пришлите новость

WhatsApp Telegram

Забота, обучение и цифровизация — в фокусе передовых работодателей

09:30, 20 марта 2023

В центре большинства HR-стратегий, номинированных на Премию HR-бренд, останется человек и забота о нём

Забота, обучение и цифровизация — в фокусе передовых работодателей
Фото: HH.ru

HR-проекты и задачи привлечения и удержания кадров, профессионального и личного развития, а также благополучия сотрудников невозможно поставить на паузу до лучших времён. Это требует внимания всегда, здесь и сейчас. Премия HR-бренд в очередной раз выявила те компании, в которых это не только хорошо понимают, но и умеют придумывать и внедрять такие проекты по управлению персоналом, которые хочется «цитировать».

10210748.jpeg

Премия HR-бренд существует с 2006 года. Каждый год в поле зрения жюри премии попадают проекты, призванные не только улучшить бизнес-процессы, но и сделать так, чтобы людям, которые работают в компании, было в ней комфортно, безопасно, интересно и перспективно.

Идеи и направления конкурсных проектов во многом формирует общемировая повестка, которая всё чаще — про испытания, но и концентрироваться на текущих и внекризисных потребностях компаниям всё же удаётся. 2022 год не стал исключением.

Точка, в которой все претенденты на особое признание всё же сходятся, — желание оставаться для своих сотрудников не просто работодателем, а партнёром, на которого можно положиться как в решении деловых и организационных вопросов (гибкие условия труда, повышение квалификации, помощь с получением психологической поддержки в кризис), так и в моменты, когда на кону стоит многое, а жизнь предстоит круто поменять (релокация, переобучение).

Чтобы составить шорт-лист тех, из кого позже жюри выберет авторов лучших HR-программ в стране, в этом году эксперты «погрузились» в 96 заявок. И если участники прошлых лет соперничали в шести основных номинациях, теперь их семь:

•       Мир — проекты, реализованные в международном масштабе (13 заявок).

•       Федерация — проекты, реализованные в нескольких регионах России, Москве и Санкт-Петербурге компанией, численностью до 5000 сотрудников (13 заявок).

•       Федерация Гранд — проекты, реализованные в нескольких регионах России, Москве и Санкт-Петербурге компанией, численностью от 5000 сотрудников (19 заявок).

•       Регион — проекты, реализованные в одном или нескольких регионах страны (15 заявок).

•       Северная столица — проекты, реализованные в Санкт-Петербурге или Ленинградской области (10 заявок).

•       Столица — проекты, реализованные в Москве или Московской области (15 заявок).

•       Малый бизнес — проекты, реализованные в компании с численностью сотрудников до 250 человек и выручкой за предыдущий год до 2 миллиардов рублей (11 заявок).

Список пополнила «Федерация Гранд». Организаторы премии учредили эту номинацию, чтобы уравновесить силы участников и дать возможность как можно большему числу из них побороться за награду. До этого «многолюднее» всего как раз было в «Федерации», которая традиционно собирала наибольшее количество заявок. В прошлом году в неё подалось 50 участников, в финал прошли 19, а Премия досталась только трём. Чтобы как можно больше достойных участников могли оставаться в равной борьбе, номинацию расширили.

Список спецноминаций в этом году выглядит так:

•       HR-коллаборация — за нестандартные HR-проекты с подразделениями компании или другими организациями.

•       Цифровое лидерство — награда от Альфа-банка за проект с использованием цифровых технологий.

•       Game changer — приз от Tele2 тому, кто в HR-направлении «играет» по «другим правилам» и выигрывает.

•       Равные возможности — признание за лучшие условия труда для сотрудников с инвалидностью от РООИ «Перспектива».

Напомним, что экспертный совет состоит из комитетов, которые и отбирают финалистов. Каждый эксперт ставит от 0 до 1 балла проекту, таким образом либо отправляя его на доработку, либо приближая к победе. Критерии, на которые они опираются, всегда одни и те же:

•       актуальность замысла для компании и рынка;

•       эффективность проекта для сотрудников и бизнеса;

•       современность методов реализации, инновации как плюс.

90138.jpg

«Мне кажется, все три критерия сбалансированы и максимально отвечают требованиям. Да, мы всегда ищем инновационные решения в сфере работы с персоналом, но только этого недостаточно. Нам нужно, чтобы они отвечали времени и были эффективными. Компании делают проекты не потому, что модно, а потому, что без этого уже невозможно жить. Критерии оценки отвечают всем необходимым запросам, поэтому остаются неизменными», – говорит Иванна Винник, консультант Премии HR-бренд и Рейтинга работодателей России hh.ru.

Впрочем, кроме базовых «ключей» к оценке проектов, у многих экспертов есть и свои личные. Кто-то отмечает социальную значимость идеи, кто-то следит за свежестью её прочтения, другие оценивают проект через призму его масштабируемости.

Справедливо сказать, что те, кто прошёл через сито всех оценочных метрик Премии и профессионального видения экспертов, — уже лучшие. Выйти в финал – означает с блеском выдержать серьёзную конкурентную борьбу, ведь уровень участников продолжает расти, и соперничать с каждым годом становится всё труднее.

Как правило, в финальном лонг-листе Премии оказываются от 50 до 55 участников. Кандидатов на победу и их проекты рассматривают 11 членов жюри. На сей раз им предстоит выбрать победителей Премии HR-бренд 2022 из 53 финалистов. Полный список компаний доступен на сайте Премии hrbrand.ru.

Финалисты и победители Премии задают тон в профессиональном сообществе, а также помогают друг другу узнавать об эффективных HR-подходах и адаптировать их для своего бизнеса.

Часть трендов, которым следует HR-комьюнити и которые прослеживаются в проектах, остались с прошлых лет и просто набирают силу, а какие-то трансформировались в ответ на происходящее. Эйчары и руководители по-прежнему ищут новые форматы вовлечения сотрудников, придумывают, как упростить рутинные процессы и оптимизировать рабочие цепочки, решают вопросы кадрового насыщения компаний и в целом стараются держать удар в предложенных обстоятельствах.

Тренд № 1: Обучение персонала

Фактически это несколько схожих тенденций под общим названием. Обучение кадров в топе ещё с 2020 года. Речь и о диджитал-подготовке, и о продуктовом образовательном контенте, и о повышении квалификации. Но в 2022 году на первый план вышел рескиллинг — переобучение, освоение новых навыков для другого вида работы. Геополитика и колебания рынка отразились на отдельных специальностях, некоторые отодвинув на задний план на неопределённое время, другим, наоборот, отдав приоритет. Чтобы встроиться в другие производственные схемы, компаниям пришлось готовить свой персонал выступить в новых ролях. Работодатели охотнее стали использовать практику переквалификации и допобучения, чтобы сохранять персонал и решать проблему недостающих кадров.

Универсализация сотрудников — также одна из составляющих тренда на обучение. Работодатели ещё больше заинтересовались многопрофильными специалистами, которые в кризисные моменты могут взять на себя несколько ролей. Это сохраняет рабочие места и позволяет компании держаться на плаву, поэтому персоналу активно помогают с тем, чтобы расширить скилсет. Именно так поступили в «Объединённой металлургической компании».

Тренд № 2: Новые технологии в работе

Разработки и алгоритмы прочно вошли во все сферы бизнеса и уже точно никуда не уйдут. Современные цифровые решения всё больше захватывают и HR-умы.

«Цифровизация всех процессов, которая ускорилась в период пандемии, уже даёт свои плоды. Второй год мы наблюдаем кратный рост таких проектов среди компаний разного уровня. Надо отметить, что вовлечение в процесс инноваций и предложений простых сотрудников — тоже тренд, который растёт с каждым годом», – рассказывает Ирина Моделкина, консультант Премии HR-бренд.

И хотя удалёнка – уже обыденность, некоторые компании всё ещё подбирают способы эффективного взаимодействия с сотрудниками в таком формате, ищут свои оптимальные варианты и стараются извлекать максимум из технических решений для этого.

Тренд № 3: Well-being и его новое звучание

Теперь HR-отделы и руководители компаний стараются не только помогать сотрудникам сохранять work-life-баланс и внутреннее душевное равновесие, что само по себе трудно на фоне непрерывной турбулентности, но и берут на себя функцию «плеча», когда всем нужно просто выжить в постоянно меняющихся условиях. Масштабные релокации (иногда компаниями целиком) и растущая вынужденность дистанционной работы подчёркивают это.

Другие настроения в HR-среде, которые также отметили консультанты и эксперты, оценившие около сотни работ:

•       Шеринг персонала — тренд не новичок: делиться персоналом продолжают. Ради здоровой экономии ресурсов и для того, чтобы не отправлять сотрудников в простой.

•       Развитие моногородов — тренд как неожиданный отметила консультант Премии Елена Лондарь. Появились программы от градообразующих предприятий — про то, как сделать город привлекательным для жизни и, конечно, для работы.

•       HR-аналитика — работа с большими данными, на которые можно опираться, принимая стратегически важные решения, остаётся приоритетной для многих.

•       Работа со школьниками и студентами — тема о том, что чем раньше начать строить карьерный трек, тем лучше. Для всех.

•       Работа с брендом работодателя — вневременной тренд, который заботит каждого руководителя компании, нацеленного на привлечение новых сотрудников, вовлечение и удержание действующих.

•       Безопасность труда и производства — то, что остаётся актуальным всегда.

В центре большинства HR-стратегий останется человек и забота о нём, кроме того, компании продолжат борьбу за лучших кандидатов и создание условий для тех, кто у них уже есть.

«Если мы говорили, что фокусами последних трёх лет было найти, нанять и удержать людей, то они сохранятся и в следующем году. Дефицит сотрудников пока остаётся: ещё два года назад у нас было в среднем 7 человек на место, сейчас это около 4 человек на место — конкуренция за человеческий капитал будет расти, поэтому продолжать работу с HR-брендом необходимо, иначе персонал не привлечь. Также, думаю, вырастет число проектов, которые будут про повышение эффективности и про сохранение баланса между работой и жизнью в условиях стресса. Почему well-being-проекты у нас остаются в тренде? Время сложное, турбулентность. Важно находить точки соприкосновения интереса сотрудника и интереса компании, их пересечение, и понимать, как людям дать инструмент для того, чтобы реализовать свой потенциал. Поэтому нам хочется видеть в будущем проекты о том, как помогать сотрудникам управлять своей жизненной энергией, правильно строить карьеру, грамотно отдыхать и находить свой путь развития, созвучный основным задачам организаций — создавать востребованные рынком продукты и сервисы, быть эффективным и человекоцентричным бизнесом», – рассказала Елена Лондарь, HR-эксперт, руководитель проектов в социальных медиа, консультант Премии HR-бренд hh.ru.

Компании-финалисты нам уже известны, а кто в итоге получит заветные статуэтки за работу в HR-направлении в основных и спецноминациях, мы услышим 31 мая на церемонии награждения.

                                                                                                                         Реклама

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное