Ваш город:
Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ
Уфа
Казань
Челябинск

пришлите новость

Руководитель «Татмедиа»: «Традиционные форматы СМИ могут исчезнуть»

20:40, 11 июня 2021

| c1346

Руководство главного медиахолдинга Татарстана рассказало о специфике своей работы.

Руководитель «Татмедиа»: «Традиционные форматы СМИ могут исчезнуть»

Окунаясь в среду казанской журналистской тусовки, или даже просто посещая столицу соседней республики, невольно осознаешь, насколько они ушли вперед. Государственные СМИ Татарстана находятся не столько в положении услужения власти, а в большей степени являются инструментом стратегического целеполагания. Мы побывали в гостях у коллег из холдинга «Татмедиа», поэтому позволим себе изложить впечатления от увиденного.

Справка. Акционерное общество было создано согласно Указу Президента РТ в 2007 году. Учредитель – Республика Татарстан, 100% акций АО «ТАТМЕДИА» находятся в государственной собственности.

В настоящее время в состав холдинга входят 70 филиалов. Это 98 районных, городских и республиканских газет, 14 журналов, 17 телеканалов, 10 радиостанций, 80 интернет-изданий, информационное агентство «Татар-Информ» и крупнейшая в Поволжье типография «Идел-Пресс».

Численность работников АО «ТАТМЕДИА» – 1744 человека. Телерадиовещание осуществляется на двух государственных языках Республики Татарстан.

Газеты АО «ТАТМЕДИА» издаются на татарском, русском, чувашском и удмуртском языках.

 

Две большие разницы

На первый взгляд может показаться, что аналогом «Татмедиа» у нас является АО «ИА Башинформ». Но на самом деле это далеко не так. «Башинформ» можно было бы считать таковым, если бы идею создания единого холдинга башкирских государственных СМИ довели до конца.

– Руководители «Башинформа» Максим Ульчев и Артем Валеев несколько лет назад к нам приезжали и изучали наш опыт. Что-то было ими воспринято. Например, заголовки и аннотации информационного агентства в виде колонок на сайтах республиканских ведомств, учреждений и муниципалитетов. Первыми это сделали мы, – рассказывает генеральный директор татарстанского холдинга Шамиль Садыков.

Еще при прежней команде управленцев Башкирии под эгидой «Башинформа» объединили муниципальные СМИ. Преподносилось это как оптимизация, сокращение надстроек, бухгалтерий и прочего. Однако журналисты районных изданий говорят, что в их жизни мало что изменилось, а уровень заработных плат не вырос. Но существенное отличие не только в этом. Генеральным директором всех муниципальных изданий Татарстана является сам Шамиль Садыков.

– Если мы дадим сквозной материал во всех наших изданиях, то просто забьем выдачу поисковых систем. Но это впоследствии влияет на качество выдачи, поэтому мы такими вещами не занимаемся, – рассказывает медиаменеджер.

Тут же вспомним, как все наши башкирские государственные СМИ по команде с Тукаева единовременно с «Башинформом» выдавали фейки, например, про ваххабитов и экстремистов на Куштау, клеветали на автора данной статьи или семью первого президента РБ.


Соцсети поглотят СМИ

Кстати, единоличное руководство всеми изданиями в Татарстане дало, на наш взгляд, интересный эффект. Когда учредителем всех районных газет является республиканский холдинг, а не местные чиновники, то СМИ на местном уровне становятся глазами республиканских властей на местах. Тот же глава района не может диктовать местной редакции информационную повестку.

– С каждым редактором у нас подписывается годовой контракт. При пролонгации комиссия изучает финансовую отчетность и эффективность. Но главное, что мы ставим целевые показатели по непосредственной работе. Это не только тиражи газет или показатели сайтов. Большое внимание к соцсетям – охваты, репосты, лайки и прочее. Я полагаю, что со временем традиционные форматы СМИ могут исчезнуть, соцсети поглотят в себя все. В количественном плане показатели дифференцируются. Где-то это сельский район с одним количеством населения, а где-то город…

Мы слушаем Шамиля Садыкова, вспоминаем нашу республику, и становится грустно. Мне лично каждый день в «ВКонтакте» приходят приглашения от башкирских муниципальных газет вступить в их группы. Но вся соль в том, что это началось лишь полгода назад. Опомнились?! Ребята, вам еще 10 лет надо, чтобы дойти до мысли о том, что аккаунт в соцсетях – это уже не место выкладки материалов с газеты и даже не обратная связь, а самостоятельная платформа?


Руководить ГУПом комфортно

И все же главное ключевое отличие «Башинформа» и «Татмедиа» в незавершенности реорганизации первого. Ответственные за медиаотрасль Башкирии не раз уже говорили, что «Башинформ», районки и ТРК «Башкортостан» будут объединены в холдинг, как у соседей. Но дальше слов процесс пока не пошел. ТРК «Башкортостан» по своей организационной форме является ГУПом, для объединения с АО «Башинформ» она должна быть преобразована.

– Быть руководителем ГУПа для директора очень комфортно. Предприятие получает постоянную субсидию из бюджета, не нужно ломать голову и думать, как развиваться. В акционерном обществе, даже принадлежащем государству, действуют законы коммерческого предприятия. Чтобы получить средства из бюджета, мы должны участвовать в тендерах и конкурсах на гранты. В основном это под проекты, поэтому мы всегда должны их генерить, – отмечает Садыков.

Руководитель «Татмедиа» упоминает и о другой опасности для башкирских СМИ в связи с возможной реорганизацией ТРК «Башкортостан». Это ведь не просто телеканал БСТ или несколько радиостанций, это, прежде всего, лицензии на вещание. При смене юридического лица есть очень существенный риск их потерять. Возможно, в этом и заключается причина заморозки объединения в единый холдинг башкирских СМИ.


Траты не по бюджету

К слову, за два дня общения с татарскими коллегами мы так и не получили ответа на вопрос об объемах финансирования их медиахолдинга. Но по нашим данным, на СМИ в РТ в бюджете было предусмотрено 1,8 млрд рублей, а в РБ 1,1 млрд. Такие затраты соседи могут себе позволить при бюджете региона в 256 млрд в сравнении с нашими 165 млрд рублей. Здания холдинга находятся в очень удобной и престижной локации. Это тот же советский проект, что и уфимский Дом Печати, но в Казани в свое здание стянули все СМИ.

Про правильную и удобную организацию помещений, столовой, пресс-центров говорить излишне. Главное, что в Казани в составе «Татмедиа» живет и процветает типография. Она загружена настолько, что дает значительную прибыль. Например, школьные учебники для нескольких республик Северного Кавказа печатаются именно в казанской типографии. А в Уфе издательство «Республика Башкортостан» давно превратилось в чемодан без ручки с конкурсным управляющим. На грани банкротства оно позволяет себе отказываться от миллионных контрактов, срывать печать тиража газеты «BonuS» и расплачиваться за это потом штрафом в 300 тысяч рублей…


Забить все ниши

При знакомстве с работой «Татмедиа» и его изданиями возникает первоначальное впечатление, что татары хотят объять все, забить все ниши, форматы и различные сегменты аудитории. Тут и целая линейка детских журналов по различным возрастам, множество изданий с развлекательным контентом, радиоканал с ретромузыкой на татарском языке. К слову, лицензию на вещание радиостанции «Тартип ФМ» (с тат. – порядок, уклад, правильное поведение) удалось получить при личном участии Президента РТ Рустама Минниханова. Это наглядно демонстрирует лоббистский вес руководителя республики.

Есть и другой момент в появлении такого формата радио на татарском языке. Сегодня в Башкортостане и Татарстане с развитием шоу-бизнеса накопилось большое количество «шлака». Кроме языка исполнения, зачастую там нет ничего башкирского или татарского. Этот шлак накапливается и закрывает собой подлинные образцы национального музыкального искусства. А вот формат радиостанции «Тартип ФМ» помогает сохранить такое наследие. Все это очень актуально и для Башкортостана, и здесь есть пища для размышления.

Отдельной публикации заслуживает развитие татарских ресурсов и изданий для детей. Прекрасная полиграфия, линейка журналов, их интерактивность и интегрированность в сеть, и смартфоны… YouTube и TikTok в Казани вообще сегодня воспринимаются как наше все. Студия «Тамыр» в Уфе в творческом смысле представлена вполне достойно. Но ее масштабы с казанскими не идут в сравнение. 

Главное, что значение деятельности «Тамыра» в стратегическом смысле для башкирского народа недооценено. Здесь в качестве примера достаточно вспомнить попытки поставить детские передачи на башкирском языке на БСТ в неадекватное время.


«Народа без интернета не будет»

Касаясь стратегии, мы приходим к своему главному выводу. Татарстан развивается на стратегическую перспективу. Мы увидели в этом два основных момента: пересборка татарского народа и социально-экономическое развитие.

Главным элементом пересборки или, если хотите, консолидации татарского народа, является язык. Главным критерием для татароязычных СМИ является 100% чистота языка без иных вкраплений. Это очень непростая задача, но для ее решения в Казани нашли подход.

– Сейчас язык упрощается, поэтому необходимо писать проще и понятнее, без сложных конструкций. Руководителю татарской редакции «Татинформа» Рамису Латыпову поставлена задача выработать стиль написания материалов на татарском языке именно для интернета. Мы не просто открываем площадки в сети, мы создаем архив татарского языка и наследия. В будущем не будет существовать народа, если народа не будет в интернете. Это грядущая реальность. Вот поэтому мы так сильно заботимся о качестве выдачи, уникальности контента, постепенно, но успешно добиваемся восприятия и понимания поисковыми системами, и сетью в целом, татарского языка, – продолжает в одной из студий детских проектов увлеченно рассказывать Садыков.

Мы понимаем, что он прав, и что проводимая казанцами работа – это лишь начало долговременной стратегии на перспективу. 

При этом едва сдерживаемся от язвительного подкола. Появление «татарской» породы лошадей родом из Баймака, каких-то исторических персонажей из башкир, которых упорно причисляют к татарам, и прочие «скользкие» моменты – это все из серии застолбить в интернете? Похоже, наши соседи действуют именно в этом ключе. Не важно, как было на самом деле, а важно, что даст поисковая выдача через 20 лет. 

Да, это работает. И снова нам в Уфе есть о чем призадуматься. Не лучше ли над этим поработать башкирской творческой и научной интеллигенции, властям Башкортостана, вместо назначения «нацпредателей» и попыток конфликтовать с соседями?

ПОДЕЛИТЬСЯ









последние новости


Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика