Почему моторы после 50 000 км пробега нуждаются в особом внимании, даже если масло меняется регулярно, антифриз в норме, а аварийный датчик и не думает загораться? На эти вопросы ответим самым тщательным образом. Как говорится, предупрежден — значит вооружен. Какие условия комфортны для мотора? Рабочая температура в диапазоне от 75 до 105С, при которой эффективно взаимодействуют системы управления впрыском, ГРМ и прочих подсистем «движка». Но последняя тенденция такова, что моторы подвергаются повышенным температурам 115 – 130С: производители жертвуют долговечностью мотора в угоду экономичности, динамики и экологичности. Повышается скорость автомобиля, а с ней и скорость, с которой «летят» резиновые и пластиковые элементы навесного оборудования, а также вся поршневая группа. Уже после 50 000 км пробега материалы системы охлаждения сильно изнашиваются, возможности радиатора деградируют, помпа или ее привод выходят из строя. Температура холостых оборотов 120-130С на ходу снижается до приемлемых 85 – 90С. Это позволяет двигателю работать… еще какое-то время. Для охлаждения моторов используются системы со сложнейшей конструкцией. Это: · множество скоростей вращения вентиляторов для обдува радиатора; · несколько вентиляторов с разными режимами; · регулируемый термостат с 2 диапазонами работы за счет нагревательного элемента (почти на всех моделях); · «воздушный термостат» — жалюзи с электроприводом, улучшающие аэродинамику машины на повышенной скорости (на премиальных авто). Вся эта система нуждается в контроле: большинство автомобилей оборудованы указателем температуры двигателя и аварийной лампой, которая зажигается при перегреве. Почти все автомобилисты уверены: если указатель в зеленой зоне, лампочка не горит, а значки масла и антифриза не моргают, то беспокоиться не о чем. Как пишет издание «Колеса», «умная» система не хочет напрягать вас «лишней» информацией, поэтому индикаторы не отражают реальной сути вещей. Стрелка покажет «около 90» и при 85, и при 125 градусах. В пробках и на ходу она может стоять намертво и уже при перегреве, то есть повышении температуры аж до 150 градусов, сдвинется с места. Тогда аварийный индикатор, конечно, сработает, но, возможно, будет поздно. Лучше периодически проверять мотор с помощью специальных сканеров – они есть в сервисных центрах. «Штатный перегрев»: пациент скорее жив, чем мертв Современные бензиновые двигатели настроены на работу при 115-125С, но их реальная рабочая температура зачастую выше. Охлаждающая система постоянно работает на пределе возможностей. При любой неисправности, к примеру, потери герметичности, двигатель может «стукануть». Это так называемый «нормальный перегрев»: система управления уже не справляется с регулировкой температуры, но та еще не достигает критического уровня. Пока водитель пребывает в счастливом неведении, двигатель разрушается. Пока индикатор температуры упрямо показывает «норму», водитель замечает «опасные звоночки»: · машина разгоняется и едет хуже; · кондиционер еле справляется со своей функцией; · топлива расходуется больше; · «уходит» понемногу масло. Еще большие неприятности скрыты от его глаз: они происходят внутри «движка», медленно, но верно провоцируя необратимые последствия. Какие из них самые опасные, нам рассказали мастера сервисных центров: · повреждаются поршни; · из-за пониженного давления масла появляются задиры и прихваты на блоке цилиндров; · температура поршня и поршневых колец резко возрастает, а масло коксуется. С течением времени радиаторы загрязняются, ремни помпы проскальзывают, система охлаждения «стареет», и рабочая температура больше не снижается с «холостых» 130 до «ходовых» 90. «Максимальная рабочая» температура переквалифицируется просто в «рабочую» – теперь двигатель постоянно трудится в аварийном режиме, а водитель вскоре столкнется с вытекающими из этого последствиями. Особенно тяжко автомобилям, часто оказывающимся в пробках. Пару лет – и они из боевых коней становятся выдохшимися клячами: масло «уходит» литрами, катализаторы – на последнем издыхании, от былой мощности в лучшем случае остается 50%. Завершающий этап «нормального» перегрева Реальный перегрев — как инфаркт для машины, сопровождаемый неприятными синдромами: · из-под капота валят клубы дыма; · двигатель клинит; · блок цилиндров деформируется; · антифриз «уходит» в масло, оно пенится, «летят» все органы и системы автомобиля, фатальных последствий уже не избежать. Дорогие водители, держитесь! Не доведите до предынфарктного состояния еще и себя. Вам теперь предстоит решить серьезный вопрос – ставить «контрактный» двигатель, ремонтировать остатки старого мотора или покупать новый? Как не допустить штатного перегрева? · выберите оптимальный режим езды и избегайте пробок; · всегда следите за уровнем масла – не по лампочке на панели приборов, а по щупу; · не меньшее внимание уделяйте уровню антифриза; · запишитесь в сервисный центр, где конструкция двигателя будет доработана. Если повезет «нарваться» на профессионала, вы не только спасете авто от теплового удара, но и продлите срок его «молодости». Не дайте своему автомобилю постепенно зачахнуть, лишиться сил и мощности! Мы же в ответе за тех, кого приручили. К тому же в случае перегрева вам будет жаль не только машину, но и ту огромную сумму денег, которую вы оставите в сервисе.