Дотации для выравнивания бюджетной обеспеченности – это безвозмездные и безвозвратные перечисления денег из федерального бюджета субъектам РФ без установления направлений и условий их использования. У таких дотаций нет целевого назначения: на что не хватает денег, на то регион и может их потратить. Это может быть и ремонт дорог, и строительство больниц. Традиционно получателями безвозмездных дотаций становятся регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока, так как из-за высокого прожиточного минимума и транспортной недоступности им требуется больше средств на выполнение социальных обязательств. Теперь к ним присоединилась и наша республика. Регион-реципиент Башкортостан всегда считался опорным регионом Российской Федерации и был одним из регионов-доноров, но по итогам 2016 года потерял этот статус и попал в список реципиентов. – Это не значит, что мы полностью дотационный регион. Перераспределение средств идет иначе, все несколько сложнее, – говорит Людмила Родионова, завкафедрой «Финансы, денежное обращение и экономическая безопасность» УГАТУ. – Те же саммиты БРИКС и ШОС были проведены в основном на средства из регионального бюджета. Республика больше отдает в федеральный бюджет, чем оставляет в региональном. При этом в правительстве региона недавно заявили, что к 2020 году РБ может полностью отказаться от федеральных денег и стать самодостаточным регионом. Правда для этого, как отмечал Рустэм Марданов, республике дополнительно потребуется 17 млрд рублей. Интересно и то, что сегодня бюджет республики профицитный. И если в конце года остаются деньги – 10 млрд рублей по итогам 2017 года, то зачем нам дотации? По словам бывшего замминистра финансов РБ Рината Баширова, глава республики «выставляет профицит бюджета как хорошо работающий механизм». – Сколько у нас нужд, на которые можно потратить деньги, что творится в больницах, учебных заведениях. Было сокращено много школ, больниц, люди не получают эффективных услуг. Где выполнение тех же майских указов? Профицит – очень негативный критерий для правительства. Это значит, что правительство не смогло его спрогнозировать, и кичиться профицитом я постыдился бы. Профицит бюджета появляется тогда, когда ты деньги не можешь отработать и не можешь под них подготовить ресурсы. Кому сколько дадут? В этом году республика получит из федеральной казны 16,43 млрд рублей. Это на 4% больше, чем в прошлом. Тогда в Башкирию направили 15,79 млрд. Больше всего дотаций получат Дагестан (59,07 млрд), Якутия (43,94 млрд), Камчатский край (39,36 млрд), Алтайский край (27,13 млрд), Чеченская Республика (27,08 млрд). Значительные суммы также выделят Ставропольскому краю (19,2 млрд), Бурятии (18,3 млрд) и Крыму (17,71 млрд). Без дотаций останутся Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Это регионы-доноры, которые в федеральный бюджет отчисляют денег больше (в виде налогов), чем получают. Часть их доходов уходит на поддержку регионов-реципиентов. К ним относят финансово-экономические центры (Москва, Петербург), сырьевые, экономически и промышленно развитые регионы, то есть все те, кто «крепко стоит на своих ногах» и может обеспечить финансирование госуслуг выше установленного минимума без вливаний из федерального бюджета. Нас кормит Татарстан? Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин выражал недовольство тем, что республика остается в числе главных регионов-доноров в стране. Это означает, что в том числе и за ее счет кормятся те регионы, которые сейчас не в состоянии зарабатывать деньги даже на самообеспечение. Мухаметшин подчеркивал, что огромные средства, которые республика отдает в федеральный бюджет в виде налогов, обосновывают участие Татарстана во всех возможных программах. Благодаря этому деньги идут обратно в регион и работают на него. Так, Татарстан подал заявку на получение из государственной казны 56,4 млрд рублей, которые республика планирует освоить в рамках 21 государственной программы. – Татарстан может позволить себе софинансирование этих программ, у него собственная огромная доходная база. Регион сохранил свой нефтехимический комплекс. У нас нет таких ресурсов. Добыча нефти у «Татнефти» в 2,5 раза выше «Башнефти». Это другой уровень доходов, – говорит Ринат Баширов. – У Татарстана есть средства, не связанные с бюджетом напрямую, есть собственные источники: и эффективное руководство, и сохранение крупнейших предприятий в собственности республики. У нас же, наоборот, тенденция все раздать, отдать. Татарстан умело привлекает федеральные деньги и умеет разговаривать с инвесторами. Целевые субсидии прошли мимо нас Деньги из федерального бюджета выделяются не только на выравнивание экономики, но и на реализацию конкретных государственных программ в регионах. – Есть дотации, связанные с выполнением каких-то федеральных программ. Вспомнить те же Национальные проекты (Приоритетные национальные проекты «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство» – прим. ред.), – говорит Ринат Баширов. – Деньги выделяются и в зависимости от количественного состава проживающих в регионе. По этому показателю мы получим больше, чем та же Костромская область, это объективные причины. Чтобы получить целевые деньги, нужны заявки от профильных министерств. Однако наши министры, кажется, в этом совсем не заинтересованы. Например, федеральные субсидии на развитие мясного скотоводства. Их республика не получала, потому что Минсельхоз попросту не стал оформлять необходимые документы. Об этом нам рассказал директор племенного коровника мясокомбината «Сава» Рамиль Халиуллин. В 2016 и 2017 годах республика, не выполнив федеральные условия, вновь осталась без денег. 20 млрд рублей получили 40 регионов с лучшими результатами по социально-экономическому развитию. А одну из самых крупных сумм из бюджета – более 1,67 млрд рублей – получил, как не трудно угадать, Татарстан. Получается, Башкортостан не в состоянии привлечь деньги из государственной казны на конкретные цели только потому, что чиновники не предоставляют необходимые документы, заявки и показатели Москве. Азамат Галин, предприниматель, общественник: – Бюджет республики «просел», и привели к этому управленческие ошибки Хамитова. Когда ему указывали на то, что экономика уже захлебывается, он ругал Муртазу Рахимова, обвиняя во всем его. Выстроенный процесс управления был разрушен его бесконечными кадровыми ротациями. В управлении оказывались случайные люди. С 2010 по 2017 год рекордное количество предприятий стало банкротами. Заносили Хамитову список организаций, он смотрел показатели и говорил: «Плохо. Ликвидируйте». Была утрачена вся экономическая база, и предприятия потеряли ориентиры. Второе – это майские указы (указы Владимира Путина, подписанные им в день вступления в должность президента в 2012 году и направленные на повышение зарплат бюджетников – прим. ред.). Федеральный бюджет вынужденно компенсирует потери республики. Если этого не делать, бюджетники просто останутся без зарплат. Даже поверхностный анализ указывает на то, что прямая ответственность за развал экономики лежит на Хамитове.