пришлите новость

Мучительная смерть, пытки, пропавшее тело. Как погиб генерал Шаймуратов?

00:11, 11 октября 2022

Долгие годы исчезновение генерала Шаймуратова было окутано тайной

Мучительная смерть, пытки, пропавшее тело. Как погиб генерал Шаймуратов?
Фото из открытых источников

Фамилия генерала Шаймуратова все чаще звучит в Башкирии. Летом этого года с помпой был создан батальон его имени, а сегодня, 11 октября 2022 года, открывают памятник. У многих возникает вопрос, какой подвиг он совершил, и как вообще погиб? Тем более что многочисленные книги и статьи, посвященные подвигам 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, многие годы не отвечали на вопрос о том, как погиб генерал.  

Тележурналист и кандидат исторических наук Салават Хамидуллин вместе с экспертом Борисом Малородовым, автор книги «Несокрушимый легендарный», разбирался в причинах смерти Шаймуратова в выпуске «Гибель Шаймуратова: анатомия причин».

Шашками воевал против танков

По окончании Гражданской войны Минигали Шаймуратов служил в кавалерии. Затем судьба привела его в разведывательное управление генерального штаба Красной Армии. Он стал военным разведчиком.

В 1934 году его отправили военным атташе в Турцию, а затем последовали две длительные командировки в Китай. В начале Великой Отечественной войны он принял участие в битве под Москвой, будучи командиром первого особого кавалерийского полка в составе корпуса генерала Льва Доватора. В конце 1941 года возглавил 112-ю башкирскую добровольческую кавалерийскую дивизию.

Прибыв на станцию Тербуны современной Липецкой области 112-я Башкавдивизия, насчитывавшая 4 тысячи человек, заняла линию обороны протяженностью 20 км. Тогда как стрелковые дивизии, имевшие численность 12 тысяч человек, обычно обороняли 10–12-километровые участки фронта. Словом, на Шаймуратова и его воинов была возложена, по существовавшим тогда расчетам, невыполнимая задача.

Он понял, что без военной хитрости и нестандартных решений при существующем раскладе сил нечего было и думать о выполнении возложенной задачи.

– Он поставил разведку на высочайший уровень. Немцы, как правило, жили по расписанию. Поэтому, когда разведка доносила, что готовится наступление, ночью в рейд уходили конники, обматывали копыта лошадей тряпками, шли и вырезали обслугу. Наступает утро. Где артиллеристы? Артиллеристов немецких нет. Где танкисты? Их нет. Поэтому в свое время были публикации, где удивлялись, что шашками против танков Шаймуратов воевал. Это была уникальная личность, которая все поставила на службу выполнения боевой задачи, – комментирует здесь и далее Борис Малородов.

Слава о подвигах чудо-богатырей из Башкирии, широко разнесшаяся по всему фронту, нашла отражение в очерке корреспондента «Красной звезды» Константина Симонова. О полковнике Шаймуратове, майоре Кусимове и других офицерах и солдатах Башкавдивизии узнала вся страна.

– Дивизия была национальная – 84 % башкир. И надо прямо говорить, что это была мусульманская дивизия. И, что характерно в этом плане, тризну по погибшим воинам справляли по мусульманскому обычаю.

Битва под Сталинградом – трагическая для дивизии

В ноябре 1942 года 8-й кавалерийский корпус, в состав которого входила Башкавдивизия, был переброшен под Сталинград. Перед ним была поставлена задача – захватить станцию Обливскую, и тем самым перерезать железнодорожное сообщение между окруженной под Сталинградом группировкой фельдмаршала Паулюса и Ростовом-на-Дону, откуда шло снабжение последней.

– Я просматривал архивы сводок генерального штаба. Там есть очень интересное сообщение о том, что, получив приказ об отступлении, дивизия не получила поддержки от соседей ни слева, ни справа, и ее практически всю выкосили.

112-я башкирская кавалерийская дивизия была отправлена в авангард, но шла в полном одиночестве. С воздуха ее расстреливала вражеская авиация, а на земле ей противостояла 1-я румынская и 22-я немецкая танковые дивизии. Тактическое решение, приведшее к уничтожению большей части личного состава, породило множество вопросов командиру 8-го кавалерийского корпуса генералу Борисову.

Справка. Борисов Михаил Дмитриевич – генерал-майор, участник гражданской войны и борьбы с басмачеством. В 1941 году – командир 31-й кавалерийской дивизии. В октябре 1941 года назначен командиром 8-го кавалерийского корпуса.

Как выяснил Борис Малородов, трагический результат по Обливской не был предопределенностью, которую невозможно было избежать.

– А ситуация, на мой взгляд, заключалась в следующем: когда уходили в прорыв по окружению сталинградской группировки, 16 ноября был издан приказ о назначении Шаймуратова первым заместителем командира кавалерийского корпуса.

Однако этот приказ, давший Шаймуратову серьезные полномочия при принятии решений, был сокрыт и не был доведен до сведения адресата. Кто же стоял за этой интригой? По мнению Бориса Малородова, это был полковник Белов.

Справка. Белов Григорий Андреевич – генерал-лейтенант. В 1920–1930 годы – политработник в различных частях Красной Армии. В 1939–1941 гг. – преподаватель тактики в различных частях в высшей военной школе штабной службы и военной академии имени Фрунзе. С июля 1942 года – заместитель по строевой части 112-й Башкавдивизии.

– И был он назначен вопреки мнению Шаймуратова. В полностью укомплектованную национальную дивизию присылают начальником строевой части Белова. Человека, который не имел боевого опыта. Это раз. Второе – это национальная дивизия. У него контакта с личным составом не было никакого.

Белов, имевший высоких покровителей, вскоре получил повышение. Стал заместителем по тылу 8-го кавалерийского корпуса, в состав которого входила Башкавдивизия. То есть из подчиненного он превратился в начальника Шаймуратова. И неприязнь к последнему дала о себе знать, когда шаймуратовцы ушли в злополучный рейд к станции Обливской.

– Корпус ушел в прорыв, а Белов, случайно или нет, но не попал в этот рейд. Он остался в тылу, и вся документация попадала к нему в руки. Поэтому Шаймуратов продолжал воевать как командир дивизии. И после того как под Обливской их положили, вывели на пополнение, Шаймуратов выступал перед личным составом, но не как заместитель командира корпуса, а только как командир дивизии. То есть до него этот приказ не был доведен.

Никто не мог понять причины, почему наступление Башкавдивизии не было поддержано с флангов. В результате этого башкирские кавалеристы оказались в окружении. Как писал замначальника политотдела Сабир Кадыров, немцы и румыны, сквозь ряды которых прорвались шаймуратовцы, просто развернулись и пошли за ними вдогонку. К концу рейда от целой дивизии осталось несколько эскадронов. Множество офицеров погибло, а командир 275 полка Кусимов был тяжело ранен.

Окружение и исчезновение Шаймуратова

В феврале 1943-го 8-й кавалерийский корпус получил новое задание: прорваться к крупному железнодорожному узлу станции Дебальцево. Полковник Белов, опять оставшийся позади от своей части, вновь не пошел в рейд. И приказ о назначении генерал-майора Шаймуратова на должность первого заместителя командира корпуса вновь не был озвучен. Второе сокрытие имело еще более трагические последствия.

– Командир корпуса и заместитель, то есть это коллективное решение. Оно, как правило, всегда обсуждается. А здесь нет. Ты просто командир дивизии. Это не твое дело. Тебя надо под козырек взять и все.
8-й кавалерийский корпус выполнил поставленную задачу: железнодорожный узел Дебальцево был взят. Противник понес большие потери в живой силе. Было уничтожено все путевое хозяйство и депо водокачки

– Поэтому немцы озверели, на корпус началась облава. Он несколько раз вырывался из окружения самостоятельно, но под городом Петровск его очень плотно обложили. Удар, нанесенный кавалеристами по Дебальцево, не был напрасным. 14 февраля немцы потеряли Ворошиловград, за что 8-й корпус получил звание 7-го гвардейского. Однако он до сих пор находился в окружении, и шансы выйти из него таяли час от часу. Ко всему прочему генерал-майор Борисов окончательно утратил способность руководить действиями вверенного ему подразделения. Он принял простое некомпетентное, но зато привычное решение: командиру 112-й Башкавдивизии было приказано немедленно прорвать линию обороны противника и обеспечить выход из окружения всему корпусу.

По воспоминаниям ветеранов, Борисов был пьян, когда отдавал приказ. Шаймуратов просил сутки всего на то, чтобы произвести разведку. Но поскольку он был всего лишь командиром дивизии, он не мог противостоять. Хотя приказ наступать был самоубийственным.

Шаймуратов, как известно, не вышел из окружения. Было множество очевидцев его гибели. По словам свидетелей, он был сбит с коня пулеметной очередью, но даже раненый, сумел вскочить на него. Повторный огонь довершил дело. Тело генерала не было найдено, и он считался пропавшим без вести. Это породило множество инсинуаций, вплоть до самых грязных измышлений, что Шаймуратов перешел на сторону врага.

Ранение и возможность спастись

Много лет спустя, благодаря поискам генерала Чаленко и особенно украинского историка Маслова, удалось воссоздать картину произошедшего. Как оказалось, Шаймуратов не погиб. Он был тяжело ранен. Бойцы перенесли генерала в одну из хат деревни Юлино, где его обнаружили коллаборационисты из числа донских казаков, служивших в рядах Вермахта.

– Он предвидел свою гибель, но у него была задача: спасти как можно больше своих воинов. Поэтому командиру 15-й гвардейской дивизии полковнику Чаленко он отдал приказание: «Я иду в авангарде прорыва, потом – командование корпуса, замыкаешь ты в арьергарде. И если услышишь звуки боя, берешь всех, кто попадется под руку, и уходишь на север.
Что Чаленко и сделал: вывел оставшихся из его дивизии и кавалеристов, которые к нему примкнули, без потерь. За этот подвиг он в 1943 году был награжден Орденом Кутузова, а в 1944-м – представлен командованием к награждению британской империи. Это единственный командир, награжденный двумя иностранными наградами. Орден Белого орла Польши».

Издевательства и смерть под пытками

Было решено считать Шаймуратова просто пропавшим без вести, несмотря на множество доказательств его мученической смерти. Так было удобнее для всех, в том числе для командования фронтом, не поддержавшего встречным ударом выход из окружения 7-го гвардейского кавалерийского корпуса. Но больше всех не был заинтересован ворошить прошлое полковник Белов, назначенный на место Шаймуратова командиром теперь уже 16-й гвардейской кавалерийской дивизии.

– Чаленко очень уважал Шаймуратова, и поэтому после войны он предпринял свое расследование. Донские казаки стали обшаривать все дома для того, чтобы добивать раненых. Они наткнулись на Шаймуратова. Очень долго издевались над ним. Порубили шашками, звезды вырезали на груди и, порубив на куски, сбросили останки тела в колодец.

Чаленко по этому поводу выпустил несколько публикаций и брошюр. Но в связи с тем, что это не вписывалось в общепринятую теорию, и было очень сильное давление по принижению заслуг Шаймуратова, решили принять другую версию.

Кавалеристы желали видеть своим командиром Тагира Кусимова, так как его в качестве преемника хотел видеть сам Шаймуратов.

Однако связи Белова сделали свое дело: комдивом стал чуждый бойцам человек, которого не было рядом с ними во время смертельных рейдов под Сталинградом и Дебальцево.

– И самое интересное то, что Белова ведь не хотели ставить командиром дивизии. Он им стал только с мая 1943 года.

Напряженная атмосфера, сложившаяся в дивизии, вскоре вылилась в открытый конфликт между Беловым и Кусимовым.

– Белов имел большой вес потому, что он был преподавателем военной академии, в которой учились многие будущие военачальники Красной Армии, и им он давал характеристику. Поэтому Жидов его воткнул в 112-ю Башкавдивизию и проталкивал дальше, а про Шаймуратова стремились умолчать. После гибели было запрещено упоминать его имя.

Подвиг Кусимова и карьеризм Борисова

В конечном итоге звезду героя получили оба: и автор подвига Кусимов, и его командир Белов. Однако последний не удержался от того, чтобы попрекнуть своего подчиненного тем, что только благодаря его доброй воле, тот получил почетное звание. Кусимов вспылил и сказал: «Если бы не я, вам звезды не видать было бы, как своих ушей». В дальнейшем он в полной мере смог познать цену своей ссоры с Беловым.

– Была директива верховного главнокомандующего о том, что при форсировании рек Днепр, Десна и других присваивать командирам полков и дивизий звание Героя СССР. Полк Кусимова первым форсировал Днепр. Но Белов представил его к награждению Орденом Суворова 3 степени. Командир корпуса исправил на Героя Советского Союза.

Существует еще один скелет в шкафу, бытующий в нарративе о 112-й Башкавдивизии, долгие годы являвшийся своеобразной моральной компенсацией для всех негодующих по поводу несправедливого отношения к Шаймуратову: дальнейшую участь виновника февральской трагедии 1943 года генерала Борисова. Ветераны были уверены, что после войны свою вину он искупил 10 годами лишения свободы. Как же они заблуждались.

– Отыскал в архиве анкету Борисова. И вот она сенсация: в документе сказано, что он был в плену у немцев, и в скобках – пропал без вести в феврале 1943 года. А уже 31 декабря 1945-го – возвращен на действительную военную службу в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии.

Как же так? Почему запись «пропал без вести» в послужном списке Шаймуратова стала более тяжкой виной, чем аналогичная запись в анкете Борисова? Почему командование было более снисходительно к нему, а не к настоящему герою, оболганному и забытому?

– Белов топтал Кусимова, потому что он сказал ему правду. И он до такой степени его заклевал, что в это дело был вынужден вмешаться Буденный, который лично знал Кусимова. Поэтому последний в 1944 году был отозван с фронта, направлен на учебу, и войну он закончил, не будучи в действующей армии. Кусимову ходу не давали, практически 20 лет он ходил полковником, при этом много лет занимая генеральские должности».

Однако это лишь вершина айсберга истории Шаймуратова. На нижнем уровне, как всегда, была человеческая зависть, подлость и карьеризм.

– В армейской среде Шаймуратов был белой вороной. А ситуация довольно своеобразная. В 1936 году даже зарубежная разведка относилась к НКВД. И когда вставал вопрос о том, чтобы разведка контактировала с армейцами, то этому воспрепятствовал Ворошилов и привил негативное отношение в армейских частях к разведчикам. Поэтому Шаймуратов был в одиночестве. Кроме Иосифа Виссарионовича, мало кто о нем знал. Но тем не менее дали же ему медаль за оборону Москвы.

Логический конец – признание подвига

20 марта 2020 года генерал-майор Минигали Мингазович Шаймуратов был награжден звездой Героя Российской Федерации. Многолетняя эпопея за признание заслуг легендарного комдива подошла к своему логическому концу.

Ясно одно, Шаймуратов стал следствием преступных действий отдельных лиц из военного командования и советских партийных органов, ради сокрытия которых понадобились гекатомбы лжи, тиражировавшиеся на протяжении многих десятилетий. В этой истории буквально все противоречило привычному советскому мифу о Великой Отечественной войне. Тут было бездарное командование генерала Борисова, личная месть генерала Белова, кумовство и клановость, стремление поддержать своего человека и навредить его сопернику, и, наконец, коллаборационисты из числа советских граждан, зверски расправившиеся с Шаймуратовым. Правда была ужасной, и ее пытались скрыть. Одна ложь порождала другую, и так до бесконечности. Всю эту совокупность лжи ныне можно считать развеянной.

***

Согласно официальной биографии, Минигали Мингазович (Мингажеддинович) Шаймуратов родился 15 августа 1899 года в ауле Биштэкэ (пять баранов), ныне это село Шаймуратово Кармаскалинского района Республики Башкортостан. 

Источник : https://realnoevremya.ru/articles/91324-nepriznannyy-geroy-vov---general-minigali-shaymuratov

Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ