Похоже, что Башкирию ожидает очередной скандал с незаконным расходованием сотен миллионов рублей бюджетных средств. На днях Управление ФСБ по РБ отчитается об аферах в дорожном строительстве, фигурантами которых могут стать дорожники, руководитель госкомтранса и вице-премьер. Начиная с 7 февраля 2017 года в рамках расследования крупной аферы со строительством дорог и моста в Караидельском районе, башкирские чекисты проводят активные мероприятия по выемке документов и опросам в ОАО «Башкиравтодор», ЗАО «Уралмостострой», Государственном комитете РБ по транспорту и дорожному хозяйству и ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ. По данным нашего издания, несколько подозреваемых уже дали признательные показания и оформили явку с повинной. Мост на бумаге В конце января 2017 года в Караидельском районе РБ состоялась установка символического камня в ознаменование начала строительства автомобильной дороги «Обход с. Караидель с мостом через реку Уфу» как составной части большого транспортного проекта «Бирск–Тастуба–Сатка». В торжественной церемонии приняли участие председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству Гилязетдинов Р.К., исполняющий обязанности руководителя ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ Абдулмазитов Р.Р. и представители подрядчиков предстоящей грандиозной стройки в лице Генерального директора ОАО «Башкиравтодор» Халитова Ф.Г. и Председатель Совета Директоров ЗАО «Уралмостострой» Рабухин П.С. На картах и документах существует мост и дорога Если взглянуть на сервис «Яндекс.Карты», то райцентр Караидель и населенный пункт Абызово соединяет трасса Р-317, а на участке через реку Уфа существует мост. Но на самом деле никакого моста нет, летом существует лишь паромная переправа, а зимой переправа по льду. Караидельцы неоднократно обращались к руководству республики с просьбой сделать постоянную переправу, и осенью 2016 года был подписан госконтракт на строительство моста и подъездных путей. Но проблема не только в том, что мост и подъездные пути существуют лишь на картах сервиса, а с декабря 2016 года и в документах государственных органов и строительных организаций. Чужие здесь не ходят Республиканские СМИ молчат, но федеральные издания уже пишут, что строительные и бухгалтерские документы на якобы выполненные строительные работы по данному объекту уже подписаны, в результате чего свыше 230 млн рублей, выделенных из федерального бюджета, растворились на счетах ОАО «Башкиравтодор» и субподрядных организаций. Вся соль в том, что по условиям госконтракта не предусмотрены никакие авансовые платежи, а все работы должны быть оплачены только по факту выполнения. Называются суммы в 45 млн из республиканского бюджета и 178 млн рублей из федерального бюджета. Источники в госкомтрансе республики считают, что такая процедура была изначально формальностью и направлена в угоду ряда близких руководству отрасли компаний, среди которых называются ООО «Дортрансстрой» и ЗАО «Уралмостстрой». Во всяком случае, как они рассказывают, если в процессе тендеров вмешивались сторонние организации, то «Башкиравтодор» отменяло результат торгов и назначало новые с углублением технического задания под заранее известных победителей. Иначе как объяснить, что был отменен тендер, в котором победила фирма из Оренбурга, а в условиях торгов появился пункт «опыт строительства объектов стоимостью не менее 5 млрд рублей»? А сам объект в общем будет стоить не более 450 млн рублей. Кто все эти люди? Вообще «Башкиравтодор», который на 100% является государственным предприятием, в последние годы регулярно попадает в криминальные сводки. За четыре года в нем сменилось 4 руководителя, и со всеми связаны какие-то скандалы: от закупок ГСМ до невыполнения заказов. Мы помним, кадровые перестановки осени прошлого года, когда земляк Главы РБ председатель госкомтранса Ильяс Муниров стал вице-премьером. В комитете его сменил Рим Гилязетдинов, а в «Башкиравтодор» пришел другой земляк главы Фаат Халитов. Как пишут «Новые Ведомости» и ряд других СМИ, упоминание высокопоставленных чиновников отнюдь не случайно. По их мнению, это связано с переформатированием территориального заказа РБ на строительство дорог, которое не могло произойти без влияния данных чиновников. «Независимая газета» со ссылкой на коллег пишет, что Госкомтранс Башкирии находится в зоне прямого влияния Главы РБ, этим, видимо, обуславливалось то, что ситуация долгое время не выходила в публичное пространство. При этом правоохранительные органы пристально следят за дорожной сферой. Федеральное издание считает, что данный скандал вполне может поместить Рустэма Хамитова в «зону риска», когда Кремлю будет необходим еще один пример борьбы с коррупцией в регионах. Есть информация, что после беседы с сотрудниками госбезопасности некоторые лица уже написали явки с повинными. А вот детали всего этого запутанного дела будут известны уже в ближайшее время после брифинга в УФСБ по РБ. Если же дело дойдет до глубокого разбирательства, то это будет уже второй серьезный удар после миллиарда Фонда содействия реформированию ЖКХ по главе Башкирии.