пришлите новость

Динар Гильмутдинов: «В своей жизни я видел больше восьми тысяч трупов»

15:01, 15 июня 2021

| c9467

Главный госавтоинспектор Башкирии дал интервью Пруфы.рф накануне своей отставки

Динар Гильмутдинов: «В своей жизни я видел больше восьми тысяч трупов»

Динар Гильмутдинов после 16 лет руководства ГИБДД РБ принял для себя решение участвовать в выборах в Государственную Думу. 15 июня он сообщил об отставке с поста главного госавтоинспектора. Ведущий обозреватель Пруфы.рф Рамиль Рахматов успел встретиться с ним накануне и пообщаться о безопасности на дорогах, решении идти в политику и коррупции в ГИБДД.

О смертности на дорогах

– Динар Загитович, начнем с печальной статистики: смертность на дорогах республики сохраняется на достаточно высоком уровне. На ваш взгляд, каковы основные причины этого?


– Самый главный признак ДТП – это превышение скоростного режима. Люди превышают скорость, не соблюдают ПДД, зная, что дорожное полотно, бывает, не соответствует допустимым нормам: не асфальтированное, щебеночное. Не исключаем также повороты. Мы нормализовали ситуацию на дорогах Уфы. По национальному проекту к 2024 году должно быть за год не более четырёх погибших в ДТП на 100 тысяч населения. В Уфе, таким образом, данные показатели не должны превышать 44 человека. У нас в прошлом году было 36 человек. Считайте, результат достигнут.

Вторая проблема – это улично-дорожная сеть. Хотим или нет, мы должны соответствовать национальному проекту, так как одно из условий ДТП – это очаги аварийности, которые у нас из года в год уменьшаются. С приходом Радия Фаритовича, который взял пример с московской области (когда ДТП случается, сразу создается комиссия совместно с Минтрасом и Федеральным агентством, обслуживающим М5, М7 и Р240), мы устраняем причины, из-за которых ДТП произошло. Например, нет разметки зимой, дорожного знака, освещения, то эти вопросы поднимаем и потом коллегиально принимаем решения.

– Первая причина высокой смертности в сельской местности – щебеночное покрытие. На поворотах машины уходят юзом. Это смежная зона ответственности ГИБДД и дорожников. Как сейчас складывается взаимодействие?

– Пять лет назад автодорога Учалы–Миасс была в непроезжем состоянии. Я проехал и вернулся обратно, зашел к прокурору Учалинского района, он говорит, напишите мне информационное письмо за вашей подписью. Мы прямо там в ГИБДД напечатали, я подписал, отправили. Прокурор обратился в суд, и после этого суд признал, что на этой дороге ездить нельзя. Он запретил проезд официально. Сразу нашли 80 млн денег и начали ее ремонтировать.

Когда у нас что-то не получается, мы обращаемся в органы прокуратуры, за подписью министра готовим письмо на имя прокурора, он моментально реагирует, и вопрос решается. Но в основном стараемся сами все решить. В принципе, наши постановления есть, и представления имеет муниципалитет, и мы их наказываем рублем.

Радий Фаритович настаивает на увеличении количества дорожных камер. Но у нас, если мне не изменяет память, этим занимаются два оператора, в том числе ЦОДД, в котором есть определённые проблемы, чуть ли не с отключением камер и т. д.

– Ваша оценка эффективности работы сети камер в республике? Сколько они в бюджет приносят?

– Мы не можем сказать именно про бюджет. Это дорогостоящее удовольствие. В прошлом году 646 камер поставили. Намерены поставить еще 500 комплексов. К 1 октября они заработают в Башкирии. Мы сейчас будем ставить и на перекрестках, на светофорные объекты. Будем приучать водителей, чтобы они соблюдали правила дорожного движения. Если человек не нарушает, то камера никому вреда не приносит. Если игнорирует, тогда извините. Будем ставить в сельской местности. По крайней мере, где мы поставили камеры, там тяжких ДТП нет. Бывает, какой-нибудь парадоксальный случай: водитель уснул, и камера засекает. Необходимо разделение транспортных потоков. В прошлом году на дороге Уфа – Стерлитамак освещение сделали, и камеры положительный эффект дали.

По 17 раз один водитель пьяным попадался

– Вы сейчас упомянули, что межведомственное взаимодействие наладилось, вы видите поддержку главы республики, но вспомним неприятный инцидент, связанный с Хабировым. Вы как офицер, когда услышали его пожелания пойти за угол застрелиться, что почувствовали?

– Во-первых, меня на этом совещании не было, но я нормально отнёсся к этому. По крайней мере, я услышал. До этого в республике нас старались не слышать, понимаете? Мы о своих проблемах по безопасности дорожного движения писали, но ничего не делалось. К Радию Фаритовичу за подписью министра подготовили большое письмо. Он нас услышал. На следующий транспортный час пригласил меня, и мы четко разобрали это письмо. Ситуация стала разрешаться в нашу сторону. Руководство республики понимает ответственность сейчас.

– К сожалению, у нас на дорогах как пили, так до сих пор продолжают пить. Ужесточение, неотвратимость наказания, которые последние годы шли по нарастающей, на статистику не влияют. Отсюда вопрос. Может, концептуально новое что-то придумать?

– У нас в этом году тенденция хорошая – количество ДТП с пьяными водителями сокращается. 15 лет назад было 800 погибших на дорогах, половина из них в нетрезвом состоянии. Фиксировали за год 4 тысячи ДТП с участием водителей в нетрезвом состоянии. Сейчас такого нет. Раньше это никому не говорилось. А сейчас все открыто, ДТП случается, мы сразу даем в СМИ, чтобы они все акцентировали. У нас раньше были рекордсмены, по 17 раз попадались пьяными. Сейчас такого нет, максимум три раза могут попасться. Появилась уголовная ответственность за повторное вождение в течение года. Люди начали понимать. Куда еще ужесточать? Алгоритм работает.

– Еще один аспект дорожной тематики – транспортная реформа. Я понимаю, ГИБДД здесь косвенные исполнители. Но на ваш взгляд, ситуация выправляется с пассажирским движением в Уфе?

– Сегодня идет обновление транспорта в городе, это очень хорошо. Летом должны быть кондиционеры, зимой теплые автобусы. В тендерах все это надо прописывать: сколько лет автобус может использоваться на перевозках, какой вместимостью должен быть, какие маршруты обслуживать. Может, на одном маршруте нужны маленькие автобусы, а на другом надо большой делать. Вот эти все вопросы отработать, и все будет правильно функционировать.

О коррупции в рядах ГИБДД

– Мы должны коснуться неприятной темы. Количество привлеченных или находящихся под следствием сотрудников ГИБДД в республике, к сожалению, растет. Дело господина Шайбакова и других сотрудников регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО) нам намекает, что это уже не бытовая коррупция, а целая система. Убедите нас в обратном.

– Проблемы были и есть пока. По крайней мере, сегодня много делается, во всех регистрационных подразделениях есть камеры, которые все записывают от начала до конца. Люди, которые приходят сдавать экзамен на вождение, тоже под видеокамерами. Понятно, что поток большой, мы не можем всё отследить. В части своей компетенции госавтоинспекция, я, другие мои начальники – не можем все проконтролировать, объем слишком большой. Каждый человек берет на себя ответственность, когда подписывает какое-то решение. Если сотрудник РЭПа сделает что-нибудь неправильно, он будет отвечать.

– Слишком большое количество жалоб на высокопоставленных лиц в МРЭО. Вы свою ответственность как руководитель подразделения чувствуете?

– Я постоянно получаю взыскания за своих подчинённых. Ну что делать? Я отвечаю за них. Не снимаю с себя ответственности нисколько. Мы что-то не можем, у нас оперативных разработок нет, оперативной службы нет. Главный критерий работы – чтобы на госуслуги люди не жаловались, в очередях не стояли.

– Мы понимаем, что ситуация с личным составом достаточно непростая. Вы много лет возглавляли эту службу. Если вы проходите в Госдуму, чтобы вы пожелали своему коллективу? Нет ли у вас ощущения грусти?

– Грусть очень большая. Я 30 лет работал в ГИБДД, всю свою жизнь отдал этой службе, последние 16 с лишним лет работал начальником госавтоинспекции. В своей жизни видел больше восьми тысяч трупов. Это много. Я хочу, чтобы мои коллеги меньше выезжали на эти страшные ДТП. Я выезжал, когда сразу четыре ребёнка погибли в ДТП, семьи погибали по 6-7 человек. Это страшные трагедии. Когда автобус переворачивался, 9 погибших было в Белорецком районе. Что только в своей жизни я не видел. Поэтому хочу, чтобы все вопросы взаимодействия, алгоритмы работали, чтобы колесо крутилось. И самое главное, 99 раз хорошо, а один раз плохое случится, и сразу мы становимся плохими. Главная задача ГИБДД, в первую очередь, помогать людям. Я хочу, чтобы мои коллеги слышали наших граждан. Сам всегда был человеком открытым, никогда не стеснялся людей принимать, даже в пандемию. Хочу, чтобы наша служба была всегда открыта.

– За 16 лет на посту руководителя при вас сменилось несколько министров. В чем секрет непотопляемости Динара Гильмутдинова?

– Это неправильный вопрос. Человек всегда должен работать. Я вот свою службу люблю и всем своим сотрудникам говорю, что они должны любить свою профессию. Я на слете ЮИД был в детстве, по соседству с районной милицией жил. Все номера района наизусть знал. На седьмом слете был конкурс, мне дают карточку с названием марки машины – Урал 375. Я сразу – можно ответить? Первое место занял в республике. Я даже не готовился, сразу ответ, потому что это было мое хобби. Я всегда хотел быть сотрудником ГАИ, это моя мечта.

О выборах в Госдуму

– Частично вы уже ответили о причинах, почему вы выдвигаетесь в Госдуму. Как я понимаю, хотите на более высоком уровне те же вопросы решать законодательно, концептуально. У меня другой вопрос. Почему Стерлитамакский округ? Помимо дорог и безопасности, есть и другие проблемы? Что вы можете предложить жителям этого округа? Какая программа у вас для них?

– Я не выбирал этот округ. Мне сказали, что там много проблем, и я «как человек волевой, офицер» могу там что-то сделать. Я советовался с Радием Фаритовичем, он меня поддержал. Думал сначала до 50 лет доработать и пойти на заслуженный отдых. Когда осталось 2 года до выборов, посоветовался с одним руководителем и решил попробовать. Я все дороги проехал, все районы объездил и услышал, какие там проблемы. Но сейчас услышал еще больше проблем, которые буду стараться решить.

– Например?

– Вопросы ЖКХ, дороги, нет водопроводов, воды нет. В тех же Толбазах воды не хватает. Проблем там очень много, которые надо решать именно на федеральном уровне. Понятно, что республика у нас очень большая и у всех свои проблемы. Но, по крайней мере, в нашей Уфимско-Стерлитамакской агломерации нужно завести следующий национальный проект, чтобы мы все районы республики захватили. Надо было подготовить проекты и их защитить на федеральном уровне. Только у Уфы и Стерлитамака нашлись деньги, а другие маленькие районы не нашли. За счет этого мы ремонтировали эти два города в основном. Я считаю, что надо найти денег за счет республики. Мы уже разговаривали с Радием Фаритовичем, поднимали этот вопрос. Нужно, чтобы все районы сделали проекты, у них же тоже проблем много. В Ермекеевском районе жители в роддом ездят в город Октябрьский. Там проселочная дорога. Мы уже занимались этим вопросом и думаем, что на следующий год дорога должна быть заасфальтирована.

– Росавтодор забирает трассу Уфа-Белорецк-Магнитогорск, Кропачево-Красноуфимск. Насколько это был бы правильный шаг, на ваш взгляд?

– Это очень нужное решение. Раньше, когда Башкортостан содержал направление Уфа-Стерлитамак, на обслуживание дороги выделялось 50 миллионов, сейчас почти 400. Разметки наносятся, дороги чистятся, все знаки ставятся, освещение есть – вот такое содержание стало. Буквально неделю назад я проехал на машине от Ишимбая в сторону Белорецка (очень нужная магистраль). Если федерация заберет эту дорогу, то ее обязательно достроят. Во-первых, красиво. Человек проедет и просто удивится красоте Башкортостана. Вот многие люди хотят в Башкортостан ехать, посетить Шульган-таш, но асфальтировка закончена недавно. Если мы от Стерлитамака до Белорецка дорогу сделаем, будет просто идеально. Еще одну дорогу – Уфа-Пермь рассматриваем, чтобы федерации передать.

– Динар Загитович, «злые языки» говорят, что выдвижение именно по Стерлитамакскому округу не случайно. Связывают вас с определенными финансово-промышленными группами, с некоторым транспортным бизнесом в Уфе. Говорят, что эти группы находятся под вашим влиянием. Мол, выборы пройдут, но в итоге Динара Загитовича кинут с результатами. Отсюда вопросы. Связаны ли вы с такими финансово-промышленными группами? Допустим, вы проигрываете у себя в округе. Что будете дальше делать?

– Во-первых, ни с какими группами я не связан, если у меня есть какие-то дружеские отношения, это ни о чем не говорит. С кем я дружу 30-35 лет, с ними я и остаюсь. Друзей своих я не меняю. Независимо от того, кем человек работает, токарем, сварщиком, я не стесняюсь с людьми дружить. Я верю в свои силы. Вы сами понимаете, прозрачность наших выборов зависит только от жителей Башкортостана, которые доверяют или не доверяют мне. Поэтому я буду бороться, если генсовет партии одобрит меня по результатам праймериз. А на пенсии я найду чем заниматься.

Вы всю жизнь прослужили в определенной иерархической системе, где приказано – сделано и прочее. И вот тут вы окунулись в «политическую кухню». Что-то для вас в этом непривычно, удивительно или, наоборот, неприятно?

– Понимаете, вот я же человек военный, всю жизнь выполнял приказы. Здесь все то же самое. Центральное направление партии дает распоряжение: за что мы должны отвечать, что должны делать, поэтому для меня это привычно. Я человек Советского Союза, когда коммунистическая партия говорила – все выполняли её поручения. «Единая Россия» – это партия власти. Я как офицер никогда не предам интересы военных. Я как был за них, так и буду. Когда Владимир Путин пришел к власти, уже тогда я полюбил этого человека, он мой кумир. С 2000-х годов я говорил, что для меня он кумир. Это хорошо, что есть направление, есть партия, в которой каждый кандидат работает именно с населением. Я человек, который привык читать законы, приказы и их исполнять. Однако есть такие законы у «Единой России», которые нужно доработать. Если меня поддержат жители Башкирии, то я буду исполнять их наказы. Я не буду прятаться, я всегда открыт, я буду ездить к ним, я никуда не собираюсь переезжать. Я хочу быть патриотом Башкортостана, и я буду им!

ПОДЕЛИТЬСЯ










последние новости


Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика