В голове крутится вопрос – как понять, что с подростком что-то не так? Ходит спокойный парень в школу: да, молчалив, да, необщителен, но это же не означает, что он обязательно вынашивает план мести. Где та грань, после которой стоит рассматривать в подростке опасного человека? И может ли переписка в соцсетях говорить о психических расстройствах? Как понять, что с подростком что-то происходит? – Первое, что нужно сделать, – разделить подростков на социально благополучных и неблагополучных. И если за первых детей ответственны родители, так как у них есть ресурс в виде сильной семьи, то за вторых детей должны отвечать взрослые, которые помогают взрослеть ребенку: классный руководитель, психолог, социальный педагог, – рассуждает Юлия Хакимова, клинический психолог, детский и подростковый психоаналитик. – Но задача взрослого и в первом, и во втором случае – «соблазнить» ребенка на жизнь. Дать ему понять, что трудности закончатся, что в жизни многое может измениться к лучшему. С любым подростком в этот период взросления что-то не так, так как он проживает кризис. Но вот, что должно насторожить: Если ваш ребенок изменился в поведении, стал замкнутым, часто плачет, может очень длительное время лежать и ничего не делать. Плохо спит и не идет на контакт с вами Если он перестал следить за собой, не проявляет эмоции, у него появились сверхценные идеи или параноидальные мысли-страхи. Если в его окружении появились друзья с девиантным поведением или те, кто имеет опыт приема наркотиков. «Здоровый» подросток имеет систему ценностей и планы на будущее. Конечно, он тоже может и будет бунтовать, но если ценности есть и эмоционально-волевая сфера гибкая, то в целом все хорошо. Взрослые должны знать, что происходит с ребенком. Знать, с кем он общается, что у него в социальных сетях. Но стиль общения не должен быть авторитарным, подросток уже не ребенок, он тонко чувствует ложь и совсем не переносит диктатуры. Взрослый может быть только его другом, слушать которого он будет из уважения, а не из страха. Кто же виноват в том, что случилось в Стерлитамаке? – Я не знаю, кто виноват. Нужно понимать, что это социальная проблема. И причин тут очень много. Я ничего не знаю об этом ребенке. Но мне интересно, в какой семье он воспитывался? Как с ним велась работа социально-психологической службой в школе? Какую работу проводила с ним классная руководительница? Или этот ребенок считался неудобным? Хотя ему 17 лет. Что можно исправить в этом возрасте? Начинать работу с этим мальчиком нужно было с семи лет, в период формирования нравственности. Я думаю, что правильнее задать вопрос: «Как этого не допустить? – добавляет Юлия Хакимова. Во всем виноват ЕГЭ? На заседании в Госдуме первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Олег Смолин (партия КПРФ) заявил, что основополагающей причиной серий нападений подростков на школы является единый государственный экзамен. Фото: «РИА Новости» Система сдачи экзаменов – огромный стресс для ребенка. Чего только стоит сама процедура ЕГЭ: камеры, досмотр, другая школа. И плюс сами школы борются за рейтинг и зачастую нагнетают обстановку. Хотя если поменять подход к экзамену, многое может измениться. Если есть знания, то написать ЕГЭ несложно. Что нужно сделать, чтобы не повторить печальный опыт? Все идет из семьи. Родители должны сформировать культуру, воспитывая себя, а дети будут брать с них пример. Повысить качество работы социально-психологической службы в школах. Ко мне иногда приходят на консультацию семьи, после того как школьные психологи, проведя только один не валидный тест, делают выводы, что ребенок склонен к суициду. Что в итоге? Напуганные родители, ребенок с клеймом «подростка в группе риска». Что делать с этим? Психология – тонкая наука, искусство, мы работаем с самой незащищенной частью человека – его психикой. Думаю, это задача государства – обеспечить школьные учреждения квалифицированными кадрами. Необходимо учить ребенка любить себя и радоваться жизни. Кружки, секции, спорт – отличные условия для гармоничного роста и развития детей. Сейчас зачастую упор делают на знания, но я считаю, что самое важное – это научить ребенка учиться, исследовать, познавать и получать удовольствие от этих процессов. В Интернете появилась информация, что 17-летний ученик коррекционного класса школы № 1 города Стерлитамака планировал нападение заранее. Об этом аноним сообщил в чате. Однако данное предупреждение было проигнорировано. Кроме того, была опубликована переписка нападавшего с другом, в котором девятиклассник думал, что «за это время кто-нибудь его остановит». Эта информация наводит на мысль, что случившееся можно было предотвратить, если бы на эти сообщения отрегировали. Сколько родителей точно знают, о чем общается их ребенок в соцсетях? А даже если и есть такое желание, как не перейти грань и не вызвать агрессию у подростка? – Сложно однозначно назвать причины подобной серии кровавых событий в России и мире в целом (вспомнить даже страшный День святого Валентина). При этом у всех случаев есть общие черты, например связь с событиями в школе «Колумбайн», – рассуждает Сергей Максимов, эксперт в сфере психологической безопасности, автор проекта PsychoReader. PsychoReader – это программа, которая, анализируя профиль в соцсетях, выявляет интересы из группы риска (наркомания, политический и религиозный экстремизм, суицид), определяет вероятность совершения обладателем профиля преступления или асоциального поступка. – Образ школьного мстителя романтизирован донельзя! Их выставляют борцами за свои права, смельчаками и героями. По факту этими заявлениями общественность доносит до детей и подростков свое одобрение данной модели поведения, – продолжает эксперт. – И это не исчезает, а откладывается в голове. Появляется бомба замедленного действия, которая обязательно рванет, лишь сойдутся карты. Сработает эффект стереотипа. А выглядит это так: живет себе школьник, подвергается нападкам со стороны одноклассников и учителей. Постепенно издевки и подколы становятся все жестче и жестче. Незаметно это приближается к черте, за которой у потенциального агрессора возникает потребность решить эту проблему. И не будь у него стереотипа и уже заранее одобренной обществом силовой модели, он мог бы подумать и найти более конструктивный выход. Но пока общество будет поощрять насилие (даже насилие во благо), данный стереотип, данная реакция не исчезнут. Случайность или закономерность? Нападение в Стерлитамаке – это не случайность, а закономерность. Эти случаи (нападение в пермской школе, в Бурятии – прим. ред.) – лишь последствия наших действий. Влияние извне на подростков оказывается колоссальное. Буквально на прошлой неделе мы завершили крупное исследование психологического воздействия в социальных сетях и выяснили, что подростки и юноши в возрасте от 13 до 20 лет в среднем 104 раза в день становятся жертвами психологического воздействия. Только вдумайтесь – 104 раза каждый день! И практически в половине случаев это воздействие является деструктивным. Оно побуждает к противоправным или асоциальным поступкам. Фото: shkolazhizni.ru Что делать родителям? Сразу хочется сказать, что выдергивать кабель интернета, разбивать Wi-Fi-роутер и отбирать планшет с телефоном – абсолютно бесполезно и даже вредно. Ребенка необходимо учить плавать в потоке информации, чтобы он чувствовал себя как рыба в воде, а не как крестоносцы на дне Чудского озера. А еще подобным поступком вы подрываете доверие ребенка к вам, что побуждает его искать принятие в других местах. Хочется сказать всем родителям: самый ценный инструмент работы с детьми, который у вас есть, – ваша личность. Говорите со своим ребенком, поддерживайте с ним контакт. Говоря о безопасности, я искренне уверен, что подобные события можно предотвратить, но для этого родители должны совместно принять решение о проведении исследования. Они должны понять, что если мы говорим про возможный акт агрессии, то необходимо исследовать весь школьный коллектив. В этом случае вероятность выявления людей и своевременной профилактической работы крайне высока.