Министр здравоохранения Башкирии Максим Забелин сегодня, неожиданно для всех, был назначен руководителем администрации главы Башкирии. Эта должность пустовала с осени, с отъездом Александра Сидякина в Москву, в ЦИК «Единой России». Источники утверждают, что после ухода Сидякина обсуждался вариант с объединением аппарата правительства и аппарата главы. Новую структуру мог возглавить экс-глава Ишимбайского района Азамат Абдрахманов. Якобы именно под него планировалась реорганизация. Такое объединение должно было дать больший контроль главе Башкирии Радию Хабирову не только над своей администрацией, но и над правительством. Однако что-то пошло не так. Возможно, свою роль сыграла неоднозначная репутация Абдрахманова. Почему Максим Забелин покидает должность министра именно в этот период, когда из-за санкций силовики будут пристальнее следить за закупками импортного оборудования и лекарств? Кто будет сейчас решать проблемы здравоохранения? Что означает для Хабирова это назначение? Есть мнение, что благодаря такому ходу глава региона сможет эффективнее контролировать действия и решения своего премьер-министра Андрея Назарова. Опрошенные нами эксперты проанализировали это кадровое решение и в целом пришли к выводу, что министр здравоохранения может справиться на должности руководителя Администрации главы Башкирии. Андрей Потылицын, политолог: – Назначение Забелина – противоречивое решение. С одной стороны, он не «назаровский», что было важно для Хабирова, а с другой стороны, он и не «хабировский» в полной мере. Это в определенном смысле уравновесит клановую борьбу хотя бы на время. По крайней мере, до момента появления клана «забелинских». Внушает надежду и тот факт, что в отличие от подавляющего большинства диковатых и «духовитых» соратников Хабирова, Забелин – умный, образованный и очень выдержанный чиновник. Однако есть и сомнения – в первую очередь в его компетенции на поле региональной политики и взаимодействия с политическими и общественными институтами. Дмитрий Михайличенко, политолог: – Думаю, вариант с объединением администрации и аппарата правительства не подходит в силу существенного аппаратного веса Андрея Назарова, который ответственен за реализацию многих социально-экономических проектов. Вариант с назначением Забелина мне кажется логичным, но он имеет и свои плюсы, и свои минусы. Плюс в том, что этот человек имеет определенный федеральный бэкграунд и может представлять Башкортостан в Москве. А минус – в том, что он республику знает не так хорошо, как местные. Тем не менее у него было достаточно времени для того, чтобы изучить республику. Также, насколько я знаю, Забелин неконфликтный чиновник, и за последние годы он получал все больше поддержки Радия Хабирова. Арсен Нуриджанов, социолог: – В принципе, ничего плохого в этом назначении нет. В обязанности главы администрации в первую очередь входят вопросы исполнения постановлений и поручений главы. И контроль за их исполнением. А уже во вторую и третью очередь вопросы внутренней политики и кадровые вопросы. Здесь важнее не знание региона, а доверие главы и хорошие менеджерские качества. В конце концов, работа глав районов оценивается по KPI, которые унифицированы по стране. Как правило, врачи бывают как раз успешными менеджерами. Если он правильно подберёт замов, то они и со спецификой помогут разобраться. К тому же он уже три года в республике и практически и так всех уже знает. Думаю, хуже Сидякина не будет. Тот уж слишком ушлый был, и этого нам хватило с избытком. Что касается планов по объединению администрации и аппарата правительства, то это, конечно, здравая идея. И опять же – экономия бюджета и сокращение чиновников. Возможно, что-то не согласовали в Москве или предложенные кандидаты не прошли согласование, и поэтому оставили все как есть. В любом случае в самое ближайшее время мы увидим, готов ли Забелин к этой работе. Или очередной красногвардеец будет съеден элитами. Арсен Шаяхметов, политолог: – Должность руководителя администрации Радия Хабирова – одновременно непубличная и достаточно ресурсная, требующая наработанных связей и узнаваемости в московских кабинетах. Таких людей в управленческой команде не так много, поэтому подбор новой кандидатуры затянулся. Данная кандидатура стала, скорее, компромиссной. Максим Забелин – одно из самых доверенных лиц для Хабирова. За время пандемии получал значительную поддержку со стороны главы региона. Его федеральный бэкграунд рассматривается как ресурс. Круг полномочий и задач на новой должности значительно отличается от всего прежнего опыта работы, поэтому Забелину потребуется время для адаптации и погружения в дела. Прежде он плотно соприкасался с социальным блоком (и преимущественно здравоохранением), теперь в зоне ответственности каждый аспект жизни жителя самого удалённого села. Помимо этого, ему необходимо будет сконцентрироваться и на привлечении проектов, инвестиций в республику – думаю, это станет основной задачей, под которую его берут. Всё это требует значительных компетенций и опыта подобной работы, нарабатывать их придётся буквально на ходу и в самое горячее время. Что касается объединения администрации главы РБ и аппарата Правительства, то в ряде областей был использован подобный опыт с целью сокращения ресурсов. Для Башкортостана на данном этапе он видится малореализуемым. Во-первых, республика – достаточно крупный регион со сложной экономической и социальной структурой – в этой части сокращения скажутся на качестве управления, особенно в кризисный период. Во-вторых, есть тут и имиджевый момент – республикам важно подчеркивать свой особый статус в сравнении с областями, иметь разветвленную структуру администрирования. В-третьих, введение должности премьер-министра в крупных регионах (где такой позиции нет), может стать трендом в условиях перестройки социально-экономического развития. В этих условиях объединение выглядело бы нелогичным.