пришлите новость

Цугцванг дорожников Башкирии. Часть 2: корни зла в Балтачево

14:16, 25 августа 2017

Мы продолжаем серию материалов, посвященных ситуации вокруг дорожной сферы республики. Из нашей беседы с начальником уфимского ДРСУ Айратом Маликовым стало ясно, что масштабы финансовых нарушений исчисляются миллиардами, а порочная система складывалась годами.   

Цугцванг дорожников Башкирии. Часть 2: корни зла в Балтачево
Фото: delomir.ru

Искусственный аврал

Бывший вице-премьер Ильяс Муниров, ранее работавший на посту председателя Госкомтранса РБ, умел «пробивать» деньги под дорожное строительство, в том числе и у федералов. Так, его усилиями были получены дополнительные 450 млн рублей на строительство 16,9 км дороги с нуля в Балтачевском районе. С учетом республиканских денег было аккумулировано 600 млн рублей. Казалось бы, хорошо: Москва дала деньги на районные дороги, а вице-премьер выглядит красиво, «привел» федеральные средства… Тендер ожидаемо достался государственному АО «Башкиравтодор» (БАД).

– Проблема в том, что был создан искусственный аврал. За два сезона БАД спокойно справился бы со стройкой и за эти деньги. Но сроки были поставлены в два раза короче, и появились «рыбы-прилипалы», – говорит о корнях событий Айрат Маликов.

Так уж случилось, что у наших дорожных чиновников сложились доверительные отношения с некоторыми частными организациями. Эти «правильные партнеры» участвуют и выигрывают внутренние тендеры, становятся субподрядчиками. Айрат Маликов среди них называет ООО «Крона» (ГСМ), связанное с Олегом Макаренко, и «СТ Логистик» (перевозки, аренда техники) господина Зубова. Кстати, последнего некоторые источники связывают с руководителем Администрации Главы РБ Владимиром Нагорным.

– Сроки горят, БАД физически не может успеть, не освоить деньги нельзя, поэтому к строительству привлекаются данные фирмы. Но эти господа уже не хотят работать по расценкам БАД, а мы вынуждены соглашаться на их условия. В итоге стоимость строительства выросла уже с 600 млн до 1,2 млрд рублей, и эту сумму «докидывает» «Башкиравтодор» уже за счет своих средств.

– Например, щебень должен прибывать с ж/д станции «Куеда», это 70 км, ПГС – из Бураево. Но щебень автомобильным транспортом едет из Мурсалимкино Салаватского района за 450 км, а ПГС – из Благовещенска. Добавьте сюда весовой контроль и неполную загруженность грузовиков, в итоге одна только логистика растет в три раза! Все свое получили, а государственный БАД в долгах. То есть довольными при этом остаются только «правильные партнеры».

Отсюда, видимо, и получается, что самое крупное дорожное предприятие республики при оборотах в десятки миллиардов имеет прибыль менее 10 млн рублей. Потому что к концу года появляется кредиторская задолженность.

Но многим такая ситуация только и нужна. В конце календарного года наступает второй этап. В общих чертах схема выглядит так. На счетах Минфина РБ в сфере дорожного строительства остается некоторая сумма. Срочно вносятся изменения на эту сумму в территориальный план, и деньги тут же переходят в «Башкиравтодор». Но зимой стройка не ведется, а осваивать надо сейчас. Поэтому ГКУ УДХ РБ и БАД подписывают все документы в счет будущего: якобы дорога и мост уже стоят. Деньги переходят на счета БАД и сразу же идут на покрытие долгов, которые образовались в 2016 году, в том числе и на долги по дороге в Балтачевском районе. А вся последующая стройка этих прописанных объемов пойдет уже за счет «Башкиравтодора». Как видим, в плюсе снова «правильные партнеры».

c147588e4d30fd6d5b5c5989ecea15ef.jpg

Фото: Ural56.ru

Синекура

– По моим прикидкам, подобное происходит уже на протяжении нескольких лет, поэтому речь идет о затратах не сотен миллионов рублей, а миллиардов. Отдельная песня – проектирование. По сути, проектные организации часто являются синекурой для отставных дорожников. Например, при строительстве в Балтачево обнаружился участок торфяника длиной около 200 метров и глубиной до 20 метров. В проекте его нет, и не заложены средства. А это сотни грузовиков работы. В итоге затраты ложатся на БАД, а претензии проектировщикам никто не выставляет. Вообще, если грамотно покопаться в тендерах на проекты, то можно много интересного найти, но Минфин к этим проверкам подходит формально.

Айрат Маликов также просит внимательно следить за предстоящими решениями Федеральной антимонопольной службы. Вскоре ожидается решение по картельному сговору, которое раскроет систему договорных тендеров в дорожном строительстве и наложит миллионные штрафы на АО «Башкиравтодор». А это для предприятия с чистой прибылью 10 млн рублей смерти подобно.

– На самом деле, БАД – хорошее и крепкое предприятие. Но не нужно создавать искусственные авралы и долги. В нормальном режиме работы БАД способен приносить прибыль, а не работать на долги, – считает руководитель Уфимского ДРСУ Айрат Маликов.     

За рамками статьи пока остаются интереснейшие данные об итогах финансово-хозяйственной деятельности руководства «Башкиравтодора» за текущие восемь месяцев. Продолжение следует.


Читайте также


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное