пришлите новость

«Вы нам мешаете работать». Интервью экс-главы Иглинского района Ришата Исхакова

14:00, 02 октября 2019

Заслуженный работник сельского хозяйства РФ и РБ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, экс-руководитель Иглинского района и владелец успешной компании «Башкирские газоны» Ришат Исхаков рассказал, что должна делать власть, чтобы быть полезной.

«Вы нам мешаете работать». Интервью экс-главы Иглинского района Ришата Исхакова

– Ришат Сальманович, вы как бывший глава Иглинского района, какую оценку дадите деятельности нынешней администрации? На ваш взгляд, справляются ли они с задачами и как это отражается на местной экономике?

– После меня уже работает третий глава района, и все они посвятили свое основное время привлечению инвестиций, изучению чужого опыта, в том числе зарубежного. А ведь в свое время в Иглинский район ездили изучать так называемый «Иглинский вариант» инвестиций в сельское хозяйство.

_MG_0715.jpg

Сельскохозяйственная техника «Башкирские газоны»

– Заключался он в том, что для развития сельского хозяйства привлекались внутренние инвестиции местных предпринимателей. Муниципалитет со своей стороны предоставлял им в безвозмездное пользование здания и сооружения бывших колхозов и совхозов, 15 тысяч голов скота и техники. Половину стоимости техники, которая закупалась сельхозпроизводителями района, мы дотировали из районного бюджета. Предприниматель инвестировал свои оборотные средства в производство, и те предприятия, которые потом придерживались первоначальных «правил игры» и не позарились на всякие кредиты и гранты, успешно работают по сей день. Мы тогда решили проблему занятости деревни.

– А теперь какую задачу хотите решить на селе?

– Сейчас ставят в вину сельчанам то обстоятельство, что земли сельхоз назначения не так распаханы, как при СССР. Но ведь раньше мы весь мир кормили, и все, что производилось, гарантированно закупалось государством. Кому это теперь надо? Если бы это было выгодно сельхозпроизводителю, то он и без указки сверху знает о своей выгоде.

PHOTO-2019-08-23-09-22-57.jpg

Улица к мечети и кладбищу в деревни Акбердино

Если бы это надо было республике, то она бы довела план закупок и цены до необходимого уровня. Почему районные муниципалитеты все пытаются заставить фермеров заниматься тем, что им не выгодно и вогнать их в убытки? Ради отчета и рейтинга? Но при этом не хотят нести никакой солидарной ответственности за последствия своих указаний. Для трансформации бизнеса важен, в первую очередь, местный опыт. Зачем искать на стороне инвесторов на такие неприбыльные в этих местах производства? Чуда не бывает. Сперва надо разобраться в причинах, прежде чем обвинять местных фермеров в нежелании производить. В Аргентине, например, тысячи гектаров лучших земель отведены под культурные пастбища, где производится дешевая мраморная говядина. И там ни у кого не хватает ума заставлять фермеров распахивать эти земли и выращивать зерновые. Инвесторов у нас в стране теперь не так уж много, и они сами придут, куда им надо. Но они никогда не придут в район, где пренебрегают своими бизнесменами.

PHOTO-2019-08-23-09-22-57 (1).jpg

Урундинский сельский клуб

Где сейчас тот муниципальный скот, техника и другое, которое составляло инвестиционный фонд Иглинского района? Все разбазарили. Не зря в Иглинском районе многие председатели КУМС закончили свой трудовой путь уголовными делами. Наш сельсовет, расположенный рядом со столицей, для таких людей словно медом намазан.

– Но почему? И как такие люди оказались у власти? 

– Попали они в местные депутаты из-за того, что верхние эшелоны власти при Хамитове не обращали на местный совет никакого внимания. Но вакуума во власти не бывает.Это почувствовали дельцы, выдвинули своих депутатов, избрали своего главу.

Пришлые депутаты порой не знают местных людей, местность, традиции и в силу этого в деревнях не имеют авторитета. Их в депутатстве, в большинстве случаев, интересует только лишь то, какую материальную выгоду можно извлечь с этого статуса. Поэтому такие бесполезны и населению, и для власти в силу того, что не могут мобилизовать местных жителей на решение задач республиканского и федерального значения, например, на выборы.

PHOTO-2019-08-23-09-22-57 (3).jpg

Эта улица похоже ни разу не ремонтировалась

Я с 1995 года живу в д.Акбердино и до моего приезда в эту деревню, в республике не то чтобы про неё,даже про район мало что было слышно. Все, что там есть, было создано при мне, под моим непосредственным руководством. Я до сих пор там живу и работаю, и все, что пишу про этот сельсовет- не праздное наблюдение обывателя. Выводы специалиста, если хотите, исходящие из работы данного сельсовета. Думаю, что в местные советы надо избирать местных депутатов, заинтересованных в стабильности и развитии своих территорий. Кайф управления заключается в том, что ты собираешь вокруг себя сильных людей и управляешь сильными. Если соберешь ничтожества, то сам скоро им уподобишься.

– Что же вы предлагаете?

– Я считаю, что должно быть наставничество и преемственность поколений управленцев. Но обычно в районы отправляли поруководить тех, кто до этого даже «тремя курицами не командовал». Теперь такому человеку предстоит в течение 2-3 лет стать главой. А как? Этому не обучают, остается лишь выучиться самому. При этом новый глава с приходом на должность первым делом разгоняет работоспособную команду предшественника и набирает комфортный для себя коллектив. Но эту команду научить работать не может, так как сам не знает. Такой точно не завоюет авторитета у местных предпринимателей и тем более инвесторы в такой район тоже не придут, поскольку видят, что первые шаги новоиспеченного главы – отобрать у кого- нибудь что-нибудь и перераспределить по своим. А добрый хозяин не чужое перераспределяет, а свое создает и делит. 

PHOTO-2019-08-23-09-22-57 (2).jpg

Карамалинская сельская библиотека

Тот, кто способен на такую работу, давно нашел себя в бизнесе или в другом месте. И уж тем более ради работы в муниципалитете вряд ли кто-то бросит свое дело. Там ведь зарплаты небольшие, а ответственность огромная. Идти туда приворовывать тоже не вариант, все мы наслышаны, как в последнее время не чистых на руку чиновников сажают пачками. На местах уже так напуганы уголовными делами, что уже трудно найти чиновников, не боящихся расписаться на документах. Многие начальники на сомнительных, на их взгляд, бумагах заставляют расписываться подчиненных, или, придавая этому форму коллегиальности, заставляют расписываться совет депутатов, как у нас в сельсовете. Во времена Рустэма Хамитова никто с них ничего не требовал и не знал, наверное, что, как и с кого требовать.

– Вы думаете, это поможет?

– К сожалению, в последние годы в республике наблюдалось абсолютное пренебрежение к местным, опытным кадрам. Например, по каким-то причинам увольнялся глава района или какой-то начальник управления. Про него бывшие коллеги начинают говорить «Теперь он не наш» и его буквально выкидывают из активной жизни, начинаются гонения, преследования: ему не дают работу, оставляют без средств к существованию его самого и его семью. Срабатывает « стадный инстинкт». Зачастую эти гонения возглавляет его бывший заместитель.Он пытается повысить свой авторитет за счет принижения авторитета своего предшественника, у которого ранее работал и, соответственно, в равной мере был ответственен за прошлые, совместные результаты работы.

Но, как говорится, ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак. При этом и бывший и настоящий руководители являются членом одной и той же партии – «Единой России». Кадровики партии сверху безучастно наблюдают за этой грызней, население посмеивается, местные чиновники видят, как несправедливо с их коллегами поступают после оставления ими должности, и стараются урвать, пока они при должности. Эта кадровая чехарда, внутрипартийная грызня принизила роль партии, возродила протестное голосование, низкую явку. Из-за этого и возникла у местных чиновников необходимость подтасовки результатов выборов, потому что они не имеют организаторских способностей и авторитета среди избирателей для «выдачи» чистых результатов.

– Но вы же сами член ЕР

– Я, как ветеран партии, являюсь свидетелем того, как на моих глазах теряется смысл создания партии, и начинается ее использование в личных корыстных целях. Например, у нас в сельсовете единорос-начальник, кандидат в депутаты местного совета выдавливает своего конкурента однопартийца-рабочего, самовыдвиженца из выборов в депутаты под угрозой увольнения. Для единоросса- начальника депутатство очередной титул, а для рабочего жизненная необходимость и возможность как-то обустроить свою жизнь и деревню. Но чужие вторгаются и нарушают устоявшийся уклад.

Это что за кандидат от ЕР, который сам в местный совет без административного ресурса избраться не может? Если он изберется по этому ресурсу, то он обязан администрации, а не гражданам. Поэтому такие депутаты не выполнили, как мне кажется, ни одного наказа по прошлым выборам. В итоге в деревнях мы получили разбитые улицы, разрушенное водоснабжение, перестали освещать улицы, чистить дороги, собирать мусор и др. Когда жители жалуются, то им в сельсовете говорят: «Вы мешаете нам работать».

-  Чем же они занимаются, если работу свою не выполняют?

- Некоторые местные чиновники иногда, по своей недалекости и несправедливости, наплодят себе личных врагов, и потом, после вступления на должность, их объявляют врагами народа, власти и ЕР. Типа, наших обижают! И ведь ведутся вышестоящие на это, встают на их защиту, хотя никто не в состоянии ответить, зачем это надо им лично и власти вообще -поддерживать свои непопулярные кадры и делить с ними бремя их необдуманных поступков? А ведь их во власть послали не для того, чтобы они денно-нощно разбирались, ссорились со своими врагами, злоупотребляя должностью, «пилили» и делили деревню на наших-ваших. Когда им работать, когда эти разборки занимают все их время?

PHOTO-2019-08-23-09-22-58 (3).jpg

Общественный туалет в деревне Карамалы

– Какой тогда от таких чиновников толк?

– Никакого! От таких местных баев и депутатов нет проку и вышестоящей власти. Например, раньше, при Муртазе Губайдулловиче, наши депутаты и районное начальство не боялись встреч с избирателями. Они всю зиму ездили по деревням района и общались с населением, отчитывались не только за свою работу, но и за работу всей вертикали власти в республике. Если было за что, люди высказывали свое недовольство, ругались, шумели, выпускали накопившийся «пар». Но потом никуда не писали и не жаловались, потому что все решалось там, на месте. И на всякие митинги протеста не ходили. Поэтому самое главное ценное качество местного начальника и депутата – это справедливость. Можешь ненавидеть или любить вне власти, а на работе не имеешь права, обязан ко всем относиться по справедливости. А чиновник, который не в состоянии находить общий язык с населением - профессионально не пригоден.


Интервью записал Иван Парамонов

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


ПОДЕЛИТЬСЯ






важное