пришлите новость

«Плевок нам в лицо». Доводы против выставки в Уфе распиаренных властями работ отсидевшей экс-чиновницы

14:28, 16 сентября 2022

Спойлер: «экспрессионизм» Евгении Васильевой разместили среди экспонатов русской православной живописи

«Плевок нам в лицо». Доводы против выставки в Уфе распиаренных властями работ отсидевшей экс-чиновницы
Фото и коллаж: Ольга Блажнова

Творчество Евгении Васильевой, жены экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, вызывает эмоции даже у людей, от искусства далеких. Дело не в мастерстве автора, не в высокой художественной ценности, но в скандалах и провокациях, неизменно сопровождающих экспозиции Васильевой. В начале этой недели в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова в Уфе открылась выставка «Время и вечность». Корреспондент Пруфы.рф посмотрел на работы бывшей чиновницы Минобороны РФ и поёжился. От чего – читайте в материале Ольги Блажновой.

1663227517110.jpg

Выставка № 2

Посещение экспозиции Евгении Васильевой – тот случай, когда идешь на выставку не ради искусства, а с чувством журналистского долга. Авторка наделала шуму еще в феврале, когда привезла в Нацмузей Башкирии свою «Бурзянскую пчелу». Теперь же в музее им. Нестерова в Уфе демонстрируют «Время и вечность». 

Обе выставки открывали с помпой и ВИП-лицами: председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином, министром культуры Башкирии Аминой Шафиковой, женой главы Башкирии Каринэ Хабировой. В первом случае присутствовал еще и вице-премьер регионального правительства Азат Бадранов, а на этот раз – и сам руководитель республики Радий Хабиров.



«Бурзянскую пчелу» запустили в Нацмузее 1 февраля этого года, но попасть туда автору этого текста не удалось. Времени сначала не было, а потом, после 24-го, оно и вовсе остановилось, и выставка напрочь вылетела из головы. Признаться, и желания большого не было, хватило картинок в интернете и отзывов в соцсетях. Но на этот раз — вторая выставка за год! — отвертеться не удалось.

Чтобы оценить важность события, вспомним историю главной героини.

1663223894909.jpg

EVA? Кто такая EVA

EVA – творческий псевдоним Евгении Васильевой, бывшей чиновницы Минобороны России и главной обвиняемой по уголовному делу «Оборонсервиса». В 2015 году экс-руководительницу департамента имущественных отношений Минобороны РФ Васильеву признали виновной в мошенничестве с использованием служебного положения. В колонии она провела 34 дня и вышла по УДО за 27 месяцев до истечения пятилетнего срока, назначенного судом в качестве наказания.

«Родилась» EVA в 2014-м, благодаря клипу «Розовые тапочки». В то время экс-чиновница была под следствием, с ноября 2012 года содержалась под домашним арестом. Текст песенки отсылает к эпизоду обыска у Васильевой, когда следователи нашли (по информации федеральных СМИ) тапки большого размера. Утверждается, что следователи также застали в квартире любовника Васильевой — Анатолия Сердюкова, который в то время ещё был министром и мужем Юлии Похлебининой.

Как художник Васильева выставляется с того же, 2014-го, года. Открытые источники сообщают, что ее работы входят в личную коллекцию Пьера Кардена, собрание музея итальянского и международного современного искусства Джибеллина, музея керамики Кальтаджироне, музея изобразительных искусств Татарстана, Национального музея Башкирии и Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, а также в коллекцию ЦДУМ России.

LOXrceS9ETg.jpg

102 холста, покрытых краской

Первое, что поражает при входе на экспозицию в «Нестерове» — продуктивность Васильевой. Попытка сосчитать количество холстов (все они датированы 2021 и 2022 годами) провалилась с треском в первом же выставочном зале. А залов, на минуточку, три.

Выручил директор музея Айрат Терегулов, владеющий точными цифрами: восемь скульптур, две графики и 102 экземпляра живописи.

Признаться, скульптуры в экспозиции остались незамеченными, всё внимание оказалось сосредоточенным на холстах, покрытых краской. Одни задерживают около себя дольше, другие не задерживают вовсе. Где-то во втором зале глаз устает от однотипных образов, и останавливаешься только там, где меняются краски или появляются новые фигуры. Подписей с названиями работ нет, и это сильно усложняет поиск смысла нарисованного.

1663223894860.jpg

Шок и ступор настигают у арки из третьего зала. К этому времени увиденное оседает в памяти огромным пятном, грязным от смешения красок. Редкие экземпляры все же выделяются на его фоне. Но выставка Васильевой продолжается!

Следующий, четвертый зал, отведен под экспозицию русской православной живописи. Соседство образцов иконописи на теплом дереве и контрастных черно-белых холстов Васильевой поражает. На фоне дискомфорта от несочетаемости цветовой гаммы сюжеты кажутся страшными, едва не сатанинскими.

«Здесь проложена дорога в ад, даже если ада не существует», — эта мысль не оставляет до самого выхода. 
1663223895034.jpg

Несколько абстрактных рисунков Васильевой выставлены и на первом этаже, среди картин «хозяина» музея Михаила Нестерова, Давида Бурлюка, Константина Айвазовского и других классиков изобразительного искусства.

— Внедрение современного искусства в классические залы широко практикуется, в этом нет никакой новизны, — прокомментировал руководитель музея Башкирского государственного художественного музея Айрат Терегулов. — Противопоставляется классика и современность. В этом есть провокация. Когда икона находится не в Храме, а в витрине, она уже не несет сакрального значения, становится художественным экспонатом.
Но эффект производит отнюдь не соседство современного искусства и религиозной классики.

1663223895226.jpg

Богатый дух

Для понимания творчества Васильевой директор музея Терегулов посоветовал вспомнить картины немецких художников середины прошлого века. А вот что сообщает Википедия (является иностранным лицом, нарушает законы РФ - РКН):

«Экспрессионизм — это модернистское движение, зародившееся в Северной Европе примерно в начале XX века. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх».
1663223894375.jpg

Именно этот жанр выбрала Васильева, чтобы выплеснуть свой внутренний мир на холсты. Родилась она в 1979 году, воспитывалась в обеспеченной семье, единственная дочь предпринимателя Николая Васильева — совладельца компании, которая производит кабельную продукцию для «Ростелекома», «Вымпелкома», «ТрансТелеКома» и прочих. С 2006 года Васильева жила и работала в Москве на хороших должностях, как в коммерческих фирмах, так и в госведомствах. В сентябре 2014 года, находясь под домашним арестом с обвинениями в коррупционных преступлениях, она стала членом Международного художественного фонда. Для членства в этой престижной организации необходимо высшее художественное образование, но не в случае с Васильевой. Диплом она получила только спустя несколько лет.

Для уфимцев важен еще один факт: Каринэ Хабирова называет Васильеву своей подругой. Неудивительно, что выставки такой персоны открываются с шумихой, а журналисты слетаются словно мухи на конфетку.

О чем говорят искусствоведы

Журналисты Пруфы.рф пытались получить комментарий о творчестве Васильевой у местных искусствоведов, но найти эксперта оказалось непросто. Нам отвечали, что на выставках не были, работ не видели, поэтому и сказать нечего. Добыть хоть что-то удалось в Сети.

1663227517099.jpg

Во-первых, рецензия к «Времени и вечности» на сайте музея им. Нестерова сообщает, что Евгения Васильева — почётный член Российской академии художеств, член Творческого Союза художников России, кавалер ордена Почёта РФ. Приводятся и другие ее регалии и «достижения». Кроме того, значительную часть текста автор отводит философским размышлениям о понятиях непосредственно времени и вечности, их взаимосвязи.

Для сравнения, в рецензии на творчество Давида Бурлюка автор указывает на типичную для художника «пронзительную чувственность». Полотна описываются так: «Рельефно вылепленная, пластически объёмная корпусная фактура, обогащённая короткими импрессионистическими мазками или виртуозно закрученными “нашлёпками”».

Или вот описание экспоната на выставке фарфора: «Трогательная по росписи и восхитительная по своему ажурному декору». Или текст о православной живописи: «Сюжет отличается наивысшим эмоциональным напряжением, спровоцированным как содержанием самого известия, так и его непредвиденностью»

В описании авторы активно используют прилагательные, умело передают эмоции. Ничего подобного в афише к выставке EVA нет. Ни слова о мастерстве Васильевой и художественной ценности ее работ.



Мнения

Отзывы о творчестве EVA Пруфы.рф нашли в соцсетях.

«Любопытство своё взяло, и ещё до выставки, в хранилище, мельком ее "работы" я всё же глянула. Просто потому, чтобы оценить объективно. Оценила. На открытие выставки не пошла», — поделилась российский искусствовед, эксперт по художественным ценностям, автор множества книг по искусству Республики Башкортостан Ирина Оськина.
MyCollages.jpg

Художник и преподаватель изобразительного искусства государственного Колледжа Петербургской моды (Санкт-Петербург) Константин Белов считает, что современную Российскую академию художеств следует благодарить за «такое искусство».

«Васильева выставлялась в залах Академии художеств. То есть где-то наверху, в управлении этой академии, принималось решение о том, что это можно, — прокомментировал Белов в интервью Петру Баранову для блога “Товарищ Краснов”. — Студенты пришли с протестом. Они держали в руках распечатки работ великих художников и показывали: искусство — это то, что у них в руках. Мне кажется, что уровень культуры искусствоведа, да и художника, должен быть таков, что при появлении подобной выставки они на саму выставку просто не приходят. Проигнорировать. Сам протест должен носить эстетический характер. А Васильева — это плевок в лицо государству».
Напомним, что выставки Васильевой в Уфе продвигаются на государственном уровне. И в этом смысле любопытен комментарий политолога к перфомансу «Розовые тапочки», который она организовала, будучи под следствием и домашним арестом.
«Это информационная контригра, суть которой заключается в том, чтобы перебить информационную повестку, — комментировал тогда для НТВ политолог Дмитрий Абзалов. — Если следствие пытается ее представить именно как основного организатора [преступления], мозговой центр всей операции, то она пытается себя изобразить как человека, очень далекого от таких сложных, многоступенчатых ходов».

Выставка Васильевой, как и проект Евразийской библиотеки-юрты, и колоннада на Советской площади руководством республики навязываются нам как образцы высокого искусства. Совсем недавно Хабиров назвал Салавата Щербакова великим скульптором. Работа Щербакова по внедрению античной архитектуры в сталинский ампир Советской площади, напомним, оплачивается из бюджета, то есть деньгами налогоплательщиков — нас. Колонны сейчас в процессе изготовления. Вряд ли случится чудо, и эти «столпы творения» останутся пылиться в мастерской. Судьба проекта Юрты пока держится в секрете. Но в случае выставки «гениальной художницы» выбор есть: последовать совету Белова и проигнорировать, либо все-таки сходить, чтобы сделать собственные выводы. К счастью, право принимать решение самостоятельно у нас пока никто не отнимал.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное