Министерство финансов Башкортостана, представляя бюджет республики на следующий год, сообщило, что из-за неблагоприятной геополитической обстановки предстоит сокращение федерального финансирования и ожидается увеличение собственных доходов республиканского бюджета. С одной стороны, Минфин заявляет, что целью налоговой политики Башкирии является сохранение экономического и доходного потенциала республики за счёт эффективного использования региональных полномочий. С другой стороны, ведомство информирует, что налоговые льготы для бизнеса значительно расширятся. Как сможет правительство совместить два взаимоисключающих направления бюджетной политики – сказать сложно. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Республики Башкортостан в прошлом году составили 181 млрд рублей, а налоговые льготы - около 20 млрд рублей, т. е. объём налоговых льгот превысил 11% от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета. Главный выгодополучатель – крупный бизнес, который чувствует себя очень благополучно, получая ещё и преференции от федерального центра. Льготы по графе налогов на прибыль свыше 13 млрд рублей. Это 21% от этой части налоговых доходов в бюджет. Налоговые льготы по налогу на имущество организаций 4,3 млрд рублей – 41% от собранного налога на имущество организаций. Объём налоговых льгот по налогу на прибыль за два года вырос в 18 раз, а по налогу на имущество организаций – в 1,4 раза. В Татарстане налоговые льготы на уровне 5 млрд рублей, а собственные доходы бюджета в два раза выше, чем у Башкирии, а также темпы развития экономики у них значительно выше. Крупный бизнес в приоритете В 2024 году объём налоговых льгот, по расчётам Минфина, составит 20,4 млрд рублей, из них 85% получит крупный бизнес. Для населения – социальные налоговые преференции не превысят 10%. Раздача льгот бизнес-структурам не стала драйвером ускоренного экономического развития, равно как не увеличила налоговые доходы. По размеру дефицита регионального бюджета Башкортостан (14,3 млрд рублей) в этом году занял 3 место. При этом за последние годы значительно увеличился государственный долг Республики Башкортостан. Если в 2019 году он составлял 13,5 млрд рублей, то в 2024 году он будет 70,4 млрд, рост в 5,2 раза. Существенно повысилась стоимость обслуживания республиканского госдолга. Если затраты бюджета на эти цели в 2020 году составляли 210 млн рублей, то в этом году – 1,9 млрд рублей, а в 2025 году достигнет 2,9 млрд. То есть рост в 14 раз. На указанные средства можно построить детские сады, которых остро не хватает, на 2 тысячи мест, что в 3 раза больше, чем введено детских садов в этом году. Налогов не так уж и хватает По темпам роста собственных бюджетных доходов (1,4%) Башкортостан на 66 месте среди регионов России. В этом году налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета – 207,4 млрд рублей, однако за 10 месяцев они составили 149,5 млрд рублей, и не приходится ждать, что за оставшиеся 2 месяца до конца года налоговики соберут 58 млрд рублей. Следует ожидать, что в этом году собственные доходы бюджета будут на уровне прошлого года – 185 млрд рублей. Наиболее значимое снижение бюджетных доходов Башкирии произошло по следующим налогам: Налог на прибыль организаций – 2,3 млрд рублей (4,1%); Налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения – 489 млн рублей (11,6%); Налог на имущество организаций – 1,6 млрд рублей (19,5%); А так как по сравнению с прошлым годом федеральная безвозмездная помощь бюджету Башкортостана сократится на 20 млрд рублей, то с большой долей вероятности доходы республиканского бюджета в этом году будут на 15 млрд рублей ниже прошлогодних. Заявленное республиканским правительством увеличение собственных бюджетных доходов Башкортостана в будущем году до 218 млрд рублей является чересчур оптимистичным, так как в этом году налоговые и неналоговые доходы бюджета будут на уровне 185 млрд рублей, и маловероятно, что они в 2024 году вырастут на 18%. Если только уберут налоговые льготы бизнес-структурам, но это уже из области фантастики. Действительно, следующий год будет очень сложным, и поэтому необходимо очень взвешенно подходить к планированию бюджета, а то, что предлагает сейчас правительство, больше похоже на «Нью-Васюки», чем на основополагающий финансовый документ, определяющий социальную стабильность и устойчивое экономическое развитие Башкортостана. Нерадостное лидерство. Экономист рассказал, что льготы приближенным к властям в Башкирии лишают регион роста. Прокуратура продолжает борьбу за возврат электросетей трех городов юга Башкирии из рук коммерсантов. Исход учителей. Почему в школах Башкирии массово увольняются преподаватели?