Прошедшая весна для Главы РБ Рустэма Хамитова и его администрации стала сложным периодом. В короткое время возник сразу ряд проблем, которые проверяют на прочность систему власти в республике. Но вряд ли стоит их считать какими-то возникшими кризисами. Вернее будет сказать, что происходит нарыв накопленных за семь лет противоречий и проблем. Так можно ли говорить о провале внутренней политики Рустэма Хамитова за последние годы? Режим Башкортостана в последние десятилетия был типичным образцом «управляемой демократии». В то время как в Кремле только проектировалась модель «властной вертикали», Муртаза Рахимов уже давно выстроил четкую вертикаль, которая при всех достоинствах и недостатках имела вполне очевидный эффект: система работала. Поля засеивались, экономика развивалась, снег убирался вовремя, дороги строились, а школы и больницы открывались настолько часто, что оппоненты прежнего президента даже приклеили ему соответствующий ярлык. Приход Хамитова, несмотря на некий изначальный либеральный пафос, мало что изменил в политической практике региона в том, что касается принятия принципиальных управленческих решений, а также кадровой политики. Казалось бы, система должна была работать так же, и даже лучше за счет обновления кадров. Однако первая странность, на которую обратили внимание все интересующиеся ситуацией в республике, – особенности кадровой политики, которая поначалу воспринималась как эксцесс, затем как череда случайностей и поиск оптимальных лиц. Сейчас уже мало у кого вызывает сомнение, что установившаяся при Хамитове норма – тотальная кадровая чехарда. Особую пикантность ситуации придавало то, что многие бывшие назначенцы Хамитова, при этом работающие на ключевых должностях, оказывались по итогу его же либо открытыми критиками, например Аббас Галлямов, либо оппонентами решений руководства республики по существу (Владимир Балабанов). Тем не менее запас прочности созданной системы был таков, что первые годы она работала, что называется, по инерции, не особо замечая пертурбаций на верхах. Систему шатает на местах Первый звоночек прозвучал в 2015 году, когда городской совет Нефтекамска не утвердил главой города Олега Крысина, которого усиленно сватал Белый дом. Уже в прошлом году несостоявшийся мэр Нефтекамска попал на нары с поста главы Агидели. Далее была известная история с депутатами совета Кугарчинского района, которые, несмотря на серьезное давление с участием силовиков, проявили принципиальность и не просто восстали, а спокойно и без лишнего информационного шума утвердили собственную кандидатуру главы района. Что там Нефтекамск, всегда славящийся своей сложной внутренней кухней. либо далекий и неинтересный широкой публике аграрный район, скажете вы. Но история с мэром столицы республики Ялаловым, которая, по сути, только начинается, это уже не просто диагноз – это приговор. Приговор архитекторам внутренней политики в республике, которые, получив в управление прекрасно работающий вышколенный аппарат, смогли развалить то, что по умолчанию развалить практически невозможно. Если только, конечно, не ставить перед собой подобную цель. При этом Ирек Ялалов – наиболее значимая фигура, потенциально способная на конфронтацию, но это вовсе не единственная возможная или, может, даже – мнимая проблема режима. Разочаровал всех В силу многонациональности в республике традиционно большое внимание уделяется данному аспекту внутренней политики. И если первоначальный период, несмотря на череду скандалов со сменой руководства Курултая башкир, БСТ и рядом других, прошел в целом без крупных эксцессов, межнациональный мир и спокойствие в регионе были сохранены, то сегодня общий вектор национальной политики вряд ли можно признать успешным. Проблему скорее можно охарактеризовать как отсутствие политики. Нет ни общих, всем понятных и принимаемых рамочных правил (как то было при Рахимове: президент – башкир, председатель Госсобрания, мэр Уфы – русские, финансово-экономический блок, МВД – татары), ни точной ручной доводки там, где она требуется. Полностью провалена работа с национальной молодежью, что башкирской, которая практически сплошь открыто либо подспудно критически настроена к руководству, что к русской – те же Русские марши были остановлены по большому счету вмешательством в процесс силовиков, а не работой региональных властей. На этом фоне особенно неприятным для отвечающих за внутреннюю политику лиц стало образование «Конгресса башкирского народа РБ» с участием действительно не просто бывших и действующих чиновников, а многих, что называется, представителей цвета нации – это очень серьезный итог не сиюминутных процессов, которые развивались в республике. Фигура Фиргата Байрамгулова сама по себе примечательна: до РПЦ работал руководителем РКБ № 2, к которой прикреплено все руководство республики. То есть это полностью, 100 % системный человек, и известно, что после начала истории с ним он активно пытался достучаться до Рустэма Хамитова, понятно, что ни один чиновник в страшном сне не представляет демарш и здесь действительно не просто, что называется, припекло. А можно говорить о системном управленческом кризисе – проблемы создаются на ровном месте. И это не единичный случай. Стратегия–2030: спросить будет не с кого Но вот возьмем сугубо экономическую сферу. Как так получилось, что республика закончила 2016 год с громадным профицитом, а премьер и профильные министры все еще работают на своих постах? Это же абсолютный, кричащий провал – показать остатки на счетах в конце года. Все бюджетники знают, что основная задача любого учреждения – полное освоение имеющихся средств на конец года, пусть даже на бумаге. Главное здесь – закрыть баланс, с тем чтобы на следующий год тебе не урезали финансирование. А здесь целый республиканский бюджет. Это же федеральные субсидии, проекты. Кто будет давать деньги субъекту, у которого и так профицит бюджета? Стратегия–2030, которую должен был писать и которая заказывалась за немалую сумму г-ну Ахунову (родственнику Рустэма Марданова), как утверждают некоторые источники, фактически пишется сотрудниками Минэкономики? А в благодарность курирующий замминистра –сильнейший специалист в регионе – отправляется на пенсию? В принципе, в каждой сфере, которую ни возьми, система утратила обратную связь. Кроме того, просто отсутствуют в настоящее время общие правила игры. Если ранее режим Рахимова критиковали за авторитарность, то сегодня мы видим, как Башкортостан превращается в какую-то банановую республику, где господствуют кланы, будь то мардановские, сагитовские, мунировские и прочие, при слабом главе, неспособном проводить внятную целенаправленную политику.