пришлите новость

Паровые машины, лифт, работающий без электричества: какими изобретениями может гордиться Башкирия

15:32, 04 августа 2021

| c1965

Пока дилетанты создают вечный двигатель, настоящие умельцы патентуют разработки, востребованные реальным сектором экономики

Паровые машины, лифт, работающий без электричества: какими изобретениями может гордиться Башкирия
Фото: glavarb.ru

По данным Федерального института промышленной собственности (ФИПС), в 2020 году Башкирия заняла второе место среди субъектов Приволжского федерального округа по числу поданных заявок на изобретения и полезные модели (457 и 151 соответственно), уступив Татарии (469 и 370). Несмотря на то, что продвижение технических идей связано с большими затратами, обладатели изобретательской жилки не ждут помощи государства, действуя на полном энтузиазме.

Начали с энергосбережения

Еще в конце восьмидесятых, задолго до того, как энергосбережение в России стало модным трендом, проблемой занялась группа ученых Уфимского авиационного института, ушедших на «вольные хлеба» и организовавших электронный кооператив студентов – «Экос» (молодежь тоже активно привлекали к разработкам).

– В то время я и двое коллег – Павел Петров, впоследствии крупный специалист в области авиадвигателестроения, заместитель руководителя КБ Климова и доцент УГАТУ Шамиль Сафинов – занимались метрологической системой учета потоков тепла, жидкости и газа. Первые узлы учета производимой и потребляемой тепловой энергии – наша разработка, – рассказал председатель Башкирского отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), заслуженный изобретатель СССР Равиль Ахметшин.
Всесоюзное общество изобретателей было создано в январе 1932 года, в 1938 году прекратило существование, кураторство над изобретателями передали профсоюзам. В 1958 году общество восстановлено как Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов. В 1988 году ВОИР объединяло более 118 тыс. предприятий, более 14 млн изобретателей и рационализаторов. В Верховном Совете СССР работала депутатская группа содействия научно-техническому прогрессу. После распада СССР в 1991 году общество возродилось как Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов. Его основная миссия – объединение и координация деятельности организаций и физических лиц, занимающихся изобретательской и рационализаторской деятельностью, для обеспечения инновационного и технологического прорыва в российской экономике, создания условий для её перехода к новому технологическому укладу.

Молодая фирма взялась реализовать разработку на сложном объекте: заключила договор с «Тольяттиазотом» на производство 140 расходомеров жидкого азота. Первоначально планировалось создать ремонтный фонд для турбинных счетчиков американского производства, но отечественный прибор оказался лучше. Впоследствии его экспонировали на выставке в Абу-Даби, 20 штук было продано в Объединенные Арабские Эмираты для учета попутного нефтяного газа.

2.jpg

– Раньше подобные приборы закупали за рубежом, у американцев были самые точные, но наши оказались лучше. В начале девяностых система финансирования была очень удобной, изобретатели получали аванс, благодаря чему мы в течение года смогли зарегистрировать разработку, сейчас все иначе – сначала сделай своими силами, а потом еще подумают, стоит ли за это платить, – продолжает Равиль Ахметшин.

Другая техническая задача, с которой успешно справились уфимские изобретатели – приспособление для отключения переднего моста на автомобиле УАЗ. Полный привод хорош при езде по бездорожью, а на асфальтовой трассе от него особой пользы нет, только лишний расход топлива.

– Уже появились джипы, у которых передний привод легко отключался, а с нашими УАЗами нужно было повозиться. Шамиль Сафинов и Наиль Баширов придумали и запатентовали специальный отключатель передних колес, на котором достаточно было повернуть небольшой рычажок. Впоследствии Наиль Халимович усовершенствовал технологию, приобрел станки и создал небольшой заводик в Нижегородке. Вскоре идею украли конкуренты, начали делать такие же отключатели, автор выигрывал суды, но ничего не получил. Тем не менее он усовершенствовал разработку, освоил точное литье и выпускает детали, «задавив» конкурентов низкой ценой, – пояснил собеседник.

Необыкновенное – рядом

Сам Равиль Ахметшин в 90-е вплотную занялся производством торговых киосков: еще недавно такие встречались на каждом шагу в Уфе и других городах. Выпускали торговые павильончики на Туймазинском заводе геофизического оборудования, ранее производившем армейские грузовики-мастерские для ремонта танковой и авиационной техники. В 90-е годы продукция стала невостребованной: у армии не было денег. Тогда и придумали выпускать на имевшемся оборудовании без технологического передела линии по производству кузовов, торговые киоски.

Кроме того, уфимские изобретатели Ильгиз Ямилев, Сергей Березин и Равиль Ахметшин создали и запустили в эксплуатацию на Раевском сахарном заводе первую в России паровую винтовую машину ПВМ-2000, предназначенную для возврата энергии давления пара в заводской технологический цикл. Вторую такую машину (разработчики – Ринат Гузаиров, Сергей Березин и Равиль Ахметшин) поставили на уфимской ТЭЦ-4, где она работает уже 15 лет. Скоро ожидается запуск аналогичной машины мощностью 1,5 Мвт на ТЭЦ-3 в Уфе. Равиль Ахметшин в сотрудничестве с Рашитом Равиловым разработали кресло-трансформер, которое могло смещаться в разных направлениях, разворачиваться на 180 градусов и нажатием кнопки трансформироваться в спальное место. В свое время пара самолетов Ту-154, укомплектованных такими креслами, была подарена кубинскому лидеру Фиделю Кастро.


Недешевое творчество

Времена, когда изобретатели получали за свои творческие находки премии и славу, часть прибыли от внедрения, ушли в прошлое. Сегодня, чтобы запатентовать изобретение, надо выложить круглую сумму, интеллектуальная собственность плохо защищена, наработками могут воспользоваться злоумышленники.

3.jpg

– Составление полного описания патента и отправка его в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) стоит 140 тыс. рублей. Можно сделать описание самостоятельно, но не каждый справится. Составление патентного обзора (нужен, чтобы понять, не пересекается ли изобретение с действующими разработками) обойдется в 50 тыс. рублей. Государство нам больше не помогает, только создает препоны. Чтобы поддерживать патент, нужно периодически делать взносы. У меня порядка 50 изобретений – где взять столько денег? – недоумевает Равиль Миргасимович.

Республиканское отделение ВОИР, которое Равиль Ахметшин возглавляет с 2007 года, стремится содействовать изобретателям, здесь их консультируют, помогают с оформлением документов. Не забывают о регионе и в центральном совете общества: хорошее взаимодействие налажено с его председателем, доктором экономических наук Антоном Ищенко, не раз бывавшим в Уфе.

– Надеюсь, что ВОИР через год-другой восстановит позиции и коммерциализирует свою деятельность. Пока за последние 14 лет мы не получили ни копейки помощи. В отделение ВОИР приходят люди, говорят: «Я придумал вечный двигатель», мне приходилось делать за свой счет опытные экземпляры, объяснять, почему такое «открытие» невозможно. Помогаю оформить патенты, работаю в основном с молодежью и стариками. Взаимодействуем с различными институтами, за годы моей работы 15 человек получили звание «Заслуженный изобретатель РБ» и 3 человека – «Заслуженный изобретатель РФ», – рассказал Равиль Ахметшин.

Среди тех, кому помогли в ВОИР, выпускник УАИ Анатолий Жуков. Он посвятил техническому творчеству 45 лет, единственный в республике отмечен медалью ВОИР. Жуков – изобретатель запатентованных уникальных летательных аппаратов, болотохода, гравитационного лифта, работающего без электричества и двигателей. Другой аксакал – Рашит Гильфанов, посвятивший жизнь энергетике, придумал, как сохранить избыточное электричество, используя отработанный фонд нефтяных скважин как хранилище.

Удивительно сложилась судьба талантливого молодого изобретателя Константина Порошкина. Примерно 7 лет назад он окончил УГАТУ, при этом еще в годы учебы изобрел малогабаритный газотурбинный двигатель, а магистерскую диссертацию блестяще защитил на английском, но на работу по специальности устроиться не смог, трудился на почте водителем, пока Равиль Ахметшин не пригласил его в свою фирму. Через 4 года случился очередной кризис, но резюме молодого изобретателя заметили в одном из уфимских КБ и предложили работу. С тех пор Константин побывал во многих зарубежных странах, а сегодня возглавляет конструкторское бюро, в которое когда-то пришел. Равиль Ахметшин уверен, если у человека есть тяга к изобретательству, техническая жилка, трудности ему нипочем, однако не стоит уповать на то, что ученые решат свои проблемы сами, поддержка государства необходима.

Знаете больше? Есть информация, которой вы можете поделиться? Напишите нам

ПОДЕЛИТЬСЯ










последние новости


Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика