Ваш город:
Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
МЫ ДОСТАВЛЯЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ
Уфа
Казань
Челябинск

пришлите новость

Волшебные слова перед ЕГЭ. Как помочь ребенку преодолеть стресс?

08:33, 07 июня 2021

| c1527

Главное – запомните, что слона съесть целиком невозможно

Волшебные слова перед ЕГЭ. Как помочь ребенку преодолеть стресс?

Экзаменационный стресс – самый распространенный вид, с ним конкурирует только информационный стресс. Мы все в течение школьных лет сдавали экзамены, контрольные работы и так далее. Но степень включения рассуждения оценки своей роли в этом процессе растет из года в год в связи с повышением статуса класса. Чем старше класс, чем больше это мероприятие называется итоговым, тем вокруг него концентрация переживаний повышается.

Как помочь ребенку сконцентрироваться, как успокоиться самим родителям - рассказала декан факультета психологии БашГУ, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава Башкирии, кандидат психологических наук, доцент Ирина Хох.

Как выражается экзаменационный стресс

Это один из самых распространенных видов стресса и больше ему подвержены девушки. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.

У одной части школьников происходит учащение пульса, повышается артериальное давление, а у другой, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает артериальное давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус.

– Нельзя говорить, что стресс – это плохо. Однозначно, речь идет о каких-то запредельных событиях, которые сегодня вспоминали с большой горечью. Либо это достаточно длительные события, но экзамены к таким событиям не относятся, они достаточно кратковременные. Между экзаменами четко соблюдаются определенные дни подготовки и дни отдыха, что в вузовской системе, что и в системе общего образования, – поясняет психолог.

Почему ребенок волнуется перед экзаменом

  • Страх – «А вдруг не сдам?»

  • Недостаток подготовки

  • Волнение близких и окружающих.

  • Стресс подпитывается умственной нагрузкой

  • Умственная нагрузка потребляется в сидячем положении, статика мышц дает неблагополучную ситуацию

  • Стресс незнакомой ситуации. В таких условиях детям труднее собраться с мыслями.

  • Стресс ответственности перед родителями и школой.

Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность, астеничность.

– Но это всё ничто по сравнению с мыслями. Больше всего переживают экзаменационный стресс те ребята, которые считают, что они не сдадут экзамен, – объясняет психолог.

Что не так делают родители?

Ожидают от своего ребенка слишком многого, не учитывают особенности своего ребенка: уровень мышления, готовность, уровень внимания, завышают требования. Думают, что ребенок не сдаст экзамен.

– С тревожным ребенком рядом стоит тревожный взрослый, который усиливает эту ситуацию многократно, – утверждает доцент.

При общении взрослого с ребенком происходит психологический момент – заражение: тревога взрослого переходит на детей.

– Для подростков очень характерно обесценивание себя: «Я плохой, лузер, я не справлюсь» – здесь такой мусор приносим мы, родители, потому что мы критикуем наших детей. Посчитайте, сколько хвалебных слов вы говорите ребенку, а сколько критических слов? – отмечает психолог.

В первую очередь надо успокоиться родителям. Как это сделать?

Главное – доверять сыну или дочери

Доверять педагогическому коллективу, который приложил множество усилий для усвоения знаний учеником, чтобы он показал результат на экзамене.

Не стоит думать, что ваш ребенок не сдаст выпускные экзамены. Он учился 9-11 лет, как он может провалить? Вероятность этого минимальна.

Также важно осознавать, что вузы тоже заинтересованы в положительном исходе ЕГЭ. Ведь им нужны студенты.

Что могут сделать выпускники, чтобы побороть волнение?

По возможности приспособиться к окружающей среде: желательно побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить его достоинства и недостатки. Это можно сделать на пробниках.

Переименование испытания: ЭКЗАМЕН/ТЕСТИРОВАНИЕ

– Даже переформулировка названия испытания может иметь решающее значение: Ты всего лишь сдаешь ТЕСТИРОВАНИЕ! А до этого сколько раз ты проходил тестирование? Много! – делится советом доцент.

Поговорите с самими собой (можно с родителями и товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Спросите себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?

– Попросите ребенка оценить свои страхи фактологически. Ни один учитель не заинтересован, чтобы его ученик сдал экзамен плохо! Администрация, вузы, учителя – все заинтересованы. Ты учился 9 лет? У тебя средний балл 4-5? Как, если ты учился на такие оценки, ты можешь получить ниже? Это фактологическая сторона, с которой нужно приучать ребенка работать, – говорит Ирина Рудольфовна. – Есть замечательный такой прием, как мы говорим: слона съесть целиком невозможно. Разделите этого слона по частям, - говорит Хох.

Вот алгоритм действий, который поможет управлять ситуацией:

  • Проговариваем, оцениваем, расслабляемся. Тревога связана с тем, что ребенок не контролирует ситуацию.
  • Составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию.

Например:

Встать утром и выслушать мамины (папины) указания.

Есть тревога? Нет.

Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.

Поездка на место проведения экзамена.

Рассаживание по местам

Получение тестовых бланков

Заполнение бланков – титульного листа

Решение заданий

После перечисления всех тревожных ситуаций выпускнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать шаги.

Последовательность действий во время ОГЭ и ЕГЭ

Будь внимателен!

Соблюдай правила поведения на экзамене!

Сосредоточься!

Не бойся!

Начни с легкого!

Пропускай!

Снятие напряжения путем воздействия на организм

  • Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды.
  • Зевота – зарядка для мозга! Активизируется прифронтальная кора головного мозга, которая связывается как раз с активностью мозговой. Позевать, ведь это очень важно!
  • Дыхательная гимнастика. Если увеличивается вдох – это активность, увеличивается выдох – расслабление. Мы абсолютно забываем работать со своим организмом.
  • Питание имеет очень большое значение. Позаботьтесь о полноценном питании. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
ВАЖНО: Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Чем могут помочь родители?

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться.

С утра перед экзаменом дайте ребенку шоколадку – чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность…

Поощрять, поддерживать, оказывать реальную помощь.

Создать дома психологически спокойную обстановку.

Замечательные фразы для родителей: «Экзамен – не конец жизни», «Делай что должен, и будь что будет», «Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней».

И самое главное: независимо от результата экзамена, от всей души скажите ребенку, что он самый любимый. Важные слова: «Я в тебя верю! Все трудности преодолимы».


ПОДЕЛИТЬСЯ









последние новости


Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика