пришлите новость

WhatsApp Telegram

Бенефис Ирека Ялалова: дежурный отчет или заявка на большее?

14:54, 28 декабря 2017

На встрече с журналистами уфимский градоначальник попросил не сравнивать его с членами правительства. Однако уфимские редакторы заметили явное отличие от подобных встреч с Рустэмом Хамитовым.

На контрасте

Открывшийся в этом году для публичного общения мэр Уфы Ирек Ялалов свою встречу с редакторами уфимских изданий деликатно провел после подобной встречи главы РБ. И в силу этого контраст двух встреч был особенно очевиден. Если Рустэм Закиевич несколько устало отвечал на комфортные вопросы общего характера от лояльных государственных и муниципальных СМИ, то Ирек Ялалов всем своим видом дал понять, что готов отвечать на самые острые вопросы частных СМИ. И надо признать, что это у него получилось.

Конечно, вместо конкретных ответов на многие вопросы градоначальник не один раз «выруливал» на общую философию типа «мы работаем по понятиям», «муниципалитетам надо дать не только обязанности, но и возможности». Но и предметное общение имело место.

Собственно, большинство поднятых на встрече вопросов уже не раз были озвучены в прессе и самим сити-менеджером. Поэтому нет особого смысла их все подробно описывать. Нам кажется, что всю беседу интереснее разделить на три условных блока: мэр о себе, системе отношений между различными уровнями власти и текущей ситуации в башкирской столице.

«Я всегда своих прикрываю»

Очевидно, что над образом и речью градоначальника хорошо поработали. Он будто бы и не стремился понравиться пишущей братии и даже отметил, что не ставит себе цель всегда нравиться горожанам. Но при этом мэр очень грамотно подошел к тому, как рассказать о себе как о личности. Это был не сплошной рассказ, а небольшие вставки, которые он делал, отвечая на различные вопросы. Выглядело все очень органично и воспринималось даже острее.

Ирек Ялалов считает себя в первую очередь состоявшимся и успешным человеком. Окончил математическую 114-ю школу, работал и по партийной линии. Будучи молодым специалистом, едва ли не с самого начала занимал руководящие должности. Без лишнего бахвальства подчеркнул, что в бизнесе работал с различной степенью успеха. Уже ближе к концу встречи он как бы случайно рассказал о своем первом опыте руководства коллективом.

– По направлению приехал на строительство первых высоток в Кумертау. Прораб лежит пьяный в крови, кран в люльке поднимает наверх ящик водки. Затем к нам присоединили группу осужденных из Мелеуза. Жили в одном общежитии. С таким контингентом мне пришлось расти, будучи молодым руководителем. У меня очень жесткая школа жизни, –заметил мэр.

К этой же серии относится его высказывание о том, что критика СМИ и населения для него как управленца была самой тяжелой во время перестройки. Этим самым Ялалов, видимо, хотел намекнуть нам, журналистам, что он не особо переживает из-за нынешней критики мэрии. Мы переглянулись и сделали вид, что поверили. Вообще, Ирек Ишмухаметович всем своим видом показывал, что он сильный и волевой управленец.

Фраза «Не сравнивайте меня с коллегами из правительства» была услышана нами ровно наоборот. Бьемся об заклад, что так и было задумано. Особенно это чувствовалось, когда речь шла о подчиненных, в том числе и осужденных или находящихся под следствием. Тема миллиарда Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ была одной из самых острых в беседе. Ирек Ялалов признал, что свыше полумиллиарда рублей пришлось вернуть из бюджета Уфы. Но он особо подчеркнул, что все средства были использованы по назначению и уголовный характер преследования своих коллег он не понимает. При этом – уже более деликатно – он намекнул, что сам город не в убытке от этой выплаты, так как в результате противостояния с Правительством РБ удалось получить в бюджет Уфы из республики дополнительные шесть млрд рублей.О чем-то таком мы уже писали в июне, когда были увеличены нормы отчислений по некоторым налогам в бюджет Уфы. Здесь стоит упомянуть отдельный привет минфину РБ Риде Субханкуловой.

Поэтому, когда речь зашла о подследственных чиновниках мэрии Марате Гарееве и Раиле Еникееве, Ирек Ялалов сказал, что не видит вины подчиненных, во всяком случае, в рамках уголовного кодекса. Не забыл мэр пожелать успехов и бывшему заместителю Александру Филиппову. Сити-менеджер подчеркнул, что болезненно воспринял признание виновным в мошенничестве другого вице-мэра – Ильдара Хасанова.

– Ильдар Хасанов – высококлассный профессионал. Я до сих пор не могу понять, как у него произошло это помутнение разума. Но все равно он для меня остается профессионалом.

Вообще, тема взаимоотношений с подчиненными выделялась мэром отдельно. Он, говоря о своем заместителе Салавате Хусаинове, несколько раз как бы случайно назвал его просто Салаватом.

Когда сити-менеджера спросили о симпатиях избирателей, он ответил, что у нас первое лицо города назначается депутатами. Ранее Ирек Ялалов во время стрима сказал, что готов и к прямым выборам. Но для него плюс существующей системы в том, что он менее зависим от общественного мнения при принятии непопулярных, но необходимых шагов.

– В этом отношении мне важнее компетентное мнение подчиненных. Это десятки тысяч людей, которые ежедневно работают на благо города, – заметил мэр.

И в таком же ключе прозвучали две любопытные фразы о том, что он своих всегда прикрывает и что тысячи его подчиненных по первому зову соберутся у мэрии. Мы в этом услышали сразу два месседжа. Во-первых, он намекнул коллегам на Тукаева, что контролирует ситуацию в столице республики на случай аппаратных войн с Администрацией Главы РБ. Во-вторых, дал понять, чем отличается от руководителя республики, который очень легко «сливает» своих подчиненных. Поэтому у главы РБ очевидно есть аппарат и правительство, но нет команды соратников.

Золотая Орда наоборот

А вот блок об оценке Иреком Ялаловым существующего порядка в системе муниципального управления вполне можно выразить несколькими цитатами:

«За год Уфа собирает 240 млрд рублей налогов и сборов, а ей самой остается 25 млрд. Это какая-то Золотая Орда наоборот!».

«Систему надо менять!»

«Мы работаем по понятиям. Потому что всю нашу практику и нормативную базу прокуратура отменила».

«Во времена СССР в Уфе было пять тысяч дворников, а сейчас только 950, поэтому очистка тротуаров – это наше больное место».

Со снегом справимся

Из текущих вопросов о жизнедеятельности города главным стала уборка снега. Те снегопады, которые уже прошли этой зимой, привели Уфу к пробкам. А прошлогоднюю ситуацию даже не хочется вспоминать.

– Бюджет 2017 года – 25 млрд. Снег как чистили плохо, так и продолжают. Мост через Белую разваливается. Электротранспорт не ходит. Каким должен быть бюджет города для организации нормальной жизни? И как вы будете решать вопрос с деньгами в следующем году? Например, с теми же снегоуборочными машинами? – задала вопрос редакционный директор нашего портала Рауфа Рахимова.

Ирек Ялалов назвал сумму в 70 млрд рублей, но так и не признал прошлогоднего снежного коллапса.

– Коллапс – это когда останавливается жизнеобеспечение города, не работают учреждения, не горит свет. Всего этого у нас не было. Мы справились с ситуацией прошлой зимой, справимся и сейчас, – заявил мэр, хотя и признал, что столица задыхалась от пробок.

Рауфа Рахимова продолжила заострять вопрос, говоря о том, что речь не об этом, а о том, сможет ли мэр защитить интересы Уфы перед правительством. Ведь 19 дополнительных снегоуборочных машин – это не выход. Речь идет о взаимодействии с руководством республики в условиях, когда последнее, возможно, не захочет решать проблемы Уфы в угоду политическим интересам. Но Ирек Ялалов так и не ответил на вопрос, отметив, что техники недостаточно по нормативам.

– Но даже если техника будет, откуда я возьму 1 500 ее операторов? Мы не можем, как Москва, держать на сезонных ставках операторов целый год. Поэтому стараемся работать с универсальной техникой. Будем работать в тех условиях, какие есть.

Транспорт и земля

В какой-то момент нам показалось, что образ сильного руководителя как-то подействовал на коллег-женщин, которые перешептывались, что сити-менеджер очень хорошо выглядит для своих лет. Но такие вещи не действуют на редактора «Ъ» в Уфе Наталью Павлову. 

Обратив внимание на тяжелое положение с бюджетом города, она спросила о том, почему земля под застройку отдавалась без торгов по актам выбора.

– У меня была позиция – максимальная продажа или аренда. Но на определенном этапе такое было невозможно. Многие решения принимались не в этом здании. С апреля нынешнего года (с уходом вице-мэра Александра Филиппова? – прим. ред.) вся земля продается только с торгов», – заявил Ирек Ялалов. – Я был вынужден заменить главного архитектора города Ильдара Ибрагимова, так как заметил злоупотребления в работе Главархитектуры. В том числе выдачу на один объект нескольких градостроительных заданий.

В результате этот документ, по его словам, приобрел «функции ценной бумаги», начались «спекулятивные продажи».

То, что решения принимаются не в мэрии, сказалось и на транспорте. Градоначальник заметил, что раньше субсидии на транспорт делились пропорционально между крупными городами, ГУП «Башавтотранс» и МУЭТ. Сейчас все деньги идут только в БАТ, при этом он финансово не стабилен. Но руководство республики не принимает предложение по созданию перевозчика на базе объединения БАТ и МУЭТ, как это сделано в Минске и Казани.

И все же бенефис

Отвечая на вопрос о том, что это было – политическая самопрезентация или рядовой отчет первого лица города, мы все же склоняемся к первому. Во-первых, Ирек Ялалов говорил о системе в целом, демонстрируя свою компетентность. Во-вторых, слишком чувствовался контраст между этой встречей и встречей главы РБ с журналистами. В-третьих, мэр затронул и болезненные политические вопросы, например ситуацию с башкирским языком. Спор о языке он изящно перевел в плоскость судеб сотен учителей башкирского языка.

– В основном это приезжие люди, с ипотеками, кредитами и небольшим достатком. Поэтому мы поставили себе цель – в первую очередь не допустить их сокращений, уменьшения часов. Это уже переобучение, переквалификация педагогов. Все же это судьбы людей, – показал заботу о тех, кто оказался в ситуации, которая по большому счету не касается муниципалитета.

Не менее изящно Ирек Ялалов подчеркнул свои связи с заметными лицами. В частности, прозвучал реверанс в сторону Минстроя России, где трудится еще один участник шорт-листа на кресло Башлыгы – Хамит Мавлияров. С теплотой градоначальник отозвался и о бизнесмене Сергее Веремеенко, который неожиданно вернулся в башкирскую повестку. А если вспомнить мероприятия в честь 100-летия Мустая Карима, прошедшие под эгидой города, то едва ли не все имена из шорт-листа подчеркивают дружелюбие по отношению друг к другу.

Поэтому мы приходим к выводу, что бенефис Ирека Ялалова удался.      

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное