пришлите новость

Депутаты Башкирии от ЛДПР и КПРФ завершили расследование роста тарифов ЖКУ

22:32, 13 июня 2021

| c5978

Главными причинами роста цен они называют монополизм и отсутствие контроля со стороны государства

Депутаты Башкирии от ЛДПР и КПРФ завершили расследование роста тарифов ЖКУ

Причиной роста цен на комуслуги в Башкирии является повышение тарифов, нарушение правил коммерческого учета тепловой энергии, нарушение режима теплоснабжения и бездействие органов госвласти, к таким выводам пришли участники межфракционной депутатской группы.

Напомним, межфракционная группа была создана в конце марта после массовых жалоб от горожан на рост платежей за комуслуги. В группу входят шесть депутатов Госсобрания РБ от КПРФ и ЛДПР. Ее участники считают, что имеющаяся при законодательном органе рабочая группа, не выполняет возложенные на нее задачи.

По результатам двухмесячного исследования депутаты пришли к выводу, что в регионе необоснованно повышаются тарифы из-за того, что в республике доминирующую позицию на рынке производства тепловой энергии занимает Башкирская генерирующая компания, а в теплоснабжении – его дочерняя компания БашРТС.

Далее приводим выдержку из расследования

Доминирование в Республике Башкортостан ООО «Башкирская генерирующая компания» (далее БГК) на рынке производства тепловой энергии и дочерней компании БГК – ООО «БашРТС» на рынке теплоснабжения населения в сочетании с их аффилированностью и отсутствием должного контроля государства над деятельностью указанных монополистов предопределило необоснованный рост тарифов на отопление. Действия республиканских и муниципальных органов власти по приоритетной передаче ООО «БашРТС» тепловых сетей привели к повышению доминирования указанной коммерческой организации на наиболее доходных рынках теплоснабжения населения. Вследствие чего стоимость основных средств ООО «БашРТС» за последние 10 лет увеличилась в 2,5 раза и составила в 2020 году 6,6 млрд рублей.

В настоящее время ООО «БашРТС» не является высокодоходной организацией, это связано с генерированием прибыли в её материнской компании – ООО «Башкирская генерирующая компания». А цены на тепловую энергию, поставляемую БГК – главным производителем тепловой энергии в Башкортостане, предопределяет тарифы на теплоснабжение для населения. Производство тепловой энергии для монополии стало высокодоходным бизнесом. Доля доходов от реализации теплоэнергии в выручке ООО «Башкирская генерирующая компания» в прошлом году составила около 29%. Размер валовой прибыли от реализации тепловой энергии в прошлом году – 2,5 млрд рублей, а от продажи электроэнергии – 2,2 млрд. Наценка (отношение валовой прибыли к себестоимости) на тепловую энергию ООО «Башкирская генерирующая компания» за последние два года составила 20%, на электроэнергию 10%. При существующем ценообразовании рентабельность производства тепловой энергии, которая продается по регулируемым тарифам, в БГК в 2 раза выше, чем рентабельность производства электричества. ООО «Башкирская генерирующая компания», затрачивая около 1 рубля на производство тепловой энергии, получает 20 копеек валовой прибыли. Хотя доля доходов от продажи теплоэнергии в выручке компании составила около 29%, а размер прибыли на 14% выше прибыли от реализации электроэнергии. Вызывает сожаление, что данные факты игнорируются Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам.

Вывод активов «Башкирэнерго» из республиканской собственности, значительно понизивший возможность влияния республиканской власти на ценовую политику в региональной теплоэнергетике, равно как отказ от жесткого регулирования тарифов в сочетании с умелым и последовательным лоббированием монополистами своих финансовых интересов – главные причины необоснованного опережающего роста цен на теплоснабжение.

За последние 10 лет тарифы на отопление для населения в Башкортостане увеличились в 3,1 раза. Резкий рост тарифов в 2014 году на отопление позволил резко повысить доходы ООО «БашРТС» – главного поставщика теплоэнергии населению Башкирии. Если в 2013 году выручка компании была 6,3 млрд рублей, то в 2015 г. она уже превысила 13,6 млрд рублей, за 2 года выручка увеличилась в 2,2 раза, что обеспечило получение валовой прибыли в 2015 г. в размере 1,059 млрд рублей. Фактическая прибыль оказалась в 2 раза выше, чем прибыль, определенная в утвержденных тарифах. Но это не стало основанием снижения тарифов в последующем, хотя оно должно было произведено на основании бухгалтерской отчетности.

Статья 7 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется с обеспечением открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Однако отсутствует доступ к документам, на основании которых установлены тарифы. Это формирует обоснованные сомнения в правомерности действий по формированию тарифов. Государственный комитет Республики Башкортостан в нарушение Закона РФ отказывается предоставлять указанную информацию даже по депутатским запросам. Межфракционная депутатская группа по расследованию роста тарифов полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о коррумпированности указанного регулирующего органа республиканской власти.
Отсутствие должного контроля, кулуарное принятие решений по утверждению тарифов на теплоснабжение в республике позволяет монополистам чувствовать себя вольготно. ООО «БашРТС», получая тепловую энергию от ООО «Башкирская генерирующая компания» по цене 762 рубля за Гкал, отпускает ее населению по цене – 2198,98 рублей. Происходит это вследствие слабо контролируемых затрат монополиста.

Так, в частности, в прошлом году управленческие расходы ООО «БашРТС» (заработная плата руководителей компании, затраты на их обслуживание, включающие содержание персональных автомобилей, офисов руководства) выросли на 15,8% и составили 551 млн рублей. Только на содержание автотранспорта в Москве для топ-менеджмента ООО «БашРТС» тратятся миллионы рублей, хотя в Москве монополист не оказывает услуги по теплоснабжению.

Коммерческие расходы – затраты, связанные с продажей услуг, в ООО «БашРТС» с 2016 года по 2020 год увеличились на 42%. В 2020 г. размер коммерческих затрат ООО «БашРТС» составил 381 млн рублей, их рост в прошлом году – 9,2%.

В силу статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится: утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии. Однако органы республиканской власти Башкирии слабо используют свои полномочия в данной сфере, позволяющие повысить энергоэффективность ресурсоснабжающих организаций и за счет этого сдерживать повышение тарифов на отопление. Согласно предоставленной депутатской группе руководителем БашРТС Т.А. Дубровским информации, потери тепла у компании составляют около 19%, а нормативы расхода условного топлива составляют 157,28 кг/Гкал. В Татарстане органы власти, реализуя свои полномочия по повышению энергоэффективности, утвердили затраты условного топлива в 147,92 кг/Гкал, норматив потерь тепла в 11 %. Вследствие чего, в сочетании с эффективным контролем других затрат теплоснабжающих компаний, среднеотпускные тарифы на тепловую энергию для населения в Республике Татарстан – 1805,34 руб./Гкал, а тариф БашРТС – 2198,98руб./Гкал, что на 22% выше, чем в Татарстане.

Депутаты группы считают, что демонополизировать рынок и удешевить тепло для населения мог бы метод альтернативной котельной. В таблице ниже приведены расчеты.

таблица.jpg

Согласно сведениям, полученных от управляющих компаний, ежемесячные затраты жителей на отопление дома с крышной котельной составляют 14–15 руб./м2. В расходы не входят инвестиционные затраты. А размер тарифов БашРТС ежемесячной платы за отопление составляет около 42 руб./м2.

По данным депутатов, в этом году в Госкомжилстройнадзор РБ поступило свыше 12 тысяч обращений от жителей, более половины жаловались на начисление платы за отопление. Прокурорская проверка выявила нарушения в 500 домах из 536 проверенных.

Одной из причин необоснованного завышения платы за отопление является несоблюдение ресурсоснабжающими организациями температурного режима. Фактическая масса циркулирующего теплоносителя превышает договорную величину, хотя договорами теплоснабжения предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана обеспечить качество теплоснабжения, а именно температуру сетевой воды в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком, являющимся приложением к договору теплоснабжения. В результате в жилых помещениях соблюдается температура воздуха, но значительно увеличивается объем потребления тепловой энергии, что повышает размеры платы за отопление. Прокуратурой Республики Башкортостан выявлено, что указанные нарушения носят массовый характер. Вышеуказанные нарушения явились следствием неисполнения теплоснабжающими организациями обязанностей, установленных законом. Согласно заключению прокуратуры, действующее законодательство не позволяет гражданам требовать перерасчет за нарушение режима теплоснабжения многоквартирного дома (показателей давления, температуры теплоносителя, массы циркулирующего теплоносителя), чем активно пользуются теплоснабжающие организации. Вследствие этого необходимо незамедлительное внесение изменений в законодательство, обеспечивающих эффективную защиту населения от недобросовестных действий ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний.

Резкий рост начислений за отопление во многом связан с несоответствием узлов теплового учета требованиям Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». Специалисты ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан» за последние два года проверили более 100 узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах. Во всех узлах учета тепловой энергии были выявлены нарушения различного характера, включая несоответствие узлов учета тепловой энергии Постановлению Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». Основные нарушения: выход из строя одной из составных частей теплосчетчика (расходомера), непроведение поверки, отсутствие архива и документации на узел учета. Указанные нарушения позволяют недобросовестным ресурсоснабжающим организациям безнаказанно вносить любые изменения в показания узлов учета тепловой энергии. Масштабный характер нарушений свидетельствует об активном участии в этом управляющих компаний, так как общедомовые узлы учета тепла входит в их сферу ответственности.

Действующим законодательством не определен порядок возмещения ущерба, если в случае некорректной настройки узлов учета тепла тепловые счетчики  показывают завышенные объемы потребления теплоэнергии, равно не определены сроки, с которых исчисляется нанесенный ущерб.

Наказание должно быть соразмерно размеру получаемых виновником выгод. В настоящее время ресурсоснабжающим организациям выгоднее оплачивать штрафы, так как их размер значительно ниже получаемых доходов. Поэтому обсчет населения будет продолжаться, пока наказание станет не только неотвратимым, но и существенно выше получаемых доходов. Предлагаемые Государственным Собранием-Курултаем Республики Башкортостан изменения в КоАП РФ по повышению штрафов незначительно изменяют картину. Виновникам будет выгоднее оплатить штрафы и продолжать нарушать права граждан.  Предлагаемые изменения не являются системными и не формируют эффективную систему защиты населения от злоупотреблений ресурсоснабжающих организаций.

Правовая неопределенность позволяет недобросовестным теплоснабжающим организациям отказываться от своевременного возмещения ущерба в полном объеме, умышленно затягивая судебные процессы за счет проведения экспертиз, иных судебных процедур, увеличивая расходы граждан на защиту своих прав, создавая условия, когда затраты на судебные расходы превышают сумму возмещаемого ущерба. Данная практика в значительной мере демотивирует граждан в защите своих прав.

Депутаты обращают внимание на то, что высокие платежи за комуслуги бьют по карману не только населения, но также и наносят ущерб бюджету. На выплату компенсаций малоимущим семьям, которые не могли осилить пришедшие им суммы за комуслуги, в 2020 году было направлено 2,7 млрд рублей. Получается, что путем соцвыплат государство дополнительно финансирует те же самые монополии.

По итогам расследования депутаты направили обращения Главе РБ, Правительство РБ, Госсобрание РБ, в которых предлагают меры: вернуть республике все активы АО «Башкирэнерго», начать реализацию программы по установке автономных котельных, чтобы демонополизировать рынок, принять нормативные акты, которые обязывают объекты инфраструктуры, создаваемые за счет инвестиционных программ, передавать только в муниципальную или республиканскую собственность, предусмотреть наказание за нарушения ресурсоснабжающими организациями при учете тепла и т.д.



ПОДЕЛИТЬСЯ










последние новости


Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика