пришлите новость

Чиновники Башкирии решили подкормиться на карьере Башкиравтодора

10:10, 23 марта 2023

Основной карьер госпредприятия целенаправленно подводят к краху

Чиновники Башкирии решили подкормиться на карьере Башкиравтодора
Фото с сайта Башкиравтодор

Не успели мы на прошлой неделе на примере электрических сетей Стерлитамака написать о том, как силовики в лице Прокуратуры РБ начали ломать сомнительные схематозы (прожекты, делянки, кормушки – читайте, как сами понимаете) башкирских чиновников, как стало известно о новых.

Дороги и не дураки

Как мы и анонсировали в прошлую пятницу по поводу визита оперативников ФСБ в республиканское АО «Башкиравтодор» (далее БАД – прим. ред.), интерес службы был не только к закупкам по завышенным ценам у дружественных поставщиков. Силовиков также интересовали документы, касающиеся трех крупных карьеров БАДа в Мурсалимкино, Абзаково и Искужино. На этом моменте скажем: «Бинго!», - так как пару месяцев назад нам стало известно о планах некоторых руководителей нашей республики, предположительно заключающихся в том, чтобы сделать себе очередную «кормовую базу» вокруг этих карьеров. Якобы они хотят как минимум один из них отдать в частные нужные руки, а в перспективе «правильно» приватизировать и весь Башкиравтодор.

АО «Башкиравтодор» не обязано публиковать в открытом доступе полную отчетность, а данные открытых сервисов не дают сведения по структурным подразделениям, к коим и относятся карьеры. Зато у нас есть информация и экспертное мнение множества работников Башкиравтодора, представленные ими некоторые документы и любопытные слухи о том, как бывший таксист с печальным лицом периодически появляется в Москве с «чемоданом денег». Он не знает, кому можно его отдать, чтобы избежать в будущем уголовного преследования.

Поэтому, уважаемые читатели, к данной публикации просим отнестись не как к полноценному расследованию, а, скорее, как к прогнозу развития событий, оценки ситуации, призыву к общественности и правоохранительным органам.

Вечные присосавшиеся

Вообще, тема АО «Башкиравтодор» для нас совсем не новая. Это мы писали расследования о том, как пресловутый «Балтачевский клан» взял под контроль дорожную отрасль, устроил "траблы" в одноименном районе с дорогой Караидель – Сатка, как украли на поставках дорожной техники. Это были миллиарды рублей, ушедших в никуда (или в карманы нужных людей). Под занавес в этих темах умудрилась засветиться аж сама Гульшат Хамитова. Но если кто-то думает, что после смены команды что-то в этой коррупционноемкой отрасли изменилось, то он ошибается.



За последнее время у нас сложилось понимание, что у Башкиравтодора осталось два основных карьера инертных материалов (камень, щебенка, ПГС), без которых невозможно дорожное строительство. Один из них находится в селе Мурсалимкино Салаватского района, а второй - в Абзаково Белорецкого района. К ним проложены железнодорожные пути. Главный из них для БАД – Мурсалимкино. Абзаковский камень имеет малую степень излучения, поэтому используется для дорог внутри больших городов, так как его совокупный радиационный фон находится в приемлемых нормах для городов. Поэтому на дорогах между населенными пунктами используются материалы из Мурсалимкино. Если взять в единый комплекс станцию Мурсалимкино, станцию Уфа, всю сеть железнодорожных путей республики, а еще и речной порт в Уфе, то данный карьер закрывает около 2/3 территорий республики. Это мы вам сообщаем в качестве «дано» в этой задачке по желанию нажиться кого-то из наших чиновников.   

Сознательный тупик

Понятно, что ни один карьер в мире не может работать вечно, рано или поздно запасы истощаются. И это не то же самое, что месторождение. Карьер, в данном случае БАДовский в Мурсалимкино, занимает лишь часть месторождения. А на месторождении есть как нетронутые участки, так и действующий карьер компании «Синтезхим».

карьеры.jpg

Поэтому еще при предшественнике Ильдара Юланова в БАД – директоре Андрее Пролипото (к которому у нас также было ранее множество вопросов) – рассматривались два варианта продолжения работы БАД на карьере в Мурсалимкино: получение свободного соседнего участка или же покупка карьера у «Синтезхим». Сразу же ответим на возможный вопрос - а зачем на это соглашаться Синтезхиму? У БАДовского карьера есть большие и комплексные мощности по оборудованию и постоянная клиентура в лице районных ДРСУ. В таком соседстве частнику сложно рассчитывать на слишком большую прибыль. Именно поэтому, по нашей информации, «Синтезхим» в последние годы был вполне готов продать Башкиравтодору свой участок под разработку, тем самым решив проблему с сырьем. Судя по тем же бизнес-сервисам, Синтезхим сейчас проходит процедуру банкротства, поэтом продажа своего участка могла сохранить компанию. К слову, среди учредителей этой компании есть ООО «Альянс», которое находится в том же здании, где действует компания «Киви» и куда на прошлой недели и приходили сотрудники ФСБ.      

Возможную сделку не одобрили где-то наверху, Пролипото ушел с должности, а рулить сел «таксист». А вот вариант с получением под разработку соседнего свободного участка сразу был заблокирован в Минэкологии РБ.

Мы на этом моменте предполагаем схему создания проблем и искусственного снижения стоимости ключевого карьера государственного предприятия. В итоге карьер Башкиравтодора в Мурсалимкино постепенно, но неумолимо идет к большим проблемам, а буквально едва ли не все ДРСУ БАД сегодня задыхаются от нехватки инертных материалов. Поэтому во время оперативного совещания в правительстве по понедельникам вы смотрите в честные глаза Прочаковской, Клебанова или Головановой, а потом смеетесь вместе с Радием Хабировым о том, почему за неделю весны проблема снега уступила проблеме дорог. Да просто нет материалов для ямочного ремонта, Радий Фаритович.

Снова схематоз

То, что это не просто стечение обстоятельств, а запланированные действия, нас заставляют думать следующие обстоятельства: неразрешение сырьевого вопроса для карьера БАД, что приводит к снижению его стоимости и появлению неожиданного стороннего игрока. Оказалось, что около месяца назад официальным арендатором Мурсалимкинского карьера БАД стало некое ООО «Шахтинский карьер» аж из Ростовской области. Бизнес-сервисы показывают, что данная компания - если не «шарашкина», то «мамкина» контора по своим финансовым показателям.

показатели.jpg

«На сегодняшний день остаточные запасы известняка в Мурсалимкинском месторождении непригодны для производства щебня, который используется для изготовления асфальта. Кроме того, изношенная дробильная фабрика не позволяет проводить определенные виды работ на карьере. В связи с чем наблюдается увеличение затрат и его нерентабельное содержание. На данный момент рассматривается возможность производства работ совместно с «Шахтинским карьером».

Именно так комментируют ситуацию в Башкиравтодоре, но сразу запинаются на вопросе, а почему именно у данной компании такие смешные показатели.

Но случилось именно так. А на этом этапе республика имеет следующие моменты. Есть определенные запасы сырья на несколько лет вперед в рамках действующей территории разработки месторождения. Новые участки под разработку необъяснимо не согласовывает сама республика. Купить соседний участок у частной компании не разрешает начальство. Вместо этого государственный карьер отдают в аренду частной непонятной компании. Параллельно в недрах Правительства РБ зреет план по придумыванию приоритетного инвестиционного проекта, а карьер по дисконту с одним единственным участником торгов уйдет в собственность арендатору. А дальше возможны разные варианты, но с одним итогом. Новому собственнику могут разрешить разработку свободного участка месторождения. Но еще красивее через подставных лиц купить участок «Синтезхима» и оттуда возить недалеко сырье на карьер БАДа, но диктовать уже свои цены чуть ли не всему республиканскому рынку. В любом случае, цены на инертные материалы для всех потребителей, в том числе и государственных, возрастут. Ничего «красивого» здесь нет, абсолютно примитивная схема вывода госимущества. Недавняя история с АСТ об этом свидетельствует. Тем более, что после потери карьера загнется и сам Башкиравтодор. Но авторов схем это не интересует.

Почему нервничает Хабиров  

В завершение наших, повторимся, прогнозов, предположений и оценок ситуации все же заденем фактор политики. Радий Хабиров ощутимо нервничает. По всем «темкам» силовики в лице ФСБ и прокуратуры сжимают кольцо: Башспирт, Медтехника, АСТ, а теперь еще и Башкиравтодор. Вот и приходится даже в день рождения организовывать целую кампанию по проявлениям всенародной любви к Башлыгы. По линии самого АО «Башкиравтодор» на фоне выемки документов ФСБ пришлось срочно рожать публикации в СМИ про прибыль предприятия почти в 30 млн рублей. Но то, что прибыль примерно на таком уровне была уже много лет, а долги - на 9 млрд, эти публикации стыдливо упускают.

Но самое интересное, что, как нам кажется, сам глава РБ упускает инициативу. «Таксист» может считаться его человеком, но это уже не имеет значения. По аналогии с Башспиртом на мягких лапках тут, возможно, подходит второе лицо республики – Андрей Назаров. Сначала смена условно сидякинского менеджмента в АО «Башспирт». А вот назначение туда бывшего строительного вице-премьера Раифа Абдрахимова вообще оказалось выстрелом в двух зайцев. Премьер еще к тому же избавился от человека, который до этого курировал Башкиравтодор. Схему с возможным приоритетным инвестиционным проектом по Мурсалимкино причисляют ему. Как же все на самом деле обстоит, мы будем еще разбираться. Но вот почему-то не сомневаемся, что большая часть изложенной нами версии окажется полной правдой. Особенно в части, кто будет наживаться.

Ну и в качестве анонса сообщаем, что в ближайшее время расскажем вам занимательную историю про молодых парней-таксистов, которые неожиданно стали миллионерами. Про компании «Киви», «Сколхимпром», любителей дорогих автомобилей и легкой жизни. Для этого им нужно было жить в одном общежитии, заниматься извозом, одному из них влезть в команду Хабирова, стать руководителем госпредприятия, а затем затянуть на господряды по завышенным ценам своего соседа по общежитию. Ильдар Гизитдинович, готовьтесь.

  • Ранее мы писали, что ведущее дорожное предприятие республики стратегического значения – АО «Башкиравтодор» – показывает миллиардные убытки, в то время как аналогичные госкомпании в других регионах успешно работают на прибыль. Что происходит с флагманом дорожной отрасли Башкирии, и как получилось, что компания одной рукой отправляет гумпомощь и отдает свой завод с техникой, а другой сокращает своих сотрудников и закрывает филиалы?

  • В конце декабря 2022 года АО «Башкиравтодор» подало в суд на ГКУ «Управление дорожного хозяйства РБ». Суд Башкирии решил не рассматривать иск, поскольку заседание, назначенное на 3 марта, обе стороны проигнорировали.

  • 18 января стало известно, что «Башкиравтодор» хотят объявить банкротом



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное