Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» провели первое исследование, посвященное туристической привлекательности регионов страны. Авторы планируют сделать «Национальный туристический рейтинг» периодическим и публиковать его результаты несколько раз в год. Башкирия попала во вторую по привлекательности группу регионов страны. С 48,1 балла наш регион занимает 20-е место в Национальном туристическом рейтинге. Башкирии не хватило чуть-чуть, чтобы попасть в первую группу регионов, набравших более 50 баллов. Это не удивительно, считает ведущий менеджер ООО «Тенгри» (занимается экологическим туризмом на Южном Урале) Алина Кудакаева. Дело в том, что концепция развития туризма в Башкирии, которая должна еще быть утверждена Ростуризмом, принималась с трудом. «Только-только начали понимать, что туризм - это отрасль экономики, в которую нужно вкладывать деньги, - поделилась Алина Кудакаева. - Последние годы туризм постоянно переходил из рук в руки, то им заведовал Минспорта, потом стал курировать госкомитет, далее создали специальное агентство, через год снова вернули к госкомитет по предпринимательству и туризму». Хотя Башкирия – уникальный регион, считает собеседник Proufu.ru, здесь компактно расположены несколько природных зон: горы, степь, лес, и развивать можно как оздоровительный, так и различные виды экологического туризма. «На прошлой неделе прошло заседание госкомтуризма, - отмечает Алина Кудакаева. – Медленно, шажочками, но ситуация сдвигается с места. Концепция развития туризма принята. Решено, что наш регион должен активно представлять свои туристические возможности на знаковых выставках отрасли». Между тем, отмечается экспертами в исследовании, существует проблема с освоением средств, выделенных регионам в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Реализация судьбоносной для отрасли ФЦП, призванной повысить туристическую привлекательность России в целом, во многих регионах «забуксовала». Это связано, в том числе, и с непростой экономической ситуацией, в которой оказалась Российская Федерация: две трети средств на реализацию ФЦП по туризму – частные инвестиции, их необходимо привлечь на местах, а с этим сейчас объективные трудности. Генеральный директор ЦИК «Рейтинг», руководитель проекта «Национальный рейтинг» Арсен Аристакесян так прокомментировал появление первого рейтинга: «Национальный рейтинг туристической привлекательности регионов – это наша попытка рассказать россиянам о России. Необъятной, красивой, интересной, самобытной… К сожалению, у нас пока нет культуры путешествий по собственной стране. На месте региональных ведомств по развитию туризма или других заинтересованных лиц я не стал бы переживать, если они увидят «свой» регион ниже, чем ожидалось. Дело в том, что потенциал российских регионов (за очень редким исключением) настолько еще не реализован, настолько россияне пока не используют собственное богатство, что складывается впечатление, что российский туризм – везде: в Сибири, на Урале, на Кавказе, на Дальнем Востоке – только в самом начале пути. Но прежде чем бороться за мировую популярность, для начала нужно отвоевать собственных туристов у зарубежных курортов – и сейчас, в силу обстоятельств, у российского туризма такая возможность есть. Отмечу также очевидную необходимость для каждого региона – создание собственного туристического бренда. Для этого нужно консолидировать все силы на местах, чтобы разобраться, что и как «продвигать»: это возможно только при наличии адекватной программы, принятой на региональном уровне и, что немаловажно, имеющей внятную коммерческую перспективу». Справка Место в Национальном туристическом рейтинге определялось такими критериями: 1. Уровень развития туристического бизнеса (на душу населения: общее число мест в гостиницах; число жителей, занятых в сфере туризма); 2. Оборот туристических услуг (количество рублей, заработанных в сфере туризма, на каждого жителя региона); 3. Популярность региона у россиян (по количеству ночевок в гостиницах); 4. Популярность региона у иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах); 5. Туристическая уникальность (рейтинг достопримечательностей и курортов – по данным ЮНЕСКО, материалам СМИ и экспертным оценкам); 6. Экологическое «здоровье» региона; 7. Криминогенная ситуация (количество преступлений на тысячу жителей); 8. Развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры; 9. Популярность региона как туристического бренда в Интернете (количество запросов в поисковых системах; количество публикаций на русском и английском языках). По каждому из критериев – на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики – была подготовлена таблица и проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла.