего числа победителей и призёров ВсОШ, в Московской области – 375 человек (12%), в Татарстане – 251 учеников (8%). Победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников Следует отметить растущий отрыв тройки лидеров от других регионов. Число призеров и победителей из указанных субъектов увеличилось на 154 человека. Башкортостан вошел в топ-10 по числу победителей и призеров, но в большей степени это произошло из-за численности населения. Из топ-10 4 субъекта Российской Федерации улучшили результаты, в 5 регионах число победителей и призеров ВсОШ снизилось, результативность Башкортостана осталась на прошлогоднем уровне – 36 победителей и призеров, хотя в этом году число победителей уменьшилось в 1,5 раза и составило 6 школьников. По итогам ВсОШ у Уфы 2 победителя и 19 призеров, что хуже результата за прошлый год. Следует отметить, что положение региона нельзя оценивать исключительно по числу победителей и призеров, так как численность населения в каждом регионе разная. Так, например, число жителей Московской области в 5 с лишним раз превышает население Удмуртии. Поэтому более объективный показатель – число победителей и призеров на 100 тысяч человек. По данному показателю отрыв Башкирии от лидеров более значителен. В Москве в 12 раз больше победителей и призеров, в Татарстане – в 7,2 раза, в Московской области – в 5,4 раза. В таком рейтинге наша республика выбывает из числа лидеров и становится середнячком. Число победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников на 100 000 человек Если посмотреть в динамике, то позиции Башкортостана по сравнению с 2015 годом ухудшились: 8 лет назад число победителей и призеров из Московской области и Башкирии в расчете на 100 тысяч человек были одинаковы. Впоследствии наша республика застыла в развитии, а другие регионы улучшили свою работу. Примечательно, что 8 лет назад число призеров и победителей ВсОШ было в 1,5 раза меньше. Создание в регионах-лидерах интернатов для одаренных детей, активное взаимодействие с лучшими университетами и центрами подготовки школьников способствует доминированию тройки лидеров в олимпиадах для школьников, создавая предпосылки для ускоренного инновационного развития Москвы, Московской области, Республики Татарстан. Следует отметить активную миграцию одаренных школьников. Некоторые победители и призеры проучились в этих регионах буквально пару месяцев — и благодаря им регионы-лидеры улучшают свои позиции. В них создаются лучшие условия для раскрытия талантов детей, формируются оптимальные возможности для самореализации талантливых учеников. Каждый регион реализует свои возможности по-разному. Школьники из Ямало-Ненецкого автономного округа в этом году завоевали 18 призовых мест в ВсОШ. В расчете на 100 тысяч человек Ямало-Ненецкий автономный округ занял 6 место, в 2019 году он занимал 60-ю позицию. Бурный рост произошел из-за изменения принципов работы с одаренными детьми. В частности, им выдаются образовательные сертификаты, которые позволяют самим детям и их родителям определять, на какие образовательные мероприятия они их потратят. К сожалению, работа с талантливыми детьми в Башкирии во многом проводится формально – для заполнения отчетов. И поэтому мы проигрываем активным регионам, отрыв от лидеров увеличивается. Один из предопределяющих факторов отставания Башкортостана от лидеров – низкий уровень финансирования. У нас сильно экономят на самом главном своём богатстве – на развитии детских талантов, без которых у нас не будет успешного будущего.