пришлите новость

WhatsApp Telegram

Суд над Марзаевым. Куда пропал ключевой свидетель и жив ли он?

08:00, 23 октября 2025

Свидетель поставил «пятерку» Алану Марзаеву как руководителю. При этом он не являлся его подчиненным. В интереснейшем действе под названием «Суд над ближайшим соратником Радия Хабирова» пока сложнее всего играть свидетелям. Главная роль Алану Марзаеву пока дается непринужденно, но гособвинение готовит свои сюрпризы

Суд над Марзаевым. Куда пропал ключевой свидетель и жив ли он?
Фото Пруфы.рф. Сегодня в суде за задержку конвою судом высказано замечание

«Нормальный мужик»

Будучи пока лицом с неопределенным родом занятий, на судебное заседание башкирского вице-премьера я пошел больше как праздный обыватель, из любопытства и по просьбе одного земляка Алана Марзаева из Северной Осетии.

- Перс, а ты знаешь такого Алана Марзаева?

- Знаю, у нас в БЭПе работал. Нормальный мужик, вопросики решал без проблем.

- Судят его у нас. В какой-то степени мой «крестничек», по дорожной отрасли я много писал.

- Жаль, нормальный мужик.

- А такой «Хан» был у вас в МВД. Его знаешь?

- Лично не знал. Говорят, тоже решал проблемы. В основном со спиртовиками. В общем и целом, о нем хорошие впечатления остались в Осетии. Ну тут тоже такой момент. Мне не очень приятно, когда ко мне в республику приезжают беспардонно что-то зарабатывать.

- Взаимно, Перс, я то же самое могу про Марзаева сказать.

Такой разговор у меня состоялся примерно два месяца назад с боевым товарищем в блиндаже на передовой. У Перса, скажем так, тоже непростая судьба, поэтому сами попробуйте догадаться, что он подразумевал под «вопросами», «проблемами» и «решал». Он тогда попросил по возможности передать привет Алану Марзаеву, что сегодня я и сделал.

Подсудимый улыбнулся в ответ, сказал, что помнит такого человека и передал ему ответный привет. Тут же он поблагодарил СМИ в нашем лице и коллег из «Коммерсант-Уфа» за объективное освещение его процесса. Отметим, что описывать сам ход процесса объективно на самом деле не очень сложно. Все стороны, очевидно, играют свою роль весьма недурно. А вот роль закулисных режиссеров просматривать уже сложнее.

 

Защита Марзаева переводит стрелки на покойного министра?

На сегодняшнем заседании был проведен допрос главного по уфимским дорогам Константина Паппе. Именно его управление выбирало подрядчиков по ремонту и строительству тех дорог, за которые представителям ООО «Дортранстстрой» (далее ДТС), по версии следствия, приходилось давать взятки покойному министру транспорта Александру Клебанову и вице-премьеру Алану Марзаеву. И в суде господин Паппе заметно «троил». У него очень узкий коридор возможностей того, что он может говорить. С одной стороны, он легко мог сам стать подсудимым как участник предполагаемой схемы. Даже если он не брал никогда никаких денег с подрядчиков, следствие могло легко выдвинуть версию о том, что он пошел как минимум на превышение полномочий, исходя из карьерных соображений. С другой стороны, он сразу дал показания после задержания Александра Клебанова и, возможно, пошел на сделку с силовиками. При этом Паппе лично не заинтересован «топить» Марзаева, потому что, повторимся, это вызовет вопросы к нему самому.

Поэтому на данный момент допрос Константина Паппе пока поставим в актив защите Алана Марзаева. Защита услышала от него, что Марзаев, как и Клебанов, его начальником не являлся. Указаний от вице-премьера Паппе не получал. Но самое главное, прямых отсылок к Марзаеву ему Клебанов якобы не давал. От покойного министра транспорта городской чиновник указания, чтобы подрядчиком стал именно ДТС, по его словам, получал минимум дважды. Примерно в октябре 2023 года и феврале-марте 2024 года. В любом случае, Паппе на следствии и в суде подчеркивал, что никаких нарушений при этом не было, поскольку на крупные объекты с двухлетним сроком оплаты никто из подрядчиков кроме ДТС не мог зайти по финансовым причинам. Процедура торгов была абсолютно законной.

В целом пока просматривается следующий сценарий защиты. Покойный Александр Клебанов представляется не столько взяточником или вымогателем, а скорее мошенником. Он, дескать, продал владельцам ДТС не решение их проблем, а воздух. Поскольку формально не имел полномочий по городским подрядам, не был начальником Паппе, а обманул все стороны. Все замыкается на покойном министре, коли он дал признательные показания и пошел на сделку со следствием. Марзаева он оговорил, как и другие свидетели, а некоторые показания получены под давлением и чуть ли не пытками.

Данную часть спектакля защита и сам подсудимый отыгрывают великолепно. Им даже хочется верить, если бы не некоторые нюансы. И этих нюансов очень много. Ранее в суде больше говорили об отданных подрядах ДТСу на проспектах Октября и Салавата Юлаева. Да и господин Паппе вначале старался фокусироваться именно на них. Но представители гособвинения своими вопросами и репликами вынудили Константина Паппе признать, что указания от Клебанова были и по поводу ремонта дорог на Коммунистической, подъездному пути к центру фехтования, Октябрьской революции и ряду других. Какие-то подряды ДТС вообще получал как единственный поставщик.

Городской чиновник признался, что никаких прямых указаний ему республиканский министр отдавать не мог, не мог также уволить или наказать. Но вот обрезать лимиты финансирования по части дорог городу якобы мог запросто. Но по счастливой случайности ему не пришлось идти на какие-то нарушения, потому что по опыту ДТС и сам прекрасно выигрывал торги.

На этом моменте у защиты и свидетеля Паппе возникло некоторое противоречие. Защита подчеркнула момент, что лимиты финансирования Уфа от республики получает через бюджет республики, который прописан заранее. Если так, то и министр Клебанов не мог повлиять на их объемы.

Константина Паппе по просьбе представителей прокуратуры попросили представить в суд протоколы и выписки из них совещаний по подготовке празднования 450-летия Уфы. Тут напомним, что объекты, фигурирующие в деле, строились или ремонтировались именно под этот юбилей. Прокуратура настаивает на этом, так как из них будет понятно, кто был ответственным за тот или иной объект (подразумевается Марзаев). При этом защита также поддержала данное требование. Адвокаты рассчитывают, что раскроют схему финансирования, которая потом легла в основу муниципальных контрактов. Тут ключевое выражение «муниципальные контракты», на которые Марзаев, как республиканский чиновник, повлиять якобы не мог. На мой взгляд, сомнительный аргумент. Очевидно, что финансирование было смешанным, и без разницы как называются конечные контракты.

Позволим тут немного уйти в сторону и сделать пометку на полях. Паппе указал, что 97% средств были республиканскими, а 3% из городской казны. Тут остается удивиться, как много выделили федералы Радию Хабирову на юбилей нашей столицы.

Объективно или субъективно?

Но это был не единственный ключевой момент в игре Константина Паппе. По его словам, все контракты прошли абсолютно законные стадии торгов. Как таковых нарушений не было в природе. Решения принимала комиссия, за всем неусыпно следили антимонопольщики. Говорить что-то иное чиновник не мог, а иначе он сам преступник. Но гособвинители задали довольно простой вопрос. А почему у вас ДТС выигрывал торги, где давал цену не больше, чем другие участники? Господин Паппе начал объяснять это критерием актуального опыта компаний. Мол, 60% – это цена, а 40% – опыт. Иногда критерий опыта, как в случае с ДТС становился ключевым при определении подрядчиков. И Паппе, и защита настаивают, что критерий опыта не является при торгах субъективным, а объективно основанным на показателях. Из противоположной посылки исходит прокуратура со следствием. Похлопаем защите, но несколько более скромной игре прокуратуры я больше верю. И все стороны, которые участвуют в этой пьесе, понимают, что истина в этом важном моменте на стороне прокуратуры. Тут все просто. Большая часть членов комиссии по торгам – это подчиненные самого господина Паппе. Техзадание, а также условия и критерии к подрядчикам составляют они же. Как напишешь – так и будет. Дураков в суде нет, все это прекрасно понимают. Но сказать вслух, что это система сама по себе содержит такой изъян, никто не хочет. Пока.   

  


readmore2

Почему Клебанов не один

Повторимся, что защита намерена доказывать оговор Алана Марзаева, давление и избиения свидетелей. Это все Клебанов, остальное произошло в рамках закона и без ведома Марзаева.

Тут позволю свои субъективные измышления. С покойным Александром Клебановым мне пришлось лично общаться в его кабинете лишь однажды. Осталось довольно неприятное впечатление. Московский снобизм, пацанский тон и желание давить меня напрягли. При этом, несмотря на нахождение на постах в нашей республики, Клебанов никогда не был близким членом команды Радия Хабирова. Его скорее навязали. Аппаратного и политического веса у Клебанова особо значимого в Уфе никогда не было. Я никогда и ни за что не поверю, что Клебанов в одиночку без согласования рискнул бы кого-то «доить» на городских темах. При этом я видел своими глазами, как в дорожную тему входил Алан Марзаев после ухода с поста вице-премьера ныне другого подследственного Раифа Абдрахимова.

С Аланом Викторовичем Марзаевым мне общаться ранее не приходилось. Но от всех слышал, что отличный мужик, обходительный в общении, но при этом имеющий свое мужское начало и стержень. Такой человек и на самом деле может быть настоящим другом Радию Хабирову. Первое впечатление совпало с этими рекомендациями. Держится он молодцом, без всякой видимой агрессии к оппонентам. Зашел на скамью подсудимых он с «тормозком», вытаскивал время от времени термос и что-то пил. В какие-то моменты вскакивал с места, ходил или стоял за решеткой. В один из таких моментов я поймал себя на мысли, что мимика, жесты и приемы Алана Марзаева мне кого-то напоминают. Вспомнил. Одного итальянского актера, который сам полностью верил в собственную роль. Вроде звали его Бенито. Простите, Алан Викторович, за сравнение, но посчитаем это моим субъективным впечатлением.

На этом обзор сегодняшнего заседания, пожалуй, завершим. Но уже понимаем, что нас ждут сюрпризы. Домик Алана Марзаева в Кармаскалинском районе, о котором мы писали, оформленный на одного из ключевых свидетелей, а именно водителя вице-премьера, силовики намерены изъять в пользу государства. Сам дом, очевидно, также может стать доказательством вины подсудимого.  



Не сомневаемся в сюрпризах от защиты. Почему-то я уверен, что это станут огрехи, недостатки проведенных оперативно-розыскных и следственных мероприятий. Тут адвокаты могут повозить кого-то лицом по грязи.

А вот действительно неприятный сюрприз заключается в пропаже ключевого свидетеля – водителя вице-премьера. Именно на нем числится имение в Кармаскалинском районе, и его называют якобы передаточным звеном в цепи взяток. И это ещё вопрос, для кого сюрприз более неприятный? Для защиты или обвинения? Чисто по-человечески надеюсь, что его не прикопали где-нибудь в Африке. Мы продолжим следить за данным процессом.

В какой-то момент представитель прокуратуры спросил Константина Паппе, какую оценку как руководителю он дает Алану Марзаеву. Городской чиновник попался на эту удочку и поставил Маразеву «по-школьному пятерку». Как ты ему ставишь высшую оценку как управленцу, если не имел с ним отношений как начальником? На этом моменте мы с коллегой из «Коммерсант-Уфа» переглянулись и обменялись фразой, что свидетель подсудимому сейчас не «пятерку» в дневник подарил, а «пятерик» в приговор. Но это пока тоже лишь наши впечатления.         

   



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное