пришлите новость

Инвестиции в кино: почему в Башкирии не могут осилить бюджеты московских продюсеров

11:52, 11 апреля 2017

Инвестиции в кино: почему в Башкирии не могут осилить бюджеты московских продюсеров
Фото со съемок фильма "Пусть ветер унесет мои слова" (реж.Айнур Аскар)

В зарубежных странах давно уже практикуется система кинорибейтов, когда регионы возвращают часть затрат кинокомпаниям за съемки на их территории. В последнее время Фонд кино и Ассоциация продюсеров кино и ТВ (АПКиТ) активно продвигают эту систему и в нашей стране. Как сообщает Союз кинематографистов РФ, семь российских субъектов уже подписали договора по внедрению кинорибейтов у себя.


Кто включился?


Рибейт — система, придуманная в Америке, применительно к индустрии кино означающая, что приходящий в какой-то регион (штат, республика, область) со своим проектом продюсер может рассчитывать на возврат части средств, потраченных на фильм или сериал из местного бюджета. Взамен все съемки проходят на данной территории с максимальным привлечением местных специалистов.

В нашей стране этой системой активно занимается Фонд кино и Ассоциация продюсеров кино и ТВ. Последний, отметим, контролирует примерно 80% рынка кино и телевидения, производя продукции на 35 млрд. рублей в год. В ней состоят такие известные режиссеры, как Тимур Бекмамбетов, Сергей Сельянов, Федор Бондарчук, Александр Цекало, Игорь Толстунов.

Семь российских региона уже готовы внедрить кинорибейты у себя и подписали договора: Приморский край, Карелия, Калининградская, Астраханская, Ульяновская, Ростовская, Иркутская области и Татарстан.

В переходе на систему рибейтов есть два ключевых момента, которые могут напугать местных властей: это процент рибейта (т. е какую часть бюджета фильма или сериала готовы покрыть местные власти) и общая сумма, выделенная на эту процедуру в региональном бюджете. Так или иначе, размер процента и общую сумму под рибейты правительство каждого субъекта устанавливает самостоятельно, в зависимости от особенностей региона — климатической зоны, ландшафта, удаленности от центра, экономического развития и т.д. В Приморском крае будут возвращать до 15% затрат и до 5 млн на проект, в Калининградской области ― до 20%, а всего под рибейты предусмотрено 20 млн, в Ульяновске готовы субсидировать аж до 40% расходов, в бюджете 2017 года на эти цели заложено также 20 млн рублей. По сути, это один из видов государственно-частного партнерства и привлечение инвестиций.

Для приезжих кинокомпаний рибейты выгодны тем, что сокращают расходы и дают новые виды и натуры. Эксперты АСИ утверждают, что регионы будут выделять деньги только в том случае, если кинокомпании потратят бюджет фильма полностью в регионе. За этим пристально будут следить специально созданные кинокомиссии. Они также должны курировать и создавать максимальные удобства для приезжих режиссеров.


А где Башкирия?


В последние годы в Башкирии активно снимают новые фильмы, ежегодно проходит международный этнический кинофестиваль «Серебряный Акбузат». Но в числе регионов, которые первыми согласились рискнуть и опробовать новую систему, нашей республики нет. Тем временем, Башкирия рискует остаться без ничего.

«У меня есть информация, что АСИ и АПКиТ планируют отобрать порядка 10 наиболее привлекательных для них регионов, подпишут соглашения, крупные компании начнут в эти регионы вкладываться. Но уже летом 2017 года продвижение данной программы остановится, они перестанут подписывать новые соглашения и сосредоточатся на работе только в уже отобранных регионах», - сообщил представитель Федеральной ассоциации продюсеров кино и ТВ Андрей Барыкин «Бизнес-онлайну».

А чем это грозит? Тем, что когда Башкирия пожелает внедрить систему самостоятельно, возможно будет так, что АПКиТ не захочет с нами сотрудничать, а они контролируют 80% кинорынка.


Кино – двигатель туризма


Гульфия Шарипова

- Кинорибейты, однозначно, нужны, и я всячески ратую за их внедрение в нашей республике. Ведь это позволит поднять в регионе не только местную киноотрасль и повысит уровень кинообразования и регионального кино, но и также развить туриндустрию, - говорит Гульфия Шарипова, руководитель киношколы имени МакГаффина в Уфе.

В подтверждение ее слов, вспомним места, которые прославились благодаря кино. На ум, конечно же, в первую очередь приходит Новая Зеландия, в которой проходили съемки знаменитого «Властелина колец» Питера Джексона.

Кстати, правительство страны активно способствовало проведению съемок, предоставив налоговые льготы и выделив несколько подразделений национальной гвардии для строительства декораций и массовки.

Фермерские угодья возле озера Таупо в северной части страны были использованы как природный фон для королевства Рохан. Эпизоды с городом Эдорас, столицей этого королевства, снимали в альпийском районе, где находятся самые высокие горы и ледники. Здесь же снимали сцены сражений. Сцены, где герои бредут по горным вершинам, утопая по колено в снегу, снимались уже в Южных Альпах.

В 2008 году территории этих фермерских угодий возле Таупо были внесены в список парков-заповедников, правительство выкупило их, заплатив 3,7 млн. долларов за 21 тысячу гектаров. Кроме этого, возле озера Таупо расположены вулканические ландшафты, ставшие мрачным царством Саурона – Мордором.

Все эти места, безусловно, привлекли массу туристов и поклонников фильма. Турфирмы разработали маршруты по местам съемок, они хороши и для простых туристов, желающих посмотреть страну.


«Научиться работать по законам мирового кинематографа – дорогого стоит»


Конечно, новая незнакомая доселе система имеет массу подводных камней. Поэтому, не удивительно, что регионы к ним относятся с осторожностью.

- Честно, ощущение, что теперь зажравшихся москвичей должны кормить и без того обнищавшие регионы, где актеры ведущих театров получают по 15 тысяч рублей, а на круглом столе кинематографистов нам руководство минкультуры советует снимать свадьбы, ссылаясь на то, что актеры тамадят и таксуют, а что делать, мол, - прокомментировал один из наших собеседников.

Несмотря на это, основная часть представителей кинематографии к кинорибейтам относится положительно.

айнур аскаров.png

- Я считаю, что любое движение в кинематографии республики хорошо и нужно. Конечно же, при создании кинорибейтов нельзя забывать, что должен быть комплексный подход и продолжать развивать и финансировать свое кинопроизводство. Чтобы не было потом такого, мол, помогли, сделали рибейты, приезжают сторонние, а мы свое не производим. Ни в коем случае, одно другого не должно исключать, - рассказывает режиссер Айнур Аскар. - Я очень слабо верю развитию туризма благодаря рибейтам. Прежде всего, республика может выиграть за счет образовательной составляющей, так как по условиям команды приезжих должны частично набираться из местных специалистов. Соответственно, они научатся работать на больших площадках, перенимать опыт. Научиться работать по всем законам мирового кинематографа – дорогого стоит.

-  Появится возможность постоянно работать и взращивать среднее звено в кино, это ассистенты, вторые режиссеры, технические работники, - поддерживает Айнура режиссер Булат Юсупов.


Республика не готова принимать московских режиссеров


На самом деле, инициатива по внедрению кинокомиссий в республике прозвучала уже 3-4 года назад. Письмо, излагающее эту мысль, было направлено Главе РБ Рустэму Хамитову. Его подписали около ста представителей кинематографа. После этого даже был организован круглый стол, в котором приняли участие министр культуры и другие чиновники. «Но нас так и не услышали и поняли», - говорит режиссер Рияз Исхаков.

рияз исхаков

- Приезжие кинокомпании всю необходимую технику, свет стараются арендовать на месте. Это и дешевле, и удобнее. Мы предлагали этим заняться, переориентировав киностудию «Башкортостан». На содержание киностудии каждый год вкладывались огромные деньги, а отдачи никакой нет. Здание киностудии часто менялось, она много раз переезжала из одного разрушенного завода на другой, тратя деньги на ремонт, в итоге, эти здания все равно сносили. 

Мы предлагали поменять систему, чтобы деньги перестали уходить без пользы. Вместо этого, можно было приобрести свет, тяжелую технику, которую из Москвы не привезут и так заинтересовать кинокомпании со стороны приехать и работать здесь. После того, как они уезжали, здесь бы оставались кадры для обслуживания техники и проекта в целом, которых нам так не хватает. Таким образом, наши специалисты получали деньги и учились бы. Все знают, что в нашем деле практика дает больше знаний, чем даже самые крутые университеты. Это обучение «на полевых условиях» помогало бы развитию регионального кинематографа, - рассказывает он.

Режиссер также вспоминает, как из Москвы приезжали  инвесторы, которые предлагали купить старый завод в Стерлитамаке и построить там кинопавильоны. Они знали о дефиците кинопавильонов в Москве, и что там наступает стагнация кинематографа. Но башкирское правительство это тоже не одобрило. Идея, по замыслу бизнесменов, должна была реализоваться по формату ГЧП. Инвесторы строили кинопавильон, а республика помогала частью необходимой техники.

- Без строительства подходящих по уровню кинопавильонов, без необходимой вспомогательной операторской техники, генераторов, кранов, света и специального транспорта внедрение рибейтов не будет выгодным для республики, - уверен Рияз Исхаков. – Так как московским кинопродюсерам некуда и не за что будет тратиться. У нас ведь даже хороших, профессиональных гримеров нет. 


Директор киностудии «Башкортостан» Азамат Хужахметов говорит, что из Фонда кино с данным предложением уже приезжали. Но пока это невозможно в силу стесненности в финансах. «Тем не менее, кинорибейты – это будущее, и республика рано или поздно начнет работать и по этой системе», уверил он.





А вы что об этом думаете?



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное