Фото с Kommersant.ru
В башкирском сегменте соцсетей разгоняется новость о том, что уфимских экскурсоводов якобы учат позорить имя башкирского национального героя Салавата Юлаева. Мол, при обучении на курсах Гильдии экскурсоводов Уфы рассказывается о том, что Салават Юлаев был не героем, а предателем. Главный информационный удар направлен на экскурсовода Марину Игнатьеву и руководителя турфирмы «Столица» Ирину Башарову.
Но на поверку, как утверждают наши собеседники в туристической отрасли, вышеописанный информационный фон связан не столько с реальностью, а с внутрикорпоративными и личными конфликтами. При этом целью удара является председатель Госкомтуризма РБ Эльмира Туканова.
– Ну, вы прекрасно знаете имя человека, который в силу бэкграунда не может быть чиновником, но мнит себя теневым министром туризма. Ему очень интересны потоки средств в его компании. За тот же двухэтажный автобус (туристический экскурсионный даблдекер «Терра Башкирия») у него началась холодная война с экскурсоводами. Он также считает, что вправе чуть ли не назначать и менять председателя госкомитета по туризму. На прошлой неделе его люди искали человека, который сможет запустить скандал. На самом деле тут нет никакого национального конфликта и скандала, это чистой воды разводка и спланированная акция против самой Тукановой, – рассказал собеседник.
То, что вторая версия происходящего имеет большее основание, говорит еще один собеседник в отрасли. Летом наше издание направляло корреспондентов на экскурсию на двухэтажном автобусе. Во время поездки им не рассказывали что-то плохое про Салавата Юлаева. А вот вся заворачивающаяся интрига, по словам источника, прямо указывает на почерк известного в Башкирии агроблогера и бизнесмена Артура Идельбаева.
Вице-премьер Правительства РБ Азат Бадранов прокомментировал эту историю:
– Что касается Салавата Юлаева в истории, он оставил след как человек, который боролся за социальную справедливость, и он не имеет отношения к тому, что ему сегодня пытаются навязать и приписать. Именно поэтому под его руководством объединились и башкиры, и русские крестьяне, а также иные народы, проживавшие в Поволжье и на Урале.
Безусловно, Крестьянская война (бунт или восстание, от этого мало что меняется по существу) – это конфликт, однако, советская историография во многом примирила конфликтные сюжеты, более того, поставила ряд исторических личностей на служение дружбе народов и единству страны. Здесь показателен образ Салавата Юлаева, который с момента распада СССР подвергается попыткам существенного изменения. Так, пример единства русских и башкир вдруг пытаются представить личностью, разделяющей два народа. Вместе с тем, полагаю необходимым переосмыслить эти интерпретации, нельзя позволить маргинализировать образ Салавата Юлаева.
Салават Юлаев не про этноцентризм, при жизни он служил дружбе народов и после смерти его образ скреплял общегражданскую идентичность.