пришлите новость

WhatsApp Telegram

Как Мустай Карим стал значимой фигурой Башкирии – вспоминаем его произведения о войне и Украине

16:30, 29 октября 2024

С каждым годом творчество Мустая Карима становится актуальнее

Как Мустай Карим стал значимой фигурой Башкирии – вспоминаем его произведения о войне и Украине
Фото Пруфы.рф

В 2019 году в Симферополе в честь Дня народного единства открыли памятник в виде кованой карты России. Каждый регион обозначен своими символами. Санкт-Петербург – кораблём, Калининградская область – миниатюрным Кафедральным собором, Великий Устюг – санями Деда Мороза. Республику Башкортостан символизировали медовые соты, цветок курая и березовый листок. На нём написано четверостишие поэмы:

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нём Башкирия

С берёзовый листок величиной.

И подпись – Мустай Карим. Так было зафиксировано, что символ республики – творчество народного поэта.

Мустай Карим, он же Мустафа Сафич Каримов, родился в 1919 году, а умер в 2005 году. 20 октября 2024 года исполнилось 105 лет со дня его рождения. Дату отмечали не только всей республикой, но и всей страной – от Лабытнанги до Нижнего Новгорода. Крупнейшие издания, такие как «Коммерсантъ», публиковали статьи о башкирском поэте.

В его биографии нет особых перипетий, кроме участия в Великой Отечественной войне. Демобилизовавшись, Мустай Карим всего себя посвятил творчеству, из-под его пера вышли 100 поэтических и прозаических сборников.

Излюбленные его темы, наверное, рассматривает в ходе карьеры любой автор – гармония, любовь к природе, любовь к людям. Однако Мустай Карим делает это особым образом, через призму национального опыта. Башкортостан расположен на рубеже между Европой и Азией, вбирая в себя опыт той и другой.

– Я мечтаю, чтобы поэзия моего народа вобрала в себя цвет, пьянящий аромат, спокойную мудрость поэзии Востока, суровую правду жизни, революционную призывность, активный разум поэзии Запада, – говорил Мустай Карим и воплощал этот принцип в своих произведениях.

Другое, что отличает произведения Мустая Карима – это свет. Возможно, именно мрак, который он увидел на фронте, научил его видеть и отражать свет. Какие бы трагические обстоятельства жизни ни отражали его пьесы или книги, они переполнены гуманизмом и оптимизмом.

Мустай Карим в театре

Репертуара башкирских театров буквально представить нельзя без творчества Мустая Карима. После завершения постройки Русдрамтеатра первым спектаклем, который там поставили, была трагедия «В ночь лунного затмения», о том, как отвергается устаревший закон левирата.

Если к пьесам применимо понятие «культовый», то «В ночь лунного затмения» именно такова. Её ставили не менее ста раз. Есть по пьесе и фильм, снятый на Свердловской киностудии в 1978 году, и опера, написанная Салаватом Низаметдиновым в трудный 1996 год.

К 105-летнему юбилею поэта в Уфе сделали нечто совершенно новое: 20 октября, в юбилей, Молодёжный театр, носящий имя Мустая Карима, презентовал пьесу по мотивам поэмы «Черные воды».

«Черные воды» – это нестандартная поэма о войне. Другие советские авторы предпочитали делать центральных героев положительными, если не идеалами. А в центре повествования «Черных вод» – трус, предатель по имени Якуп. Однако именно о нём тревожилась женщина, на которой он не успел жениться, его ждала все эти долгие годы. И его монологом завершается поэма.

Об этой поэме Мустай Карим сказал: «Я хотел показать, как страшно, когда человек сам сжигает свой мост». Ни отвратительно, ни грустно, а именно страшно. Мустай Карим – точно по словам Пушкина призывает к падшему милость.

Поэма насыщена пугающими образами – плачущая земля, и солнце, буквально утопающее в крови:

И солнце, перед ночью отступая,

В крови горячей захлебнулось вдруг

И, капельками красными стекая.

Обрызгало весь небосвод вокруг.

Однако им противостоят и другие образы – мирной, счастливой природы. Несмотря на войну, зреет рожь, пчелы собирают мёд. Так торжествует гуманизм – образно и сюжетно.

Спектакль по поэме тоже вышел нестандартным. Даже нельзя сказать, что он поставлен именно по поэме. Режиссер-постановщик и автор сценической версии поэмы Ильсур Казакбаев сказал, что хотел изобразить «явь сквозь сновидение». А сны – это смесь образов. Так и в спектакле были использованы образы из книг «Долгое-долгое детство», пьесы «Не бросай огонь, Прометей» из трагедии на древнегреческую тему и многих других. Со сцены звучали письма и дневниковые записи Мустая Карима, и все, в итоге, образовало пейзаж внутреннего мира писателя.

Член Союза писателей, прозаик и драматург Зухра Буракаева оценила постановку восторженно.

– В спектакле отзывается каждое слово – ведь повествование о войне. Сценическое пространство – изломанное небо, изломанная земля, брызги черных вод от бесконечного дождя печали и красного от крови, отчаяния, вспышек ракет в небе. Все потонуло в этих водах – а дождь льет и льет, а невеста ждет и ждет своего возлюбленного с войны, ищет его по всему белому свету, пока не натыкается на свидетеля его позорной гибели. Ильсур сразу дает вневременной разрез всего происходящего на земле – с дневников, с музыки и песен, которые звучат, как феерия молодости, жажды жизни, жажды счастья любви, прерванное войной, – рассказывает Зухра Буракаева, вновь обращаясь к темам, которые для Мустая Карима главные.

Мустай Карим в кино

Театральные постановки рассчитаны на сравнительно узкую аудиторию. Кино достигает куда более массового зрителя. Поэтому, когда хороший материал соединяется с удачным средством, получается глобальный феномен. Им стал фильм «Сестренка» режиссера Александра Галибина.

Кино снято по книге Мустая Карима «Радость нашего дома». Это небольшая лирическая история о мальчике Ямиле из башкирской деревни. Однажды его мать уезжает и привозит с собой маленькую девочку по имени Оксана. Она приехала издалека, из мест, где не говорят по-башкирски – из Украины, однако Ямиль без колебаний называет Оксану своей сестрой.

А после окончания войны семьи Ямиля и Оксаны соединяются, несмотря на различия между ними. Ведь, как говорится в конце повести: «Людей роднят не язык и не богатство, а сердце». И этот урок сегодня не просто актуален, а мучительно актуален.

Этот заряд явно ощутили и зрители, и критики. Отзывы все как на подбор одобрительные:

– Фильм очень удивил в хорошем смысле. Это честное и патриотичное кино. Здесь нет батальных сцен и спецэффектов. Показана жизнь детей в тылу во время Великой Отечественной войны. Показан колорит башкирской деревеньки. Межнациональное общение между людьми в Советском Союзе, – пишет пользователь с ником abelostotzkiy.

– Фильм домашний и по-настоящему человечный, – отзывается veraproskryakova.

– Несмотря на то что фильм о военной поре, он удивительно чистый и светлый. Несмотря на то что вокруг горе и слезы, он удивительно смешной. Это не комедия, но похождения семилетних деревенских пацанов заставляют то и дело хохотать до слез, – пишет аноним.

– Красивые съемки с натуры, такая суровая красота гор, шикарные чистейшие реки, что о войне напоминают только похоронки с фронта и отсутствие мужчин на полевых работах, – пишет mylovetoday11.

– Режиссеру, оператору, актерам, всему творческому коллективу – земной поклон. Впечатлило до слез, – благодарит vparfenova.

Прокатчиком «Сестренки» за рубежом стала студия Disney, что тоже о многом говорит.

Мустай Карим вокруг нас

Есть и более прозаичные доказательства, как актуален сегодня Мустай Карим.

Начать с того, что его книги продают и переиздают.

В этом году в издательстве «Азбука» серии «Русская литература. Большие книги» вышел массивный 700-страничный сборник. Туда вошли детские «Радость нашего дома», «Таганок» и взрослое «Помилование». А в издательстве «Инеш» вышла отдельной книжкой «Радость нашего дома». Солнечные краски повести отразились во множестве ярких, по-детски ясных иллюстраций.

Также Банк России выпустил в обращение серебряную монету номиналом в два рубля с Мустаем Каримом. Она вошла в серию «Выдающиеся личности России». В Южном административном округе Москвы есть улица Мустая Карима. В Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы есть именная аудитория Мустая Карима. Первый круизный четырехпалубный теплоход, построенный на российской судоверфи «Красное Сормово» впервые за долгое время, назвали «Мустай Карим».

Так Мустай Карим остался в веках. В то же время те, кто знал его лично, говорят, что он был безупречно скромным и простым человеком.

– Если делить людей на «холодных» и «тёплых», то Мустай Карим был очень тёплым. Внимательным, глубоко интеллигентным, – говорит наша собеседница, встречавшая Мустая Карима лично. – Например, если он с кем-то беседовал по-татарски или по-башкирски, а к компании подходил русский, он тут же переходил на русский язык. Чувство юмора у него было безупречное. Недаром его близким другом был Расул Гамзатов. Никогда ни о ком плохого слова не сказал. Вообще, он, наверное, любил весь мир.

Когда же Мустая Карима нахваливали за творческие успехи, он говорил:

– Я бы вам поверил, если бы не было Гете, Шекспира, Шиллера, Пушкина, Гоголя, Толстого... Я знаю свое место в литературе.

Мустай Карим говорил на те же важные темы, что и эти писатели. Гуманизм, межнациональное согласие, любовь – именно за них он болел всю жизнь.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен, а также в Telegram «Пруфы», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное