пришлите новость


Власти Башкирии поддержали ликвидацию сельских поселений

12:15, 12 января 2022

Депутаты Курултая проголосовали за новую систему организации органов местного самоуправления.

Власти Башкирии поддержали ликвидацию сельских поселений

Комитет по МСУ, развитию институтов гражданского общества и СМИ ГС РБ рекомендовал Курултаю поддержать новый федеральный закон Клишаса-Крашенинникова «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Фактически это означает ликвидацию как органов муниципальной власти до 2028 года всех сельских поселений, сельсоветов и глав поселений.

Сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы РФ Павел Крашенинников после принятия федерального закона о принципах организации государственной власти, который «обнулил» сроки губернаторов и добил остатки самостоятельности субъектов федерации, предложили аналогичный законопроект в отношении местного самоуправления. Соответственно законопроект также был спущен для согласования в представительные органы субъектов страны, в том числе и Курултай Башкирии.

Сам проект федерального закона опубликован на сайте Госдумы, содержит более 200 страниц, по сути вода, но фактически вносит три принципиальные новеллы.

Основные положения

Первое и самое важное. Остается одноуровневое муниципальное управление. Предполагается, что местное самоуправление отныне будет осуществляться в следующих видах муниципальных образований:

1) городской округ;

2) муниципальный округ;

3) внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения.

Городской округ будет представлять из себя города с прилегающими территориями. Муниципальный округ будет содержать в себе нынешние районные центры и окружающие села. А внутригородские – территории городов федерального значения – это про Москву, Санкт-Петербург и, возможно, про Севастополь.

То есть сельские поселения с их главами и советами депутатов прекратят существование. В пояснительной записке к законопроекту содержится много слов типа «улучшить», «сэкономить», «увеличить финансирование», «углубить управляемость» и прочие красивости. Но кроме общих слов, конкретики мало. Но все же какая-то логика есть. Какой смысл в существовании отдельных администраций и представительных органов в некоторых наших муниципальных районах, когда реальные полномочия у администраций районов? Например, зачем нужны такие органы в селе Ермолаево или городе Белорецке, если все решается на уровне района?

Без сельских поселений

На примере этих же районов есть и обратная сторона. Если ликвидировать, например, Зуяковское сельское поселение на севере района, то по всем делам административного характера, например, за получением справок, местным жителям придется ехать в Белорецк более чем за 100 км. То есть, нам сейчас предлагается псевдосоветская модель, когда по всем делам одного уровня надо будет обращаться на вышестоящий уровень.

Есть с виду и позитивный момент. При ликвидации сельских поселений, сокращается и значительное число депутатского корпуса, чиновников. Сейчас, напомним, в сельских поселениях в среднем по 7 депутатов. Если взять тот же Уфимский район, в сумме получаются сотни сельских депутатов. Экономия, казалось бы, налицо. На самом же деле, плюс далеко не очевиден. Сельские депутаты работают на общественных началах. Исключением является только глава поселения, который выбирается из числа депутатов. Добавьте сюда управделами поселения, и выходит, что экономия не получается значимой.

У сокращения сельских депутатов есть и прямой минус. Нормы представительства по проекту Клишаса-Крашенникова вроде как не сильно отличаются от действующего ФЗ № 131 «О МСУ». Но по факту на уровне муниципальных округов каждый сельчанин потеряет в количестве представляющих его народных избранников. Проще говоря, если вам раньше не нравился набор кандидатов в районный совет, то у вас был выбор в отношении сельских депутатов. Если еще проще, если сейчас можно пожаловаться двум депутатам в вашем округе, то потом только одному. 

Ликвидация местного самоуправления по факту

Вторая главная новелла принимаемого законопроекта – это прямое подчинение глав муниципальных образований руководителям регионов. Они становятся государственными служащими, и появляется целый ряд оснований для их отстранения решением глав субъектов. При этом некоторые из них весьма размыты.

Как и в ФЗ №131, в проекте Клишаса-Крашенинникова сохраняется возможность назначать глав муниципалитетов через прямые выборы. Для этого необходимо принятие таких законов на уровне субъектов. В подавляющем числе регионов от этого отказались. Но даже если бы это было не так, то прямая зависимость от главы региона полностью обессмысливает даже выборность муниципальных руководителей.

Конечно, существует и теоретическая возможность того, что где-нибудь каким-то чудом муниципальные депутаты откажутся утверждать кандидата от высшего начальства, как это не так давно случилось в Мурманске. Но сейчас появилось множество оснований для роспуска таких непокорных советов депутатов.

Отсюда следует третий главный вывод. В стране по факту прекращает существование местное самоуправление как отдельный вид власти. Полная вертикаль выстраивается не только фактически, но и на бумаге. Опыт СССР показал, что такая модель для огромной страны, различных регионов и их особенностей неэффективен. Башкирские депутаты в комитете по МСУ без единого вопроса единогласно проголосовали за его принятие. Поддержали их представители Главы РБ и Правительства РБ. Одно лишь вселяет слабую надежду. Действие закона начнется в 2023 году, а отдельные положения, в том числе по сокращению сельских администраций, будут вступать в силу до 2028 года. Есть время все взвесить.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами. Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ











последние новости



Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика