22 августа Уфу посетил член центрального совета, руководитель комитета по образованию партии «Новые люди», лидер объединенного движения родителей и учителей России «Школа – наше дело» Артем Соловейчик. В столице Башкирии он встретился с представителями педагогического, родительского и студенческого сообществ, а также журналистами. Речь шла о проблемах, волнующих многих: как избавить образование от бюрократического пресса, вернуть престиж профессии педагога, воспитать в ребенке самостоятельную личность, перейти от запретов к полноценному общественному диалогу. Учить, а не делать вид Артем Соловейчик – федеральный эксперт в сфере образования, главный редактор и руководитель издательского дома «Первое сентября», сын известного российского педагога, журналиста и философа Симона Соловейчика, отец восьмерых детей. В эти дни он на бирюзовом автомобиле с логотипом партии едет через всю Россию: от Москвы до Владивостока, встречается с людьми, поднимая проблемы, волнующие общество. Артем Соловейчик считает, что молодежь должна выходить из стен учебных заведений не только с дипломами, подтверждающими набор формальных знаний, а со сформированной целостной картиной мира, стремлением к самореализации. Школа должна воспитывать внутренне свободного человека. Сегодня наблюдается обратная ситуация, что подтверждает исследование ВЦИОМ, проведенное весной по предложению партии «Новые люди»: 82% опрошенных считают, что российское школьное образование не готовит молодых россиян к самостоятельной жизни. – Это приговор существующей школьной системе, где одни делают вид, что учатся, другие – учат, а третьи – что проверяют. Именно поэтому партия выступает за новые школы, новые университеты, мы считаем, что образование – путь к переменам в стране, – полагает Артем Соловейчик.Раскрепостить педагога Чтобы изменить ситуацию, партия предлагает избавить педагогов от лишней отчетности, отнимающей силы и время, мешающей заниматься саморазвитием, упразднить Рособрнадзор – бюрократическую структуру, ставшую инструментом контроля. – Несвободный учитель не может воспитать свободных людей. Необходимо раскрепостить учителя, дать ему академическую свободу, увеличить зарплаты, запретить принуждение к сверхнагрузке. Мы предлагаем ввести единый федеральный размер оплаты труда за одну педагогическую ставку – 75 тысяч рублей в месяц, – отметил эксперт. Артем Симонович заметил, что в 2012 году вышел указ президента, по которому педагоги должны получать зарплату не меньше, чем в среднем по региону. Забыли сделать лишь важную оговорку – за одну ставку. В результате учителя вынуждены перерабатывать, брать полторы-две ставки, что приводит к их профессиональному выгоранию и исключает возможность всякого творчества. От излишнего бюрократизма в образовании страдают и учащиеся. Нагрузка на них растет, вместо реальных знаний школьников «натаскивают» на ЕГЭ и тесты. В результате молодежь не может найти работу, место в жизни. Новые люди выступают за добровольность ЕГЭ, возможность сдавать экзамен в несколько попыток, за то, чтобы проводили его независимые тестирующие организации, а результаты экзамена не использовались для оценки качества работы педагога или школы. Профориентация молодежи должна из формальной стать практической – надо развивать интерес ребят к взрослой жизни через участие в трудовых, волонтерских и прочих социально значимых практиках.За реальное самоуправление Артем Соловейчик подчеркнул важность активного участия родителей, учащихся и педагогов в управлении школами и вузами, их активного влияния на учебный процесс. Образовательным организациям пора вернуть самостоятельность, обеспечить выборность их руководителей, запретить учредителям увольнять директоров школ без объяснения причин. – Недопустимо применять 278 статью Трудового кодекса в образовании. Закон для бизнеса не может распространяться на школу или вуз, – уверен эксперт. Партия выступает за наведение порядка в школьном питании. Сегодня его регламентирует закон о госзакупках. В результате поставщиками становятся те, кто предлагает минимальную цену, а не лучшее качество. К обеспечению школьников питанием нужно привлекать фермеров и производителей экологичных продуктов. Соловейчик уверен, что страна нуждается в свободных, независимых и предприимчивых людях. Их будет непросто контролировать при помощи нынешних бюрократических инструментов, но именно это позволит наладить диалог в обществе, удовлетворить запрос на перемены.