В условиях растущей конкуренции и интеграции региональных рынков товары и услуги из соседних республик становятся частью жизни. Чаще мы слышим про Татарстан, один из самых экономически развитых регионов России. Он активно взаимодействует с соседними субъектами, включая Башкортостан. Однако сегодня мы расскажем о том, как башкирские товары и компании нашли свое место на рынке Татарстана – от топлива и аптек до автобусов и пищевой продукции. Несмотря на конкуренцию с местными брендами, башкирские компании показывают, что войти на рынок можно, причем успешно. Давайте узнаем, какие башкирские товары уже стали частью жизни татарстанцев и как они завоевывают свою долю рынка. Башнефть Сеть АЗС Башнефть, входящая в структуру «Роснефти», одна из крупнейших в России. Она представлена преимущественно в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и других регионах Поволжья, Урала и Сибири. На АЗС предлагаются водителям следующие виды топлива: бензин (АИ-92, АИ-95, АИ-98), дизель (включая Евро-5) и сжиженный газ. Фото: скриншот с Яндекс Карт В Казани не так много АЗС от «Башнефти», горожане все-таки предпочитают использовать свои республиканские заправки. На периферии Татарстана АЗС также не вызывает большого интереса, местные отдают предпочтение Ирбису и «Татнефти». Тем не менее присутствие на рынке есть, конкуренция создается – вот что важно. Фармленд Следующий бизнес-гигант, который даст фору «Башнефти» по присутствию на рынке Татарстана – «Фармленд». Это одна из крупнейших аптечных сетей, основанных в Башкирии. Первый ее магазин открылся в 1997 году Мелеузе, дальше точки появились в Бирске и Кармаскалах. А по прошествии года аптека заработала в Уфе, откуда вышла уже на федеральный уровень. Сейчас аптеки башкирской сети представлены в восьми регионах страны – Татарстане, Удмуртии, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областях. Фото: скриншот с Яндекс Карт В одной только Казани работает более 120 аптек, от окраин Московского района до поселков Столбище и Усады. Всего они представлены в 35 населенных пунктах братской республики. Сода В какой город бы ты ни попал, в какую бы деревушку ни заехал, на полке продовольственного магазина тебя встретит она – сода. Такая родная глазу красно-желтая коробочка на 500 грамм подмигнет тебе с прилавка, а ты подумаешь: «Сейчас я далеко, но уже совсем скоро буду дома, в Башкирии». От Калининграда до Иркутска, от мыса Челюскина до Дагестана – везде нас будет ждать коробочка пищевой соды, которая и в готовке поможет, и плинтуса отмоет и вещи очистит. Фото из известного продуктового магазина, Пруфы.РФ Татарстан не стал исключением. В любом продуктовом магазине в отделе с бакалеей найдется заветная коробочка. В ноябре 2024 года стало известно, что пищевую соду внесли в реестр общеизвестных товарных знаков страны. Теперь она соседствует с «Газпромом», «Сбером», «Спортмастером», платежной системой «Мир» и другими, сообщила пресс-служба БСК. Напомним, что 3 марта Владимир Путин подписал указ об исключении БСК из перечня стратегических предприятий. В компании заявили, что на работе это никак не скажется – она продолжит получать заказы от государства и сохранит налоговые поступления. Подробнее читайте в материале нашей корреспондентки Кристины Ивановой. Белебеевский сыр Не будем выходить из продуктового магазина и посмотрим, что еще предлагают. Например, в молочном отделе. Здесь нас радушно желтым ценником встречает «Белебеевский сыр». Белебеевский молочный комбинат, который выпускает сыр, работает с 1932 года. У него широкая дистрибьюторская сеть в Поволжье, Южном Федеральном округе, на Урале и в других районах страны. Galery На самом деле, отыскать «Белебеевский сыр» в Казани – плевое дело. Этого здоровяка можно найти и в продуктовых Дальнего Востока. Galery2Продукция от «Башспирта» Еще одна востребованная продукция из Башкирии – алкоголь от «Башспирта». Этой продукции здесь не так много, можно найти лишь точечно в больших гипермаркетах. Причиной этому является «Татспиртпром», он является основным поставщиком алкогольной продукции в республике и не дает пройти дальше себя «Башспирту». Это подтверждается информацией с сайта «Башспирта»: в Татарстане компания распространяет свои товары через федеральные торговые сети. Но, как и в случае с «Башнефтью», похвально, что компания пытается зайти на рынок и держит какие-никакие, но продажи. НефАЗ НефАЗ (Нефтекамский автозавод) – российская компания, основанная в 1977 году в Нефтекамске. Она специализируется на производстве автобусов, грузовиков, прицепов и спецтехники. Одним из крупнейших акционеров НефАЗа является татарстанский «КамАЗ». Именно для него в 70-е годы создавался «НефАЗ», чтобы укомплектовывать запасными частями и деталями. Основная продукция включает городские и междугородные автобусы – НефАЗ-5299, самосвалы на шасси КамАЗ, а также технику для нефтегазовой и строительной отраслей. Продукция экспортируется в страны СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки. Но что в Татарстане? Фото: красный автобус производства НефАЗ, Пруфы.РФ Если при посещении Казани видели вы красные автобусы с выступом на крыше, то знайте, они – производства Башкирии. В октябре 2024 года НефАЗ отчитался, что поставил в Казань сразу 40 новых автобусов НЕФАЗ-5299-40-57. Тем не менее компания не собирается на этом останавливаться – в планах поставить из Башкирии в Татарию 157 низкопольных газомоторных автобусов. Мэр Казани Ильсур Метшин отмечал, что на башкирские автобусы приходится 80% всех перевозок Казани. Выводы Наличие башкирских товаров и услуг на рынке Татарстана – хороший пример успешного межрегионального сотрудничества и здоровой конкуренции. Несмотря на сильные позиции местных брендов вроде «Татнефти» и «Татспиртпрома» компании из Башкортостана смогли занять свою нишу. Например, «Башнефть» создает конкуренцию на рынке топлива, а «Фармленд» активно развивает аптечную сеть, предлагая жителям Татарстана качественные товары и услуги. Пищевая продукция, такая как знаменитая башкирская сода и «Белебеевский сыр», уже стала привычной частью ассортимента местных магазинов, а автобусы от «НефАЗа» играют ключевую роль в транспортной системе Казани. Анализируя ситуацию, можно сделать вывод, что присутствие башкирских товаров в Татарстане не только укрепляет экономические связи между регионами, но и способствует повышению качества продукции за счет конкуренции. Однако для дальнейшего расширения влияния башкирским компаниям необходимо учитывать специфику местного рынка и предпочтения потребителей. Например, в случае с «Башспиртом» основным барьером остается доминирование «Татспиртпрома», что требует более гибкой стратегии продвижения. В целом успешное внедрение башкирских товаров в Татарстане демонстрирует, что межрегиональное сотрудничество может быть взаимовыгодным. Оно не только стимулирует экономическое развитие обоих регионов, но и обогащает потребительский рынок, предлагая жителям больший выбор качественных продуктов.