пришлите новость

WhatsApp Telegram

Башкирской ОЭЗ «Алга» пять лет – как республика путает отчеты, чтобы скрыть провал

12:00, 31 октября 2025

Смотрим отчеты и разбираемся, в каком состоянии зона

Башкирской ОЭЗ «Алга» пять лет – как республика путает отчеты, чтобы скрыть провал
Фото: пресс-служба ОЭЗ "Алга"

В Татарстане в 2005 году появилась особая экономическая зона «Алабуга». Республика наряду с Липецкой областью взяла на себя смелость стать первым подобным проектом в новейшей истории России. Сегодня «Алабуга» является одной из крупнейших и ведущих ОЭЗ. 

На территории Башкортостана аналогичная зона появилась спустя пятнадцать лет. Её назвали «Алга», что значит «Вперед» – это любимое слово Радия Хабирова, он часто употребляет его в выступлениях и называет им разные проекты. Пять лет хороший срок, чтобы понять, смогла ли «Алга» оправдать своё название? Мы решили сравнить опыт «Алабуги» и первые итоги башкирской «Алги». И пришли к интересным результатам. 

«Оффшорные островки» 

Что же такое особая экономическая зона? Почему она особая и почему так привлекает бизнес? 

В буквальном смысле это внутренние российские «оффшорные островки». То есть часть территории в регионе, на которой действует особый правовой режим для ведения бизнеса. Государство строит на них всю необходимую инфраструктуру, дороги, коммуникации. Бизнес освобождается от налогов на имущество, землю, транспорт, получает льготы по налогу на прибыль, страховым взносам, таможенным пошлинам. Единственное, что обязан сделать инвестор – вложиться в создание крупных высокотехнологичных производств, дать людям работу, двигать на мировой рынок конкурентоспособную продукцию, а с недавних пор активно включиться в импортозамещение и достижение технологического суверенитета страны. Вот, если вкратце, суть особых экономических зон. 

Справедливости ради надо отметить, что это не какой-то уникальный российский опыт. Такие примеры есть во многих странах мира. В России же первые зоны с особыми льготами для предпринимателей появились ещё на заре «перестройки». Например, «Янтарь» в Калининградской области – свободная экономическая зона, образованная в 1991 году и действующая поныне. 

В «нулевые» особые зоны стали одним из приоритетов инвестиционной политики России. В январе 2005 года Владимир Путин, находясь в Новосибирске, дал поручение внести в Госдуму проект закона об особых экономических зонах. В июле того же года закон был принят и подписан Президентом. Так появились первые ОЭЗ – «Липецк» в Липецкой области и «Алабуга» в Татарстане.  Обе они по сей день являются лидерами федерального рейтинга особых экономических зон – занимают первое и второе места соответственно. Башкирская «Алга» же за прошлый год улучшила позиции в этом рейтинге и переместилась с 8 на 7 место. И это вполне приличный результат для молодой ОЭЗ. 

Алга, «Алабуга»! 

«Алга» состоит из пяти обособленных территорий на площади 763 га. Первая и вторая площадка располагается в Ишибмайском районе, третья и четвертая – в Стерлитамакском районе. Еще одна площадка – технопарк «Уфимский» – расположена в Уфимском районе. Вы могли ее видеть, если ехали в город по южному обходу. 

Согласно информации с сайта ОЭЗ, резиденты зоны в основном специализируются на следующих отраслях: легкая, химическая и нефтехимическая промышленность, приборостроение, переработка сельскохозяйственной продукции, а также деревообработка. Сейчас на территории ОЭЗ работает 24 компании, а общий объем инвестиций составляет 62,4 миллиарда рублей. Об этом сообщал министр промышленности республики Александр Шельдяев. Запомните эти цифры, позже мы к ним вернемся. 

Скорее всего, вы даже не слышали об этих компаниях, если не работали с ними напрямую. Наиболее популярные товары делают предприятия по пошиву: производственное объединение «Аркада» шьет униформу для РЖД, «Башкирской содовой компании» и других. Также есть отдельная швейная фабрика, создающая спортивную одежду ZASPORT. Более подробный список резидентов можете посмотреть на фото ниже. 



Фото: резиденты ОЭЗ «Алга», скриншот с сайта ОЭЗ


Татарстанская «Алабуга» растянулась в границах сразу трех городов – Набережных Челнов, Нижнекамска и Елабуги. По имени последнего зона, к слову, и названа. «Алабуга» – это тюркское прочтение имени города. За двадцать лет существования она значительно разрослась – площадь достигает почти четырех тысяч га. Действует в этой зоне по нашим подсчетам 43 организации, еще 11 – реализуется. Всего же в зону привлекли 71 резидента, однако места и инфраструктура для остальных еще создается. По большому счету, работают в «Алабуге» крупные предприятия Татарстана и Поволжья. Это и «дочка» «Татнефти» «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно», а также «Татпластик», «Татцемент» и прочие. Среди резидентов есть и дочерняя компания «Транснефти». 

Сразу высматриваем первые отличия от «Алги». В татарстанской зоне много компаний с большим денежным оборотом – за 20 лет инвесторы удостоверились, что в ОЭЗ можно работать и развивать крупные проекты. Башкирия же пока работает с субъектами среднего бизнеса. 



Фото: резиденты ОЭЗ «Алабуга», скриншот с сайта ОЭЗ


Еще одно отличие – в «Алабуге» также работает собственный университет – Алабуга Политех. Можно отучиться на технические, экономические, IT-специальности и другие. Татарстан любит растить и поддерживать собственные кадры, а потому организация собственной кузницы сотрудников была закономерна. Образование в первый год бесплатное, со второго курса студенты платят самостоятельно после того, как каждого трудоустраивают на предприятия ОЭЗ. Как заявляют в политехе, получают абитуриенты в среднем 50 тысяч рублей

Кручу, верчу, запутать хочу!  

Теперь перейдем к самому интересному – цифрам. Начнем с приятного, а после поговорим о неутешительном. Ниже мы подготовили сравнительную таблицу с льготами, которые предлагают «Алга» и «Алабуга» для своих резидентов. 

5197371450405811515.jpg  

Фото: сравнительная таблица по налоговым льготам, Пруфы.рф

Можно заключить, что «Алабуга» предлагает более выгодные и, что ключевое, стабильные условия для крупных экспортеров. «Алга» же предстает больше региональным игроком с привлекательными условиями для узкого круга проектов, где льготы по аренде и локация на данный момент являются определяющими. 

Мы заостряем на этом внимание, потому что в бизнес-плане, который подготовили в начале работы, «Алга» заявляла, что все вложенные инвестиции отобьются за счет налогов. Напомним, регион вложил деньги в создание инфраструктуры ОЭЗ: дороги, коммуникации, энергоснабжение и т.д. Это инвестиция государства. В ответ оно ожидает, что резиденты начнут производить товары, получать прибыль и платить налоги. Эти будущие налоговые поступления и есть возврат за вложения. Согласно плану, до 2029 года предполагалось сделать следующее: 

  • С 2020 года, когда объем инвестиций составлял всего 557 миллионов рублей, к 2029 году собирались добиться накопленного объема в 123,8 миллиарда рублей. Пик инвестиционной активности по планам должен прийтись на 2024-2026 годы.
  • Выручка резидентов с нуля должна была достичь 452,7 миллиарда рублей к 2029 году.
  • Налоговые поступления прогнозировались к резкому увеличению с 0,14 миллиона рублей в 2020 до 69,3 миллиарда рублей накопленным итогом к 2029 году. Примечательно, что львиная доля (свыше 99,9%) уплачивается именно резидентами, а не управляющей компанией.
  • ОЭЗ собиралась создать 3000 рабочих мест, причем основной скачок произошел бы в 2022 году.

Планы что ни на есть наполеоновские. Но стоит отметить вот что. Количество резидентов по плану перестает расти после 2027 года, выходя на «плато» в 17 компаний. Это громкий сигнал тревоги, указывающий на то, что привлекательность зоны для новых инвесторов может быть ограничена или свободные площадки будут исчерпаны. Резкие всплески и падения по инвестициям (с 27 миллиардов в 2024 до 2,3 миллиарда в 2029) и по созданию рабочих мест вызывают вопросы. Это может говорить о том, что в ОЭЗ собирались запустить 1-2 крупных проекта, а не обеспечить устойчивый поток инвесторов. 

Что еще интересно, финансирование из бюджетов субъекта и муниципалитетов полностью прекращается после 2024 года. Это создает риски для дальнейшего развития инфраструктуры, которая будет зависеть только от средств управляющей компании, чьи вложения, согласно таблице, нулевые. 

Тем не менее план и реальный результат – разные категории, необходимо проверить, удалось ли реализовать заявленное. Еще несколько лет назад эффективность накопленных текущих инвестиций по экономической зоне по году у «Алги» была достаточно низкой. И она не зависит от того, сколько лет существует ОЭЗ. Неважно, 5 лет или 15 – эффективность в любом случае должна быть, в идеале – в соответствии с поставленным планом. 

Проанализировав отчеты Минэкономразвития с 2020 по 2024 годы по работе всех ОЭЗ в России, мы наткнулись на следующую статистику. В 2020 году показатели эффективности функционирования у «Алабуги» составляли 97%, у «Алги» – 62%. 

  • В 2021 году 100% и 74,1% соответственно
  • В 2022 году 100% и 30% соответственно
  • В 2023 году 100% и 89% соответственно
  • В 2024 году 100% и 73% соответственно
Можно проследить, что сперва Башкирия по этому показателю была чуть выше середины и даже внизу. Но через год произошел неожиданный рост и показатель эффективности у «Алги» подскочил. Казалось бы, да, амбициозный план сработал, и резиденты смогли выйти на крайне высокую прибыль. Объяснить это можно было бы просто – в 2022 году после известных нам событий у России возникла потребность в импортозамещении. И «Алга», судя по новостям, смогла эту нужду закрыть. Но не совсем так. 

В отчетах ОЭЗ и заявлениях госСМИ Башкирии постоянно происходит путаница. В отчете за 2023 год в ОЭЗ заявили, что компания сотрудничает с 21 компанией, а общий объем инвестиций составляет порядка 62 миллиардов рублей. По бизнес-плану же эти показатели должны были составить 27,7 миллиарда. То есть можно сделать вывод, что план выполняют с очень большим опережением. Но Минэкономразвития заявил лишь о 89% привлеченных средств. 

Сдается нам, что началась игра с формулировками, поскольку главное информагенство республики «Башинформ» пишет, что в производство вложат уже 65 миллиардов и это только «позволит создать более 2700 тысяч рабочих мест». В будущем. То есть можно предположить, что те самые 60 миллиардов – это те деньги, которые ОЭЗ только собирается получить с резидентов. 

Это же подтверждение находится и в количестве рабочих мест – согласно отчету Минэкономразвития за 2023 год, суммарно за время работы ОЭЗ было создано только 469 рабочих мест, а в 2024 – 857. Ни о каких 2700 речи еще не идет. 

Но формулировки – это лишь полбеды. Откуда же взялось то самое повышение с 30 до 89% в 2023 и небольшое снижение до 73% в 2024? Изучив отчеты за 2022 и 2024 год, мы обнаружили, что резко и сильно уменьшились планы по инвестициям. Смотрим: в 2022 году сумма инвестиций за год должна была за год дойти до 17,468 миллиарда рублей. За год же удалось привлечь только 488,3 миллиона рублей. Статистика крайне удручающая, особенно если учесть, что к этому времени уже собирались работать с 20,328 миллиарда рублей. Всего же было собрано 2,44 миллиарда. 

В 2024 году плановый накопленный показатель достигает всего 8,162 миллиарда рублей вместо 20,328. И когда за год ОЭЗ удалось заработать сразу 3,017 миллиарда, разумеется, это стало выглядеть подвигом. 

Для сравнения информация по «Алабуге» из этих же отчетов: 

  • 2022 год. Объем инвестиций за год – 7,9 миллиарда; накопленный – 162,2 миллиарда
  • 2024 год. Объем инвестиций за год – 160 миллиардов; накопленный – 330 миллиардов (они увеличили количество резидентов с 61 до 82, все – иностранные) 

Как корректируют планы под красивые отчеты 

Чем было продиктовано это решение мы можем только предполагать. Возможно, в правительстве взвесили желаемое и реальное и поняли, что пока Башкирия не может выполнять заявленный план. Создание и поддержание работы целой экономической зоны – это крайне тяжелый и большой труд. И, грубо говоря, выполнить пятилетку за четыре года не выйдет. Этого же мнения придерживается экономист Всеволод Спивак, который согласился разъяснить нам принцип работы ОЭЗ «Алга». 

– Следует понимать, что это инфраструктурный проект, а такие быстро не сделать. Это труд, долгий и тяжелый. За 5 лет существования можно сделать проект для какого-нибудь простенького ТЦ, а потом возвести его. Здесь мы говорим о реализации целой экономической зоны. Например, нужно не просто подвести трубы для инфраструктуры, а скоординировать решение земельных вопросов. Нужно привлечь инвесторов, добиться, чтобы они начали работать. И думать, что за пять лет сделать то, о чем они писали в бизнес-планах, было с их стороны, наверное, сверхоптимистично, – объясняет экономист в разговоре с нашей корреспонденткой. 

Предполагаем, что в самой ОЭЗ в курсе, насколько тяжело идет проект, но признавать свои большие и нецелесообразные аппетиты публично не могут. Гораздо приятнее отчитаться по выполненному плану, даже если этот план пришлось урезать. После того, как ОЭЗ поднимется в рейтинге, можно и по телевизору показать, какие организаторы молодцы, и отчет отправить о том, как со всем справляются. Хотя, по сути, те самые рейтинги появились лишь после того, как подбили ожидания к фактическому результату. 

Интересно, что в отчете Минэкономразвития за 2024 год указано, что по расчетному показателю эффективности, который отражает вклад ОЭЗ в достижение национальных целей развития страны, ОЭЗ привнесла всего 33%. У «Алабуги» – это 100%. 

– «Алга» сейчас в большей степени сконцентрирована на создании инфраструктуры для предприятий. Заявляется о кластерном подходе, индустриальных парках, но они еще не сформировались как интегрированная система. В то время как «Алабуга», очевидно, сформировала некую интеграцию вертикальную, горизонтальную, вплоть до включения научно-образовательных центров в этот класс. Они молодцы в этом плане, но лобовой конкуренции между зонами не видно, – сравнивает две зоны наш эксперт. 

И у «Алабуги» не все шло хорошо 

Однако не все так удручающе, как может показаться. Потому что несмотря на то, что сейчас «Алабуга» в лидерах, первое десятилетие дела и у нее шли не очень хорошо. Оно также стало периодом амбициозных планов, суровой проверки реальностью и постепенной, хоть и не всегда соответствовавшей ожиданиям, стабилизации. 

Старт был дан с грандиозными прогнозами: в 2006 году вице-премьер республики Борис Павлов озвучил впечатлившие всех экспертов планы о 68 миллиардах рублей инвестиций от резидентов и создании 35 тысяч рабочих мест к 2009 году. Более сдержанный сценарий дал Тимур Шагивалиев – на тот момент руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Татарстану. Он дал прогноз о 13 миллиардах инвестиций и 4 тысячах рабочих мест. Тогда он казался излишне осторожным, однако именно ему было суждено стать более точным ориентиром. К слову, с 2011 года Шагивалеев является гендиром «Алабуги». 

Планам вице-премьера не суждено было сбыться в полной мере из-за глобального финансового кризиса 2008-2009 годов. К концу первой пятилетки, в декабре 2010 года, резиденты вложили лишь 14,3 миллиарда вместо запланированных 68 млрд рублей, а количество созданных рабочих мест составило 2312, не дотянув даже до скромного прогноза Тимура Наилевича. Инфраструктура же, напротив, развивалась активно: на выделенные из федерального бюджета 10 миллиардов рублей была построена вся первая очередь зоны (1000 га) с десятками километров дорог и инженерных сетей, что создало мощный задел для будущего. 

Следующую пятилетку также не смогли реализовать. Стратегия до 2013 года предполагала привлечение 150 миллиардов рублей и создание 10 тысяч рабочих мест. Реальность снова оказалась скромнее: 37 резидентов вложили 105 миллиардов рублей и обеспечили работой 3,8 тысячи человек. Несмотря на систематическое несоответствие планам к 2014 году накопленный объем вложений достиг 128,3 миллиарда рублей, а налоговые отчисления за всю историю зоны составили 9,7 млрд рублей. За это время они смогли привлечь не только российских инвесторов, но и европейских. 

Так что ОЭЗ «Алга» не стоит сразу опускать руки и для галочки тасовать цифры. Следующие пять, а может даже и десять лет, станут временем, когда зона только начнет вставать на ноги, закладывать фундамент, а масштабные цели будут только служить стимулом для развития. 

Как «Алге» идти алга? 

Раз уж мы взялись критично анализировать «Алгу», то стоит поговорить и о ее преимуществах, а также подумать, как ей стать лучше. Начать необходимо с того, чтобы привлекать резидентов, которые бы создавали высокопроизводительную форму занятости. В тот момент, когда ОЭЗ решает привлечь резидента, она должна задуматься о том, чтобы он двигал республику вперед и не укоренял отсталость. 

– Когда вы тратите государственные деньги, выдавая налоговые льготы и создавая инфраструктуру, то должны взамен создавать в перспективе высокоэффективные предприятия. Например, в ОЭЗ работает фабрика ZASPORT. Швейная промышленность – это форма низко производительной занятости. Зачем вы тратите деньги на обучение швей, тем самым упрочивая отстающие такие формы труда? С кем вы будете конкурировать? Со швеями из Бангладеша или Камбоджи? Швейный труд классный, уважаемый, но он не двигает экономику вперед. Да и вспомним, как висели вакансии, в которых они предлагали зарплату швеям в 20-30 тысяч рублей, – резюмирует экономист. 

Реализовать потенциал швейной промышленности на самом деле тоже можно было бы. И здесь появляется еще один аспект работы, который можно улучшить – усовершенствовать кластерный подход. Например, при пошиве одежды можно создать в одном месте центр разработок, показов и логистики. Налаженная система в теории ускорила бы скорость внедрения новых продуктов, их вывод на полки и качество, поскольку сокращаются транзакционные издержки. Они идут на обмен информацией из разных мест. Но поскольку эта задача не ставилась изначально, то и реализовать ее не получается. 

Еще не вечер 

По сути «Алга» вынуждена бороться с той же проблемой, что и все в Башкирии – с системным кризисом управляемости и планирования. Путаница в отчетах, резкое снижение плановых показателей рисуют картину не эффективного развития, а стратегической беспомощности и желания любой ценой создать видимость успеха. 

Как верно отметил наш эксперт, изначальные бизнес-планы были «сверхоптимистичными», а их реализация натолкнулась на суровую реальность инфраструктурных и бюрократических преград. Чтобы преодолеть эту проблему, на самом деле не требуется чего-то сверхъестественного: адекватно распоряжаться имеющимися ресурсами и ставить реальные цели.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное