Путин: Посмотрел, как тратятся эти дорожные фонды, выяснилось, что денег там, в общем‑то, и немало, но очень много средств уходит нецелевым образом на решение других задач. И в этой связи, мы с правительством еще подумаем, но я считаю, что, конечно, надо будет, первое, окрасить расходы из дорожного фонда, против чего раньше всегда возражали руководители регионов. Потому что это было для них и является до сих пор определенным загашником, что ли, из которого можно взять средства на другие цели. Нужно окрасить эти средства и сделать так, чтобы средства шли именно на дорожное строительство или на капитальный ремонт, тем более что на капитальный ремонт из дорожных фондов расходуется не больше, чем 10 % сегодня.
В этом году принято решение увеличить акцизы на моторное топливо на 2 рубля. Изначально мы планировали, что все эти деньги пойдут как раз в региональные дорожные фонды, но Минфин планирует забрать эти два рубля в федеральный бюджет. Думаю, что здесь нужно найти компромисс и как минимум один рубль все-таки оставить в дорожных фондах регионов. Это примерно около 40 млрд рублей, и в целом это, надеюсь, повлияет на качество дорог.
Путин: И чеку, и правительству, и скажу почему. Здесь нет никакого противоречия. Правительство говорит о средней инфляции по году, но она не 12,5, она 12,9 %. Что касается вклада в инфляцию различных составляющих, то рост цен на продукты питания является существенным в этом смысле. В прошлом году, особенно в начале, цены подросли существенным образом, где то, по моему, на 14 %, но в третьем квартале прошлого года цены на основные продовольственные группы даже снизились. В начале этого года рост составил где то 2,2 %, поэтому правительство нас не вводит в заблуждение, так и есть действительно. 12,9 % – это немало.
Путин: В этой связи у правительства два возможных пути решения вопроса: либо субсидировать промышленность, но надо понять, есть ли в бюджете на это соответствующие средства, либо в какой-то степени отпустить эту цену. В течение 1,5–2 месяцев, может быть, какие-то другие будут найдены решения. Во всяком случае перед правительством стоит такая задача: в ближайшие 1,5–2 месяца эту проблему так или иначе решить. Вот таким образом.
Путин: В прошлом году запланированный рост тарифа был 8,7 % – это средний. Реально он вырос в среднем тоже на 8,5 %. С июля этого года тариф может подняться в среднем – таково решение – на 4 %. При этом регионы могут сами принимать решение: или вообще не повышать, либо повышать чуть больше, вплоть до 10 %. Но губернатор имеет право принять это решение только по согласованию с депутатами муниципальных собраний. То есть люди, которых население избрало, должны согласовать вот это повышение свыше 4 %, и в том случае, если это дополнительное повышение вызвано необходимостью каких то ремонтных инвестиционных работ, чтобы подготовиться, скажем, к зиме, чтобы электростанция, тепловая составляющая, сети не развалились, а, наоборот, содержались в нормальном состоянии.
У нас давно принят закон и давно действует правило, согласно которому если совокупный доход семьи таков, что свыше 22 процентов от этого совокупного дохода уходит на оплату тарифа ЖКХ, то семья имеет право потребовать компенсацию.
Путин: Написать, что пальмовое масло убивает? Это перебор. Не все считают, что это уж так вредно для здоровья, хотя определённое надувательство потребителя, конечно, есть. Если в сыре, сливочном масле, еще в каких‑то продуктах большое количество этого пальмового масла, а продается это как натуральный продукт, то это, конечно, в известном смысле есть доля надувательства потребителя. Что касается того, можно ли написать на упаковке какого‑то товара, что есть внутри, в том числе и про пальмовое масло, это написать можно и даже нужно, я с вами полностью согласен. Этот вопрос решается в рамках так называемых технических регламентов, то есть мы должны принять решение, которое обязало бы производителя написать то, о чем вы говорите, на пачке, и крупными буквами.
Если по каким‑то причинам нам не удастся это сделать, то существует еще один путь, а может быть, даже полтора. Вот какие: ввести акцизы на пальмовое масло, но тогда это может привести к повышению стоимости части продукции, которая поступает на прилавки, или договориться с производителями, что они в добровольном порядке пишут на этикетках состав продукта, который предлагается к продаже, а за это правительство не вводит акциз на пальмовое масло. Это такой предмет переговоров с производителем.
Путин: Если люди, которые хотят проголосовать за «Единую Россию» или хотят проголосовать за какого‑то другого кандидата, которого считают более достойным, будут относиться ответственно к своим обязанностям избирателя, то мы получим ту власть, которую страна хочет. И поэтому я всё‑таки поддержал бы тех, кто придёт, хочет прийти, собирается прийти на избирательные участки и проголосовать на выборах депутатов Государственной Думы.
Путин: Ведь и в странах, которые претендуют на то, чтобы называть себя странами развитой демократии, на самом деле всё то же самое происходит. Здесь чехарда – она может быть и опасной даже. Посмотрите, на протяжении веков уже в Соединённых Штатах две партии только наверху: Демократическая и Республиканская. А, скажем, в Европе, во Франции – социалисты и консерваторы; в Федеративной Республике – христианские демократы, «Христианский демократический союз», вместе они, «Социал-демократическая партия», либералы, но они так где то.