Фото: Пруфы.РФ
Житель Новосибирска на .Новый год столкнулся с ситуацией, которая всё чаще становится типичной для клиентов крупных банков: его личные, бытовые переводы были расценены алгоритмами как подозрительная активность, что привело к полной блокировке всех карт и счетов. Теперь, чтобы вернуть доступ к собственным средствам, ему придётся проходить длительную процедуру разблокировки.
История началась 29 декабря. Мужчина решил сделать другу новогодний подарок — перевёл ему 15 000 рублей. Затем, уже в предпраздничной суете, он попросил нескольких знакомых вернуть старые небольшие долги по 5-6 тысяч рублей. К 30 декабря на его счёт поступило четыре таких перевода.
Ранним утром 30 декабря, в 03:39, на телефон клиента пришло скупое SMS от Сбербанка: «Ваши карты заблокированы на основании п.9 ст.9 №161-ФЗ, так как нарушен п.1.11 приложения 1 к Условиям банковского обслуживания». Обращаться за разъяснениями банк предложил в офис.
В претензии, направленной в банк, мужчина подробно описал ситуацию и выразил недоумение: «Я не представляю, по какому принципу Сбербанк счёл эти операции подозрительными. Все операции соответствовали целям личного потребления — это был новогодний подарок и возврат давних личных долгов».
Пункт 1.11 Условий обслуживания, на который ссылается банк, запрещает операции, которые могут быть расценены как сомнительные в контексте законодательства о противодействии отмыванию доходов. На практике под это определение часто попадают цепочки переводов между физическими лицами, особенно если они совершены в короткий период времени. Финансовые алгоритмы, анализируя такие операции, могут интерпретировать их как «круговые переводы» — схему, иногда используемую для незаконного обналичивания или ухода от контроля. Однако в данном случае, как утверждает клиент, речь шла исключительно о житейских ситуациях.
Данный случай — не единичный. Всё чаще клиенты банков, особенно крупнейших, сталкиваются с автоматическими блокировками из-за алгоритмов, которые настроены на гипертрофированную подозрительность. Особенно уязвимыми оказываются моменты повышенной финансовой активности — перед праздниками, при расчётах за крупные покупки или при сборе средств на общие цели.
Клиент требует от банка провести повторную проверку причин блокировки с учётом человеческого фактора, немедленно восстановить доступ к средствам, если нарушения не будут подтверждены, и предоставить письменное и конкретное обоснование, какие именно операции и почему были признаны подозрительными.
Пока же его средства остаются замороженными, а разрешение ситуации зависит от скорости реакции банка и его готовности рассматривать претензию не формально, а по существу. История жителя Новосибирска в очередной раз ставит вопрос о необходимости более гибких и прозрачных механизмов контроля со стороны финансовых учреждений, чтобы обычные граждане не становились заложниками борьбы с финансовыми преступлениями.
Читайте также
- «Стране не нужны барбершопы, сомелье и грумеры». Экономист рассказал, что будет с малым бизнесом и что ждет Россию в 2026 году