Все мы помним вирусные видео, когда чиновников из разных городов сажали в инвалидные кресла и давали проверить в них пандусы и инклюзивность городов. Чиновники падали с кресел, не могли заехать – мы горько смеялись. Но то было давно – что может ответить на это Казань в 2025 году? Она ведь такая красивая, ухоженная, а в Татарстане в принципе решается проблема с ровными дорогами. Может, в ней и для колясочников все обустроено? Чиновников в кресла мы сажать не будем – а пройдемся сами вместе с людьми, которые ими пользуются. А также посмотрим на проблему с точки зрения туриста. Для начала – в чем главная трудность инвалидной коляски для человека? Она тяжелая. В среднем вес детской коляски варьируется от 6 до 16 кг. Есть и облегченные модели, которые могут весить 7 кг. Сам ребенок весит примерно столько же – масса может увеличиться до 10-15 кг, если он гуляет в зимней одежде или ему больше года. Ставки повышаются с инвалидной коляской. Ей пользуются чаще, не меняют в зависимости от сезона, она должна выдерживать вес взрослого человека, а не ребенка. В этом случае вес устройства достигает минимум 16-18 кг – ей надо быть прочнее, а потому практически все детали из облегченного пластика сменяются на металл. Возьмем для расчета средний вес человека в 65-70 кг. Вот и получаем, что сопровождающий, который катит коляску, должен передвигать минимум 80 кг. При регулярной практике можно приноровиться катить ее. А теперь представим, что ровной дороги нет. Она испещрена ямами, частые спуски и подъемы истощают сопровождающего. И если подъем может быть проще за счет того, что приходится только толкать, то спуск всегда будет сложнее. Мало того, что человеку самого себя надо удерживать в пространстве, сильнее напрягать суставы и мышцы, так еще и плавно скатывать те самые 80 кг. Если же человек без помощи других самостоятельно передвигается, ему приходится бороться не только с коляской, но и самим собой. Вспомните, как вы пытались научиться отжиматься или подтягиваться, и как это было трудно делать. Вам необходимо было преодолевать нехватку сил и вес собственного тела. Как это ни удивительно, но организму в этот момент нужно подстроить тело под то, чтобы самого себя поддерживать. Да, кресло помогает колесами и облегчает передвижение, но все это при стандартных данных. Когда человек выходит на улицу, появляется множество переменных – скользкая или разбитая дорога, крутой пандус без перил, высокие бордюры. А теперь к примерам. «Я бы вообще из дома никуда не выходила» Мы пообщались с людьми, которые имеют опыт использования коляски в Казани. Первая наша героиня – Карина. Она живет в Казани уже пять лет, и на несколько дней к ней приезжали родители и бабушка. Последней трудно передвигаться самостоятельно, поэтому было решено арендовать инвалидное кресло. – Я пробовала сидеть в коляске, и управлять ей было не так сложно. Но! Если бы такое случилось, что мне пришлось сидеть в коляске, не дай бог, конечно, я бы вообще из дома никуда не выходила. Потому что пандусы, которые стоят в магазинах, подъездах, не для инвалидов. По ним невозможно забраться своими силами, – рассказывает Карина. У семьи героини был классический туристический маршрут: ж/д станция Казань пасс. – Набережная – улица Баумана и все сопутствующие достопримечательности в первый день и поездка в Свияжск во второй. Девушка делится, что в центре практически нигде нет подходящих мест, чтобы было удобно и быстро заехать. Например, необходимо съехать с тротуара на проезжую часть, чтобы перейти дорогу. Но преодолеть этот спуск непросто, потому что на пути возникает очень неудобная кочка высотой в 5 см. Фото: спуск на Кремлевской Набережной – При переходе от Набережной ко Дворцу Земледельцев ничего нет – только лестница, – рассказывает героиня. Фото: Пруфы.РФ Проблемы возникают и с самой коляской – как мы и сказали, она очень тяжелая. Родители девушки постоянно на руках ее переносили через тяжелый участок, и только потом заново сажали в нее бабушку и ехали. Время от времени бабушке героини приходилось самостоятельно с палкой подниматься по лестнице, потому что на коляске с ней было не заехать. – Взрослому мужчине, может, не будет так трудно поднять коляску, но мне было тяжело. Когда мы приплыли в Свияжск, то капитан корабля попросил нас подождать, пока выйдут другие пассажиры, а потом позвал еще пару человек и они помогли папе спустить ее. Помимо нас, на корабле была еще девочка-инвалид, тоже на коляске, – рассказывает Карина. Galery3 Девушка делится, что несмотря на удобства, они не пожалели, что арендовали коляску – с ней было легче, чем просто с палкой. Но общественную среду надо однозначно улучшать. «Не понимаю, как ее не укачивает» Еще одна наша героиня – Елена Владимировна. Ей уже больше 80 лет, большую часть жизни она прожила в Казани. Последние пять лет ей приходится совмещать трость, ходунки и коляску для передвижения после перенесенной болезни. С нашей корреспонденткой она делится, что в последние годы на улицу выходит не так часто, как хотелось бы – живет она на верхних этажах, удается погулять только когда навещают родственники. Мы решили с ней выйти на прогулку, чтобы она показала нам наглядно трудности, с которыми сталкиваются колясочники. Проблемы начинаются уже на выходе из квартиры: коляску необходимо сперва сложить – она не помещается в узкий лифт хрущевки – потом расправить и пройти (!) через два лестничных пролета. Лифт начинается лишь на втором этаже. Елене Владимировне повезло, что она может спуститься с палкой сама. Пандусов в ее доме нет – коляски либо на руках доносить до лифта, либо на свой страх и риск оставлять на первом этаже. – Часто люди помогают. Если видят, что я стою с палкой и жду, пока выйдут мои, то подбегают и помогают с коляской. Всегда кто-то находится, – говорит Елена Владимировна. Следующее препятствие материализуется у подъезда – там нет адекватного ската вниз. Пандуса нет, только ступенька. Проход перед дверью занят машинами. Как колясочникам выходить вечером на улицу, если дорога заблокирована машинами, хочется спросить УК. Между машинами даже бочком трудно протиснуться, то что говорить о коляске. Фото: улица Каюма Насыри, Пруфы.РФ Наш путь лежит к пешеходной улице Каюма Насыри. Героиня объясняет, что это ближайшее место, до куда она может доехать. Оно тихое и по нему не ездят машины. Но чтобы до него добраться, необходимо преодолеть автомобильное движение. Машины паркуются аж в три ряда, между которыми надо успеть проскочить – по ним то и дело выезжают водители. Выезд на дорогу, по сути, единственный удобный вариант – к нему ведет плавный скат и неплохое дорожное покрытие. Ехать по тротуарной части трудно – в какой-то момент дорога обрывается и возникает крутой и разрушенный спуск. Фото: улица Каюма Насыри, Пруфы.РФ Далее остается просто ехать вглубь улицы. Местами есть ровные участки асфальта, но, по большому счету, дорожное покрытие изношено. Коляску на них трясет и приходится постоянно лавировать вправо и влево, огибая обнаженный неровный асфальт. – Заехать на тротуар не проблема, проблема по нему ехать. Кирпичная кладка местами плывет, постоянные спуски-подъемы. Не понимаю, как ее не укачивает, – делится дочь Елены Владимировны. Елена Владимировна предлагает съехать влево и двинуться к озеру Кабан. Тут нас снова встречает квест. С горем пополам пройдя парковку (опыт уже имеется), мы добираемся до проезжей части. Внимание, загадка! Перед вами два перехода – один оборудован знаком пешеходного перехода, плавными спусками, но не имеет зебры и скрыт деревьями, что ухудшает обзор водителям, которые проезжают мимо. Вариант второй, находится в 10 метрах – есть оборудованная зебра, нет деревьев, которые не закрывают обзор на пешехода, нет спуска и бордюр в 10 см. Что вы выберете? Galery Пропустив все машины, движемся по первому переходу – высокий бордюр нам не преодолеть. Выходим к озеру Кабан. Вдоль него можно дойти до старого здания театра Камала и нового. Обе дороги хрестоматийно со своими приключениями. Сперва пойдем к старому зданию театра Камала. Тут более удобная и обустроенная дорога, но с постоянным спуском. Вспомните то, о чем мы говорили в начале. Спускаться тяжелее, чем подниматься. Человеку, везущему коляску, нужно каждую секунду удерживать аппарат от стремительного ската. Мы попробовали это сделать и ощутили, как с непривычки горят мышцы на ногах и предплечьях. На фотографиях ниже вы можете видеть два варианта спуска – по левому, с первого взгляда, спуститься просто, он ровный и более плавный. Однако с ним возникают следующие проблемы: по нему постоянно проезжают самокатчики, на дороге находятся два люка, в крышке которых застревают колеса. Если человек попробует самостоятельно спуститься на коляске, то у него застрянет колесо в разбитой плитке. Фото: если приглядеться, то можно заметить, как посреди спуска справа, возле голубей, обрывается плитка – там яма, Пруфы.РФ – Я рада, что у меня есть возможность хотя бы так выходить. Да, тяжело. Подниматься с палкой до лифта трудно, нужно постоянно останавливаться. У меня еще с легкими и сердцем проблемы после пневмонии. Дышать нечем. У нас в доме есть лежачие и те, кто не может сам выходить гулять. Как представляю, как они мучаются, так перестаю жалеть себя, – говорит Елена Владимировна. По побережью передвигаться легче. Берег неплохо замостили, обустроили велодорожки, но периодически ямки все равно встречаются. Фото: дорога у театра Камала, Пруфы.РФ У театра Камала начинается трясучка – в некоторых местах плывет плитка, где-то она разбита. Приходится быть на чеку. Вид открывается красивый – на озеро и новое здание театра. До него добраться в первый раз трудно. Фото: дорога у театра Камала, Пруфы.РФ – Мы пробовали как-то до него доехать. Там страшно идти. Справа машины, а слева скат. Не удержишь – и коляска укатится в воду. Очень страшно. Мы в тот раз часа два потратили на то, чтобы добраться до него и вернуться, – объясняет дочь Елены Владимировны. Вывод Будем надеяться, что градостроители увидят этот текст и поймут, что город необходимо адаптировать под разные группы населения. Казань сама по себе ухабистая, но эти кочки можно приспособить для нормальной жизни – начать с нормальных пандусов в многоквартирных домах, магазинах и ключевых туристических мест, проложить плавный скат и уменьшить угол наклона. Galery2 Как правило, мы не замечаем отсутствие рамп, поскольку нам они не нужны. Периодически даже радуемся, что они не занимают место на лестнице. Но все это длится ровно до момента, пока не начинаем в них нуждаться. Мы, разумеется, никому не желаем столкнуться с тем, что приходится пересаживаться в кресло, но в жизни может случиться всякое. Болезнь, несчастный случай – что угодно. И лучше позаботиться заранее.