пришлите новость

WhatsApp Telegram

«Я истощена»: из Татарстана начали уезжать врачи. Что случилось?

17:47, 07 ноября 2025

Мы поговорили со студентами и врачами республики, чтобы дойти до сути

«Я истощена»: из Татарстана начали уезжать врачи. Что случилось?
Фото: Пруфы.рф

Татарстан годами выстраивал образ региона, притягивающего лучших специалистов. Однако в последнее время стали все чаще говорить о том, что из Татарстана уезжают медицинские работники. С чем это связано? Здесь медиков готовят со школы. Есть свой университет. Визуально вполне приличные клиники и медицинские учреждения. Почему же медики здесь не задерживаются? 

Стоит ли переплачивать? 

Получить медицинскую специальность можно, отучившись в Казанском государственном медицинском университете, КФУ или колледже. Согласно информации от агентства RAEX, КГМУ находится на 19 месте в рейтинге всех медвузов страны. Что интересно, его обогнали не только столичные вузы, но и региональные – Башкирский, Ростовский, Саратовский, Тюменский медицинские университеты. Но это не мешает Казани ставить высокий ценник за обучение в этом вузе.  

– С первой проблемой я столкнулась уже при поступлении. Это был 2023 год, и тогда лечебное дело стоило около 250 тысяч за первый курс, педиатрия – 213. Я не проходила на бюджет, поэтому выбрала то, что было дешевле. Сейчас идет третий курс, и старшие говорят, что потом будет проще, но мне перестал нравится КГМУ. Я бы не сказала, что он сильно лучше других региональных. Мои одноклассники поступили в БГМУ (Уфа) и УлГУ (Ульяновск) и, по ощущениям, у них там все такое же. Но цена на обучение ниже. Я бы хотела сконцентрироваться на учебе, но эти 200 тысяч не дают мне покоя. Мало того, что за обучение платить, так еще и нужно за общежитие и жизнь в Казани в целом. А она вообще недешевая, – признается студентка Регина нашему изданию. 

В этом учебном году стоимость обучения в КГМУ на лечебном деле составляет 375 тысяч рублей, в КФУ – 318 тысяч, согласно информации с сайтов. Цены, конечно, кратно ниже, чем в Москве, но для региона это очень высокая стоимость. Регина делится, что много слышала и читала хорошего о Казани, поддержке врачей и престижности ВУЗа. Однако деньги, которые сейчас платят студенты, не стоят того, что дают в университете.  

Придерживается этого мнения и выпускница факультета «Психологии» КФУ Эльза, с которой нам удалось побеседовать.  

– У нас непрофильное медицинское образование. Возможно, от этого знания дают не очень хорошо, многое приходится изучать самому, потому что что-то дается урывками, где-то часть работы отдают на дополнительное изучение. Наши бюджетники сверхлюди. Но, возможно, им стоило попытаться пройти в другой ВУЗ. Не могу уверенно сказать, что стоимость равна качеству здесь, – делится девушка.  

Хочется отметить, что несмотря на высокие ценники спрос на казанские университеты все же есть. Количество абитуриентов стабильно растет, в то время как количество учебных мест остается на месте или даже сокращается. Слова Валентины Матвиенко о том, что стране не нужно так много студентов вузов, а нужны рабочие специальности, наталкивают на мысль о том, что в скором времени места урежут еще сильнее. А значит конкурс станет труднее.  

Зарплаты получше, но деньги улетают только так 

Что же по итогу получают медработники и врачи при выпуске? Миграционный поток из соседних регионов в Казань подтверждает мысль, что город остается привлекательным местом для работы у врачей. Как правило в Татарстан приезжают из соседних Удмуртии и Башкортостана, а также Поволжья.  

Зарплата медработника строится, как правило, из двух частей: оклада (она же ставка, примерно 1/3 итоговой зарплаты) и надбавки (компенсационная выплата). Последняя может превышать 100% от оклада. То есть если зарплата у сотрудника, например, 75 тысяч до вычета, а оклад составляет условные 25 тысяч, то надбавка составит 50 тысяч рублей (200%). К окладу и надбавке могут добавляться так называемые стимулирующие выплаты. Их дают за работу в сложных условиях, например, в арктической зоне, непрерывный стаж, интенсивность труда, какой был в COVID, и другие. Почему сразу не сделать нормальный оклад врачам – непонятно. Они сами задаются этим вопросом, но также остаются без ответа. 

Тем не менее республика старается поддерживать врачей деньгами. В сентябре 2025 года медработникам проиндексировали оклады – они повысились на 3 тысячи рублей. Теперь ставки будут следующие:  

  • Санитарка, младшая медсестра – 25,6 тысячи рублей
  • Медсестра, фельдшер, фармацевт – 27,7 тысячи рублей 
  • Педиатры, участковые врачи – 33 тысячи рублей
  • Анестезиолог, патологоанатом, судмедэксперт – 34,6 тысячи рублей
И другие. 

Когда мы начали шерстить сайты по поиску работы, то увидели, что зарплаты и условия, которые предлагают врачам, и правда лучше, чем в соседних регионах. Средние зарплаты в вакансиях медсестер и медбратьев в республиканских больницах держатся на уровне 55-60 тысяч рублей до вычета НДС. Зарплаты фармацевтов предлагают примерно такие же или чуть меньше – 50-55 тысяч рублей

Зарплаты санитарок сохраняются на том же уровне, что и в других регионах – 35-40 тысяч рублей. У врачей же заработная плата – на уровне 90-100 тысяч рублей. В частных фирмах и того выше.  

Тем не менее не стоит ориентироваться только на информацию с таких сайтов, потому что порой там могут висеть призрачные вакансии или описаны условия, не соответствующие реальности. Согласно данным с сайта «Город Работ», средняя предлагаемая з/п врачей по республике в 2025 году составляет лишь 90 тысяч рублей. Медианная еще ниже – 80 тысяч рублей. Тем не менее, это все еще лучше, чем в соседних регионах. В Башкирии медсестрам в среднем предлагают 50 тысяч рублей, врачам – 86. В Удмуртии медсестры могут получить около 57,5 тысяч в среднем, врач – 75 тысяч рублей.  

Следующий герой, который решил поделиться тонкостями работы в Татарстане, Руслан, врач-ортопед. Переехал в Казань из Нижнего Новгорода после ординатуры. Признается нашему изданию, что до переезда бывал в городе на открытии Универсиады и со школьной экскурсией. И настолько восхитился городом, что решил переехать после учебы. Сперва все шло своим чередом, но инфляция и экономические проблемы резко встали во весь рост. 

– Казань, может, и дает хорошие зарплаты, но они улетают только так. Когда я только переезжал в Казань, в 2014 году примерно, жить еще можно было. Работы хватало, развлечений было не так много, да и в целом в магазинах все было доступно. Но за последние лет шесть город сошел с ума. Я не купил здесь квартиру, а съем подорожал очень сильно. Поэтому я подумываю над тем, чтобы с невестой вернуться в Нижний. По крайней мере, там родственники будут под боком, уже полегче, – говорит Руслан. 

Он признается, что на его глазах Казань действительно расцветала. Однако в последние годы ее, как Москву и Санкт-Петербург, приходится покорять. Амбициозных людей много, немало и тех, кто со связями, поэтому сейчас пробиваться все труднее.  

– Республика перестала быть спокойной. В ней постоянно что-то происходит, я устаю от перекрытий дорог, стройки, каких-то проверок. Когда приходится возвращаться из Нижнего обратно в Казань, то приходится себя уговаривать. Дома красиво и тихо, работа у врача всегда найдется, но денег будет сохраняться больше. Мы думаем над семейной ипотекой. И в Казани вряд ли мы сможем ее потянуть – хочется не просто каждую копейку скидывать на погашение, но и жить как-то, – подытоживает Руслан. 

Система и есть наш враг 

Но зарплаты – это лишь полбеды. Врачи на регулярной основе сталкиваются с проблемами непосредственно в больницах. Причем их доставляют пациенты, Минздрав и собственное руководство. Еще одной историей врача из региона решила поделиться с нами Диляра, участковый терапевт из Альметьевска.  

– Вообще я казанская, но училась в Ижевске, в ИГМУ. Учиться было сложно, как и в любом меде, но я была готова к этому. Тяжело приходилось с работой, потому что в некоторых больницах расходников нет, правила СанПина много нарушают, где-то коллектив с гнильцой, но основа везде одна – работаешь много, если хочешь позволить что-то. Когда я училась, родители взяли ипотеку на комнату в общаге, чтобы жить как-то лучше, а выплачивали мы напополам. И, чтобы платить, устроилась на четвертом курсе на две работы – в РКБ санитаркой и фармацевтом. Всякое тогда видела, пациенты разные были, но на них внимания особо не обращала, надо было работать. В одном месте не вытянула бы – деньги с нее уходили на платеж, а на остаток я жила, – рассказывает Диляра.  

Окончила университет в 2017 году и после вернулась в Татарстан, уехала в Альметьевск работать терапевтом. Объяснила тем, что отвыкла жить в большом городе, да и забот в столице больше. В Альметьевске она проживет следующие 5 лет, заведет семью, родит ребенка, разведется, продаст комнату в Ижевске, купит квартиру в Альметьевске, но не перестанет работать врачом. Однако в последние годы Диляра думает над тем, чтобы перейти на другую работу.  

– Не вывожу морально. Система везде одна и та же, и она съедает. Хоть ты в Ингушетию уедешь, хоть в Москву, хоть в Набережные Челны. Республика у нас заботящаяся, постоянно какие-то надбавки делают, аппаратуру стараются обновлять. Держат в тонусе так сказать. Но Минздрав не про людей. Осмотреть пациента за семь минут, поставить диагноз, отправить его туда или сюда, заполнить тонну бумажек. Мы не можем выполнять свою работу просто так, много сопутствующей бюрократии. Почему врач у нас не может быть врачом? Я истощена. Пациенты требуют моего внимания даже после работы, а элементарно спасибо не говорят. Хотела бы уйти в психиатрию, отучиться в ординатуре, но мне нужно воспитывать дочь. Я не потяну ребенка, работу и образование. Вернее потяну, но от меня уже ничего не останется. Скорее всего, уйду куда-нибудь, где спокойнее. Хотя бы в массажистки, – делится мыслями Диляра. 
– Постоянная текучка кадров в РКБ. Медперсоналу выпадают серьезные нагрузки. К нам приходят много девочек и мальчиков с вузов, но не все готовы к тому, что их ждет. Пациент может обматерить, они могут весь день носиться туда-сюда. Под конец на них сорвется такой же уставший интерн. Не знаю даже, как в будущем собираются привлекать людей в больницы. У нас не уважают медиков, вообще. Воспринимают как данность, как хлеб в магазине. Сколько шуму было, когда яйца на пару рублей подорожали, но с нищенскими зарплаты у врачей все смирились, подытоживает женщина.  

Финал 

Пообщавшись с людьми, мы пришли к выводу, что да, привлекательность Татарстана – не миф. Республика подкреплена реальными деньгами, современной инфраструктурой и продуманными мерами поддержки, которые контрастируют с низкими зарплатами и устаревшей материальной базой по соседству. 

При этом, образ Татарстана как медицинского «рая» тоже не лишен изъянов. Республика сталкивается с собственной «головной болью»: риском «перегрева» кадрового рынка в столице, растущей конкуренцией и сохраняющимся кадровым голодом в собственных районах. Это не однозначная победа, а сложный обмен, где Татарстан решает одни проблемы, приобретая другие. 

Республика развивается семимильными шагами, деньги в нее приходят очень быстро, но так же быстро адаптировать все сферы жизни не может. И, по сути, Татарстан лишь облегчает проблему, в которой варится вся страна – бюджетникам из года в год все сложнее становится работать. Большое количество сопутствующей работы сбрасывается на плечи специалистов вместо того, чтобы дать им возможность выполнять свои прямые должностные обязанности. Страдают врачи, страдают пациенты. Систему пора лечить. 

Если вы медицинский работник и хотите поделиться своей историей, то присылайте им в наш бот.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное