пришлите новость

WhatsApp Telegram

При Бабае Баймак бы не случился, приоритеты мэра Уфы. Что происходит в Башкирии

11:30, 08 февраля 2025

Ратмир Мавлиев рассказал о приоритетах в своей работе, как он учится в школе губернаторов и как Уфа будет прирастать ожерельем. 7 февраля первому Президенту РБ Муртазе Рахимову мог исполниться 91 год.

При Бабае Баймак бы не случился, приоритеты мэра Уфы. Что происходит в Башкирии
Коллаж Пруфы.РФ
Сегодняшний выпуск – это не совсем итоги уходящей недели. Поговорим об ушедшем заслуженном человеке, о молодом перспективном управленце, о традициях... Если вы не подписаны на наши аккаунты на различных платформах, то обязательно это сделайте. Не забудьте и про наши личные телеграм-каналы каналы – «Рахматов из Башкирии» и «Рауфа Рахимова – Бабай все видит».

Начнем, пожалуй, с обзора пресс-конференции уфимского градоначальника Ратмира Мавлиева, где он рассказал об итогах ушедшего года и обозначил приоритеты на текущий.

Мероприятие, согласно анонсу, должно было транслироваться в прямом эфире. Но по какой-то причине этого не случилось. Версию технического сбоя и неполадок я исключаю. Ситуационный центр, где проходила пресс-конференция, техническими возможностями весьма впечатляет. Мне пришлось наблюдать тестовые запуски перед началом мероприятия. Все было в порядке, ничего не сбоило. Почему организаторы отменили прямую трансляцию? Остается только догадываться.

Первое наше впечатление – команда Мавлиева к мероприятию отнеслась очень серьезно и постаралась тщательно подготовиться. Было видно, что для градоначальника это не было дежурным мероприятием, к которому относишься, как к неприятной неизбежности. Свою первую роль он отыграл вполне добросовестно.

photo_2025-02-07_15-19-57.jpg

А постановщиком, очевидно, выступал заместитель мэра Денис Ганиев. Он с искренней улыбкой радовался всем вопросам (точнее, радовался, когда мэр на них успешно отвечал). Это было лицо тренера, который видит, как соревнование выигрывает любимый подопечный.

В стиле Стива Джобса пресс-конференцию Ратмир Мавлиев начал с презентации ситуационного центра администрации города.

photo_2025-02-06_11-01-14.jpg

«Каждый мэр желает, чтобы мэр-то и не нужен был. Чтобы за него работала система».

В режиме текущего времени можно наблюдать множество параметров жизни города и оперативно принимать решения. Интегрированы различные системы мониторинга служб, запросов и заявок граждан. Отдельно мэр рассказал о системе «Умный глаз». Ведь ранее сбором текущей информации в каждом районе города занимались 14 человек. Пару дней информация ими обобщалась и только затем передавалась наверх. Об оперативности и актуальности говорить было сложно. Теперь же внедрение технологий искусственного интеллекта позволило разрешить многие проблемы. По городу едет машина, оборудованная специальной камерой. Информация с нее в режиме онлайн передается в систему. Искусственный интеллект выявляет нарушения, формирует отчет и подготавливает первичное предписание. Специальным людям уже не надо ходить по улице, что-то фотографировать, потом фиксировать нарушение и работать далее по установленному протоколу. Например, камера зафиксировала граффити и передала изображение в систему. Тут же формируется соответствующий отчет и предписание. Затем в полуавтоматическом режиме предписание на устранение уходит собственнику объекта. То же самое с мусором. Через некоторое время проверяется, устранено ли нарушение. Если нет, то уже выписывается протокол об административном нарушении.

«К вам же домой никто не приходит убираться и наводить порядок. Поэтому за состояние своих зданий, витрин, прилегающей территории должны следить сами собственники. Система к этому их стимулирует».

Затем, уже присев за стол и за документы, Ратмир Мавлиев назвал и разъяснил 18 приоритетов в своей работе.

photo_2025-02-06_11-19-14.jpg

Не станем тут повторять за мэром в его позитивном докладе – просто отметим, за что сразу зацепился слух.

«Ожерелье» — один из самых доступных объектов здоровья. Вышел, отдохнул, 10 тысяч шагов прошёл. В дальнейшем там появятся спортивные и детские площадки, туалеты, камеры».

«Уфимское ожерелье» по планам мэра будет опоясывать весь город и выйдет за пределы полуострова.

Мэр заявил, что электротранспорт далее будет развиваться в качестве элемента транспортной реформы. С Главой РБ уже согласовано выделение 2 млрд рублей на реконструкцию трамвайных путей в южной части Уфы. Практика получения б/у трамваев из Москвы будет продолжена.

«Трамваи "Песа" — техника для нас новая. 20 трамваев уже есть, 20 поставят в феврале. К сентябрю будет 69. В течение февраля их будет на линии ещё больше».

Мэр также сообщил, что власти Уфы выделят 200 млн рублей на реконструкцию фасадов объектов культурного наследия. Соответствующая программа «Уфимское наследие» будет запущена в феврале, а в марте будет сформирован список зданий. Речь идет именно о тех ОКН, которые ранее обрели частного собственника. Эти собственники получат средства в виде грантов, которые должны будут использовать в реконструкции. Но остается открытым немаловажный момент. Реконструкция фасадов – это хорошо, и 200 млн рублей на это может и хватить. Но многие объекты культурного наследия требуют полной реконструкции, а это уже совсем иные масштабы затрат. А вот историю с простой покраской фасадов Уфа уже проходила.

А вот масштабная замена светильников в городе, по словам мэра, уже привела к экономии средств на электроэнергию в размере 30 млн рублей за один год.

Пообщавшись с коллегами в коридорах, я убедился, что от читателей во все издания поступали примерно схожие вопросы. Это были как конкретные вопросы, например, про судьбу Кошкиного леса, так и общего характера. Большая часть была посвящена теме «безобразной планировки и застройки» Уфы. Коллега из «Российской газеты» прямо спросил про строительство группы высоток впритык к парку Кашкадан. Дело не только в том, что вместо расширения небольшого парка появится квартал, а в нагрузке на дорожную и социальную инфраструктуру. Не могу сказать, что меня и данного коллегу мэр убедил. Отсылка к тому, что застройка ведется по договорам комплексного развития территории, звучит аргументированно. Но далеко не факт, что застройщики потом построят или введут социальные объекты в необходимом объеме. Если вообще исполнят обязательства. Совсем неоптимистично прозвучал аргумент мэра и про пробки в Сипайлово. Мол, пробки как были, так и будут – в таких же масштабах.

Жалобы и вопросы по организации общественного транспорта мы в этом обзоре снимаем. Кашу замутил в этой теме не Ратмир Мавлиев или его предшественники, а, как сами помните – Радий Хабиров. Так что вопросы к нему.

Общее место для всех горожан и журналистов – это снег и гололед. Ратмир Мавлиев изначально отметил свою любимую тему снегоплавильных заводов, коих в Уфе стало уже три. Мэр сообщил, что коммунальщики обижаются, когда им говорят, что снега в этом году меньше, а убирают хуже. Мол, температурные качели также не облегчают действительность служб города. Все это разговоры от бедного. Мы падаем на льду, утопаем в сугробах и видим снег, который сваливают в Белую. Вот это факт.

Мы задали градоначальнику вопрос «А не саботируют ли районные администрации, в частности, Кировский район, работу всей системы?» Заводы есть, тарифы установлены, а снег все равно складируют и сваливают в неположенных местах. Такое ощущение, что легче повесить смешной штраф на стрелочника и не соблюдать регламенты.
Ратмир Мавлиев заметил, что не подозревает главу Кировского района Илвира Нурдавлятова в саботаже. Одни и те же машины могут нанимать как районы, так и частные лица. Вы, мол, могли видеть, как в реку сваливали снег с частных территорий. Возможно. Но что тогда мешает попросить органы МВД время от времени организовывать рейды по пресечению таких нарушений?

Тем не менее, некоторые главы районов не справляются – несмотря на наличие техники, у муниципальных предприятий не хватает сотрудников, а зарплаты там маленькие.

– Я им говорил не раз, что пахать надо. Видимо, надо менять их позиции.

Стоящим нам показался также вопрос коллеги из «Коммерсант-Уфа». Он заметил, что в бюджете Уфы в этом году значительно (в разы) урезаны расходы на ЖКХ. Ратмир Мавлиев и его подчиненные начали поначалу данный факт опровергать. Мол, быть такого не может. Затем попросили паузу для перепроверки информации. Ближе к завершению пресс-конференции финансовое управление подтвердило цифры, озвученные «Коммерсант-Уфа». При этом пояснили, что были освоены проектные средства по работам в коммунальной инфраструктуре в Забелье. Они проходили по этой графе. Финансирование же сферы городского ЖКХ в текущем режиме остается на прежнем уровне.

А вот отвечая на вопрос о судьбе стадиона «Салават Юлаев» за театром «Нур», Ратмир Мавлиев слукавил. Он заявил, что территорию собственнику продали не при нем, а город сейчас ведет работу по возращению стадиона горожанам. Ничего не могу сказать про то, как ведется эта самая работа сейчас. А вот чтобы историю о том, как стадион купил крупный застройщик из Татарстана (и при чем тут Мавлиев), вы сможете узнать из нашей публикации «Гибель стадиона имени Салавата Юлаева? Застройщик из Казани осваивает земли Уфы».

Ратмир Мавлиев проходит обучение в так называемой школе губернаторов «Сенеж». Его, очевидно, целенаправленно ведут вверх по карьерной лестнице. Отсюда вполне естественным был вопрос, видит ли он себя губернатором Республики Башкортостан или Республики Татарстан. Он ответил, что плох тот солдат, который не хочет стать генералом. В части вопроса «какой именно республики» он понял намек на связи с элитами Татарстана. И не стал отвечать. Зато пространно рассказал, как ему комфортно работать вместе с Радием Хабировым. Поэтому он из Альметьевска переместился сначала в Нефтекамск, а потом в Уфу. Он был впечатлен доверием Радия Фаритовича, у них полное взаимопонимание. Ратмир Мавлиев заявил, что никогда не позволит себе подсиживать шефа.

В целом от пресс-конференции уфимского градоначальника осталось благоприятное впечатление. Я даже, пожалуй, откажусь от эпитета «молодой» по отношению к мэру. Мавлиев втянулся, несмотря на все огрехи и недостатки в работе своей команды. Нам бы скорее выстоять до конца зимы. Там и снег со льдом пропадут.

7 февраля свой 91-й день рождения мог отметить первый Президент Республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов. Но два года назад он покинул этот мир. Некоторые размышления о его личности я позволил себе в отдельной публикации.

Самостоятельность в рамках федерации позволили республике спокойнее (относительно других) пройти сложные 90-е. Самостоятельная экономическая и хозяйственная политика помогли сохранить производство и сельское хозяйство. Муртаза Рахимов не уступил в жестком разговоре с президентом страны Борисом Ельциным по поводу ликвидации колхозов. Он не встал в позу и не перечил президенту, он смог просто убедить его, что для республики с большим сельским населением и привязкой к земле это стало бы преждевременным.

Точно так же Муртаза Рахимов не упирался, а подписал федеративный договор. Этот акт во многом предопределил то, что страна тогда не расползлась. При соблюдении баланса интересов регионов, он всегда был за сохранение единого государства, видел Башкортостан только в составе России. А иначе и быть не могло. Он это впитал, как руководитель крупнейшего нефтехимического предприятия, интегрированного в экономику страны. Именно этот вклад отметил как ценнейший Владимир Путин во время похорон Муртазы Рахимова.

Близость к людям была его отличительной чертой. Я тут приведу пример, который может подтвердить вся республика, каждый населенный пункт, где был Муртаза Рахимов. Деревня Старохалилово Дуванского района, очередное общение с сельчанами. Муртаза Губайдуллович строго смотрит на главу района и называет имя местного ветерана, с которым общался лет десять назад до этого. Если тот жив, то он хотел бы с ним поговорить. Беседа состоялась, проблемы сельчан прозвучали, чиновники получили внушение.

В общении с простыми людьми он с каждым умел подобрать тон. Это был не какой-то особый талант, а скорее вросшая в подсознание традиция из детства в башкирской глубинке. Живое воплощение башкирской поговорки «в младшем видеть надо младшего, а в старшем – старшего». Ему не надо было пытаться кому-то нравиться или говорить желаемое. Ему достаточно было говорить с людьми на их языке.

После своей отставки Бабай же никуда не уехал, ходил по улицам Уфы, лежал в наших больницах. Ездил на малую родину, к которой у него всегда было трепетное отношение. Общался с односельчанами и родными, ходил на могилы родственников. А народ все это видел, понимал. Народ забыл обиды и негатив, потому что видел, что Муртаза Рахимов остался. Именно в этот момент он стал для людей тем самым «своим Бабаем».

«Идти против народа нельзя!»

Муртаза Рахимов и до известных событий на Куштау высказывался в пользу сохранения шиханов. Но в пик драматической неопределенности и напряжения тех августовских дней 2020 года эти слова были его огромным личным риском, но поддержкой для народа.

Тут стоит задаться вопросом, а кем был Муртаза Рахимов для республики после своей отставки с поста президента? Очевидно, что авторитетом, к мнению которого прислушивались не только здесь – пприслушивались и все соседи, и Москва. Одновременно он был фактором стабильности для республики. Случись, не дай Бог, в республике или стране какой-нибудь политический катаклизм, вакуум власти, то Бабай не дал бы расползтись республике. Я тут не про утрированное, что он взял бы власть на себя, а о том, что он стал бы негласным третейским судьей. Это не просто какие-то мои измышления. Эту мысль в разной форме я слышал от членов команд Рустэма Хамитова, Радия Хабирова, даже от общественников или активистов, которые его зачастую критиковали.

Происходящее с нашим изданием в последний год наглядно показывает, что со смертью Бабая исчез фактор стабильности и ограничение этой борьбы всех против всех. Вот об этом я задумываюсь прежде всего. На мой взгляд, если бы Муртаза Губайдуллович остался с нами, то не было бы ни баймакских событий, ни ожесточенной травли нашего издания.

 

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное