19 мая фотокорреспондент Пруфы.рф совместно с депутатами Госсобрания Башкирии побывал на территории закрытого завода «Уфахимпром». Уже на подходе к предприятию начинает доноситься химический запах. Он щиплет глаза и надолго оседает на языке. Вкупе с разрушенными зданиями открывающийся вид выглядит апокалиптически.
На следующий день депутаты, ученые и представители природоохранных структур обсудили (в очередной раз) необходимость ликвидации экологического вреда на месте бывшего химического производства. Движение в этом вопросе началось после визита в Башкирию руководителя Росприроднадзора Светланы Радионовой.
Предыстория
Больше 30 лет назад, в 1990 году, на «Уфахимпроме» произошла крупная экологическая катастрофа. Из-за халатности работников токсичное вещество – фенол – в зимнее время вылилось на территорию завода. Весной вместе с грунтовыми водами попало в реку Шугуровку, оттуда в Уфимку, на которой расположен Южный водозабор. Из кранов уфимцев потекла вода с химическим запахом.
Несмотря на тяжкие последствия, после аварии завод продолжал работать еще несколько лет. Производство законсервировали только в 2004 году. Однако никто не позаботился о защите окружающей среды. Исследования, проведенные уфимским НИИ безопасности жизнедеятельности в 2008 году, показали, что почва загрязнена различными опасными веществами. Содержание диоксинов на территории предприятия превышает предельно допустимую концентрацию в 44 раза, хлорбензолов – в 40 тысяч раз. В декабре 2010 года предприятие признали банкротом, процедуру банкротства завершили в 2016 году.
С 2013 года территория предприятия передана на содержание и обслуживание уфимскому МУП «Специализированный центр «Защита», которое собирает сточные воды с территории промышленной площадки и направляет их на очистные сооружения «Башнефти». Это нужно, чтобы ядохимикаты не попали в источники водоснабжения.
По словам директора предприятия Закира Гилязова, сбор сточных вод производится на площади 102 га, вся территория «Уфахимпрома» составляет 143 га, чрезвычайных ситуаций на объекте не было.
Считается, что эти меры защищают реку Уфу от попадания химикатов, но с этим не согласен известный эколог, профессор Марс Сафаров. По его оценкам, на территории предприятия находятся около двух тонн диоксинов, что является огромной цифрой для этого вещества.
Диоксины – это высокотоксичные соединения. Образуются главным образом в результате промышленных процессов. Имеют свойство накапливаться в организме человека и животных. Более 90% воздействия диоксинов на людей происходит через пищевые продукты – мясо и молочные продукты, рыбу и моллюски. Могут вызывать проблемы в области репродуктивного здоровья и развития, поражения иммунной системы, гормональные нарушения и раковые заболевания.
- Если мы не решим проблему, диоксины прикончат уфимцев. Они проникли в почву на 20 метров, надо удалять грунт на площади 600 га на глубине хотя бы 15 м. Это нужно, чтобы сохранить город, иначе люди будут умирать от рака. Анализ воды на диоксины в уфимском водопроводе не проводится, поэтому мы не представляем масштаб проблемы, - считает он.
Семь лет назад республиканское Минэкологии добилось включения предприятия в проект федеральной целевой программы (ФЦП) «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы», федеральный бюджет готов был выделить 4,44 млрд рублей, но программу не приняли. В 2019 году уфимская мэрия заключила контракт на разработку проекта рекультивации с московским ООО «Размах», однако подрядчик не выполнил обязательства.
Экобомба замедленного действия
В апреле на территории предприятия побывала глава Росприроднадзора Светлана Радионова. И об этой проблеме заговорили снова. Но пока непонятно, останется это на уровне обсуждений или все же будут сделаны конкретные шаги.
И.о. руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Роман Болотов заверил, что Радионова формирует группу опытных специалистов, которые приедут в Уфу в первых числах июня. Их задача – грамотно подготовить документы, чтобы получить федеральное финансирование. Предварительно говорилось, что речь идет о 25 млрд рублей.
На заседании парламента было решено создать рабочую группу для контроля работ, а также проверить уфимскую питьевую воду на содержание диоксинов, что могло бы стать решающим аргументом в выделении федерального финансирования.
Депутат Госсобрания РБ Руфина Шагапова
- Это бомба замедленного действия. Диоксины, которые здесь захоронены, относятся к первому классу опасности и представляют большую угрозу для жителей нашего города и близлежащих территорий, - прокомментировала также побывавшая на территории завода зампред парламентского комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Руфина Шагапова. - Нужно сделать все, чтобы федеральный бюджет выделил средства на рекультивацию. Проблема должна решаться на федеральном уровне, потому что завод такого масштаба имел всесоюзное значение. Речь идет о десятках миллиардов рублей, которые ни республика, ни тем более город изыскать не в состоянии. Поскольку в настоящее время федеральный центр обратил внимание на «Уфахимпром», у нас есть все основания ожидать, что вопрос будет решен.
Между тем министр экологии РБ Урал Искандаров рассказал, что республика обратилась с письмом на имя президента России с просьбой сделать исполнителем проекта ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО). По его словам, письмо отправили на доработку, но власти Уфы пока ничего не сделали для решения вопроса. Представители городской администрации считают, что это не относится к их компетенции, корректировку нужно провести на республиканском уровне, однако если этого не сделать сейчас, республика может не получить обещанного финансирования даже в следующем году.
Как будет проводиться рекультивация?
После намеченной на июнь инвентаризации территории «Уфахимпрома», специалисты центра лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) проведут лабораторные исследования образцов грунта с каждого участка. На основании этих данных будет разработана дорожная карта. Если вопрос с финансированием все-таки решится, начнется ликвидация накопленного экологического вреда.
По предварительным оценкам рекультивация объекта займет 4,5 года, из которых 1,5 года – проектно-изыскательские работы и 3 года – санация. Примерная стоимость работ – 25 млрд рублей. У ФЭО, на который хотят возложить рекультивацию, есть большой опыт в этой сфере. В 2020 году оператор распоряжением правительства России стал единым исполнителем работ по ликвидации накопленного экологического ущерба в Усолье-Сибирском в Иркутской области, где требуется реабилитация территории площадью 16 кв. км, оставшейся после банкротства в 2017 году «Усольехимпрома». Общий объем работ здесь оценивается в 48,5 млрд рублей. К 2024 году площадку обещают привести в безопасное состояние для создания на ней новых производств.
На загрязненной территории «Уфахимпрома» сейчас находится 10 крупных предприятий и 60 мелких. В их числе молзавод, что крайне возмущает ученого Марса Сафарова, который считает небезопасной продукцию, произведенную на этой территории. Кроме молзавода, здесь производят мебель, разливают краски, утилизируют отходы. Среди собственников – компании из других регионов – Татарии, Москвы, а также НК «Роснефть», «Уфаоргсинтез». Из 112 участков только 10 принадлежат муниципалитету, остальные – в собственности или аренде. Во время обследования территории, их продукция тоже будет проверяться. Если она безопасна и соответствует ГОСТам, то предприятия смогут продолжить работу, в противном случае они будут проводить рекультивацию занимаемых участков за собственный счет. Их просят не препятствовать проведению исследований.
Нужен саркофаг, как в Чернобыле
Ученые предложили свои варианты рекультивации. Марс Сафаров считает, что надо изолировать отравленный грунт прямо на территории предприятия в специальном саркофаге, таком же, как в Чернобыле, закрыв его от грунтовых вод. По подсчётам профессора, это обойдется в 30-40 млрд рублей.
Директор Института биологии УФИЦ РАН Василий Мартыненко считает, что огородить загрязненную территорию саркофагом нереально, а по закону захоронение отходов в городской черте недопустимо, они все равно будут отравлять грунтовые воды. Он видит выход в захоронении бетонных конструкций, сжигании наиболее загрязненных фрагментов почв при высоких температурах, остальные загрязненные участки могли бы очищать специальные бактерии. Институт биологии готов разработать соответствующие биопрепараты. Накоплен положительный опыт их применения, например при ликвидации разливов нефти. Это позволит снизить стоимость рекультивации в разы.























