Как сообщает «РБК-Уфа», крупнейший кредитор БАДа уфимская компания ООО «СколХимПром» намерена привлечь к субсидиарной ответственности руководство дорожного флагмана республики, а также Министерство земельных и имущественных отношений РБ как единственного собственника. Претензии выдвинуты к подследственному директору компании Ильдару Юланову, бывшему и. о. директора Ильгизу Усманову и нынешнему и. о. руководителя Александру Ликомаскину. Если в подоплеке данной инициативы по привлечению башкирских управленцев к финансовой ответственности разбираться глубоко как специалист, то, наоборот, можно легко завязнуть. А по-простому, данная тяжба представляется следующим образом. Дано: уголовное дело над целым рядом руководителей дорожной отрасли, включая Алана Марзаева. Дело начиналось с компании ООО «Киви» и фиктивному исполнению подрядов на сотни миллионов, если не миллиардов рублей. При этом еще до истории с «Киви» АО «Башкиравтодор» в течение нескольких лет словно намеренно руководством республики подводилось к пропасти. Мы не оговорились. Все эти юлановы, усмановы и прочие, может, и были в ближнем кругу самого Радия Хабирова, но рулили предприятием и определяли его политику даже не на уровне собственника в лице Минземимущества РБ, а на уровне вице-премьеров и первого лица. Так что, к моменту возбуждения уголовного дела в отношении руководителей госпредприятия без того огромная долговая масса была значительно увеличена. По разным данным, к началу текущего года она составляла от 13 до 20 млрд рублей. Но повторимся, что называли БАД чемоданом без ручки уже давно. Название ООО «СколХимПром» прозвучало впервые с первыми оперативными мероприятиями в компании «Киви». Сначала было даже сделано предположение, что это аналогичная схема. Однако данная информация не подтвердилась силовиками. Да и владельцы «СколХимПрома» не стали уходить в тень, а, напротив, намерены получить свое по выполненным работам для Башкиравтодора. Дело в том, что еще к началу 2023 года госпредприятие задолжало СколХимПрому около 1,3 млрд рублей. В мае того же года Арбитражный суд РБ утвердил мировое соглашение, по которому БАД согласился с долгом. Долг был реструктуризирован на срок около года и должен был отдаваться частями. Но БАД и по частям не стал отдавать долги. Многолетние подрядчики госпредприятия, как «Аквамак-Процессиннг», ООО «Битум», ООО «СколХимПром», «Автомиг» и целый большой ряд других фирм, опасаются, что башкирские чиновники реализуют сложную схему, по которой можно будет «кинуть» всех. Представители «Аквамака» даже выходили на пикеты и писали обращения Владимиру Путину. Вот тут надо понять один важный нюанс. Если мы к началу 2023 года уже понимали, что БАД едет в пропасть, писали об этом уже несколько лет, то этого не могли не знать его руководители. Ильдар Юланов, когда подписывал мировое соглашение со СколХимПромом, не мог всего этого не знать. Возможно, он надеялся всех кинуть. С учетом того, какие танцы с бубном вокруг Башкиравтодора устраивали люди уровня министров, вице-премьеров, то они все понимали. Осенью 2023 года АО «Башкиравтодор» обращается в ФНС с просьбой о рассрочке по налогам на сумму в 1,6 млрд рублей сроком на 36 месяцев. Налоговая служба на это соглашается. Сам факт этого обращения подтверждает, что руководители БАД к этому периоду уже твердо понимали, что не смогут платить по счетам и долгам. По здравому смыслу должен был быть собран совет директоров предприятия, где обсуждены варианты по выплате долгов или банкротству. Это сделано не было, а долги продолжили множиться. Позднее последует цепочка арестов и возбуждение уголовного дела, а весной начнется процедура банкротства Башкиравтодора. Одним из крупнейших кредиторов в процедуре станет ООО «СколХимПром». На данный момент в компании посчитали, что все последнее руководство компании и Минземимущество РБ сознательно не приняли мер по недопущению банкротства, или сознательно допустили текущую ситуацию с долгами госпредприятия. Тем более что в действиях некоторых из них усматривается уголовный состав. Соответственно, за эти сознательные или несознательные ошибки предусмотрена законом субсидиарная ответственность руководителей и собственников. – По нашему мнению, АО «Башкиравтодор» и руководство республики имеют цель никому долги не возвращать. Есть информация, что АО «Башкиравтодор» планируется передать в «чужие» руки (не имеющие отношения к республике), которые не заинтересованы в стабилизации ситуации и не планируют возвращать существующие задолженности. Чтобы АО «Башкиравтодор» не ушёл от ответственности, ООО «СколХимПром» было принято решение использовать инструмент правовой защиты кредиторов, привлечь к субсидиарной ответственности руководителей должника и основного акционера, чьи действия привели к банкротству АО «Башкиравтодор», возникновению многомиллиардных долгов и обману сотни подрядчиков. Привлечение к субсидиарной ответственности акционера – это одна из мер, с помощью которых мы хотим вернуть свою задолженность. Регфонд как акционер даёт заём АО «Башкиравтодор», под этот заём выводится всё ликвидное имущество АО «Башкиравтодор», которое ранее было гарантом возврата задолженности. Отметим, что указанный размер ответственности не окончателен, поскольку кредиторы еще предъявляют заявления о включении их требований в реестр кредиторов должника, по мере включения размер требований к Министерству земельных и имущественных отношений РБ будет уточнен, – комментирует директор ООО «СколХимПром» Эдуард Яхин. Юристы разнятся в оценках перспектив данного требования «СколХимПрома», тем более процессы в арбитраже тянутся очень долго, постоянно закольцовываются. Мы же должны понять, что дорожный флагман республики годами этой командой доводился до ручки. Можно посадить Юланова, Клебанова и даже Марзаева. Какие-то копейки суметь с них выдрать. Но по рукам надо бить настоящим выгодоприобретателям.