Катастрофа уфимского «Химпрома» является красной чертой в истории республики. Она предопределила не только рост экологического самосознания населения, но и во многом общественно-политические настроения людей. Это наследие до сих пор играет едва ли не главную роль и определяет повестку. Но есть и материальное наследие в виде мероприятий и сооружений, которые сегодня активно расхищаются.
В 2000-е годы вся эта незавершенная система была поставлена на баланс МУП «Уфаводоканал». Трубы начали тихонько местами выкапывать и продавать на металлолом. Собеседник на предприятии говорит, что тогдашний директор Вячеслав Гордиенко еще как-то пытался с этим бороться. А вот уже в десятые годы, видимо, не без поддержки первых лиц мэрии воровство труб вышло на новый уровень. Впрочем, переход «Уфаводоканала» из статуса муниципального унитарного предприятия под контроль республики, как ГУП, ситуацию, как минимум, не улучшило, а ухудшило. Просто мутные, на наш взгляд, схемы годами нарабатываемые на предприятии, перешли по наследству другим лицам. Например, с теми же иловыми отложениями на очистных сооружениях в Алексеевке. Они по бумагам и за сотни миллионов рублей превращаются в полезную массу, а по факту разбрасываются по полям сельскохозяйственного назначения.
Читайте также
- «Уфаводоканал» придумал или организовал экологическое происшествие, чтобы прикрыть сомнительную сделку?
15 сентября ГУП «Уфаводоканал» объявил аукцион на предоставление кредитной линии в 1 млрд рублей под ставку 9,36%. Уточняется, что организации нужны деньги на закрытие задолженностей по налогам и аренде, ремонты, зарплаты, рекламу, благотворительность, а также для финансирования производства на предприятии.
– Раньше при выручке в 2–2,5 млрд рублей этих денег хватало на зарплату, поддержку работы систем, транспорт и прочее. А теперь они хотят целый миллиард на зарплату. Я лично предполагаю, что это готовится под распил. Потом предприятие через пару лет назовут банкротом и реорганизуют. Никто и не будет спрашивать, как потратили миллиард. Тем более, что сейчас готовится смена директора Тахира Муллоджанова из команды потерявшего влияние вице-премьера Илшата Тажитдинова на человека Андрея Назарова. Кстати, дорогие уфимцы, за состояние водоснабжения в городе больше не спрашивайте с мэрии, это республиканское предприятие, вопросы к Алану Марзаеву, – рассказывает бывший сотрудник предприятия из числа руководства.
На прошлой неделе к нам в редакцию позвонили жители деревни Князево под Шакшой. Тяжелая техника, самосвалы начали активно работать у реки Уфимка. Мы выдвинулись в данный район и обнаружили целую плотину через реку. Огромные трактора с этой плотины выкапывали трубы и вытягивали их на берег. Другая техника активно вырубала пойму акватории. Берега реки просто раскурочивались.
При этом сами выкапываемые и складированные трубы находятся если не в отличном, то удовлетворительном состоянии. Никаких стендов о проекте, заказчике и исполнителе работ, естественно, нет.
Даже не будучи специалистами в области экологии и права, мы сразу навскидку обнаружили множество нарушений. Такие работы должны иметь проекты, множество разрешений различных инстанций всех уровней. Это и сам «Уфаводоканал», Минэкологии РБ, Росприроднадзор, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. Вырубка поймы вообще запрещена, а вырубка просек проездных путей тоже должна быть согласована с Минлесхозом РБ. Ничего подобного нет.
Оценив ситуацию на месте, мы направили запросы на предприятие, Минэкологии РБ и Прокуратуру РБ. Ответили только первые двое. Министерство природных ресурсов и экологии РБ в лице заместителя министра Камиля Биргулиева посчитало, что ситуация у Князево – это не их проблема и перевело стрелки на Управление Росприроднадзора РФ по РБ.
Феерический ответ нам выдал и ГУП «Уфаводоканал». Генеральный директор Тахир Муллоджанов сообщает, что по указанным нами координатам действительно находятся трубы, которые числятся на балансе предприятия. Но демонтаж осуществляется неизвестными лицами без ведома собственника. Мол, мы поэтому поводу неоднократно звонили в ОП №2, проводится проверка.
– Они очень смешные. Значит, они сидят в офисе и типа звонят в полицию, которая разбирается? У «Уфаводоканала» есть своя служба безопасности, инженеры и экологи. Они должны были выехать на место, провести осмотр, проверить документы. И с места вызывать наряд полиции для фиксации и принятия мер. Они, видите ли, позвонили или написали в полицию. А это значит, что наряд выедет, ничего и никого не найдет. Все пойдет по новой в другой точке, а на «Уфаводоканале» все в курсе происходящего, но кто-то на этом «зарабатывает», – комментирует сотрудник одного из подразделений УЭБиПК МВД РФ по РБ.
Кстати, если правоохранительные органы и «Уфаводоканал» действительно ищут копарей труб, то мы можем и поделиться номерами работающей техники. А пока мы вынуждены констатировать, что сотни миллионов рублей, вложенных в резервную систему водоснабжения Уфы, тупо расхищаются «неизвестными» лицами. А факты говорят, что в этом могут быть задействованы сами чиновники и руководители предприятий. Но, очевидно, что законный и прозрачный демонтаж труб принес бы прибыль предприятию, а не личным карманам.