Во вторник в Уфе официально начал работу новый сервис поминутной аренды автомобилей «Делимобиль». Каршеринг (от car sharing – букв. «делить машину») – это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой, обычно используемый для коротких внутригородских поездок. Машину можно заказать онлайн, взять в любом районе и оставить после поездки в любом месте. Уфа стала четвертым регионом присутствия сервиса после Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодарского края. На презентации сервиса побывал Рустэм Хамитов. Глава Башкирии лично проехал на одном из автомобилей сервиса, после чего поделился впечатлениями. «Впечатление хорошее. Надеюсь, что технология каршеринга позволит снизить количество автомобилей на улицах Уфы. Надеюсь, что наши горожане действительно примут участие в активном продвижении этого проекта. Мне нравится, рекомендую такой проект всем», – сказал Хамитов. Запущенный в сентябре 2015 года в Москве сервис «Делимобиль» с самого начала получил невиданную поддержку на государственном уровне. Московские власти сами инициировали создание каршеринговой службы по примеру европейских городов и оказали поддержку инфраструктурой. В частности, выделили парковочные места. По данным открытых источников, компания «Делимобиль» финансируется через оффшорный люксембургский фонд «МК Листед Секьюритиз». В мае 2016 года «Делимобиль» оказался в центре скандала. Как сообщало издание Medialeaks, один из клиентов сервиса, москвич Александр Семёнов, попал в аварию на арендованной машине. Компания потребовала оплатить всю стоимость ремонта и штраф 20 % – всего 588 тысяч рублей. При этом ранее в рекламе сервиса указывалось, что клиенты в случае аварии оплачивают лишь часть стоимости ремонта. Последовавший официальный ответ компании «Делимобиль» возмутил пользователей и был назван главным пиар-провалом года. Представитель сервиса обвинил Семёнова в шантаже и желании заработать. «Александр решил, видимо, что методом шантажа и предлагаемого им обмана (именно так мы воспринимаем то, что происходит на протяжении последних трех дней) можно уйти от ответственности и получить личную выгоду», – говорится в официальном ответе службы (цитата по Medialeaks). Несмотря на серьезный репутационный урон, который, на наш взгляд, понесла компания, сервис продолжает развиваться в крупнейших регионах страны. Опять-таки не без поддержки местных властей. Сегодняшний «государственный пиар» компании со стороны первого лица республики в этом свете вызывает как минимум удивление. Понятно, что «Делимобиль» – первый крупный каршеринговый сервис, который, наконец, добрался до Уфы. Понятно, что shared economy («совместное потребление») – явление прогрессивное и очень нужное нашему обществу, в котором нормальный бизнес работает вопреки государству, а не благодаря ему. Но станет ли глава республики так же пиарить будущих конкурентов «Делимобиля» на уфимском рынке? Конкурентов, не получивших благословения и поддержки московских властей? Будет ли он – несмотря на репутацию и схемы финансирования компании (не о них речь, многие так работают) – рекомендовать жителям республики поддержать любую прогрессивную практику? Хочется надеяться, что да.С другой стороны, мы очень надеемся, что ни с кем из уфимских клиентов «Делимобиля» не повторится история москвича Александра Семенова.И наконец, мы надеемся, что не повторится ситуация с жилым комплексом «Миловский парк» в Уфе, который на первом этапе так же активно раскручивался властями. Ведь теперь, когда тысячи людей считают себя обманутыми дольщиками, уже как-то неудобно вспоминать, что в 2014 году именно глава республики посещал этот поселок, встречался с застройщиком и говорил о перспективах проекта.